Белая Русь и печать Ивана Грозного

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Почему символ единорога (индрика) появился на Государственной печати Ивана Грозного? «Он появился на груди двухглавого орла, там, где до этого изображался исконный герб московских Государей «ездец», всадник, которого Петр Великий распорядился считать Святым Георгием Победоносцем. «Того же году (1562) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его инърог».

          Известна и малая печать Иоанна Грозного с простым изображением единорога, идущего вправо от зрителя. Грозный Царь печатью с единорогом скреплял письма личного характера, например переписку с Кирилло-Белозерским монастырем, что, несомненно, позволяет нам считать единорога не только новым державным символом, каким он был на Государственной печати 1571 года, но и его личной эмблемой, впервые появившейся в Русских землях в качестве геральдической фигуры на золотниках его деда Ивана Третьего.» (Ларионов В. «Загадка белого единорога с печати белого царя»)

          В 1477 году были отчеканены большие золотые монеты, с изображением на них корабля. На другой же стороне этих монет, находился крест, в углах которого располагались четыре Единорога.

          Итак, «Единорог - олицетворение чистоты, непорочности и мужской чести … Единорога на Руси почитали с давних пор. Прозывался он Индриком, а еще Инрогом, Индрогом, Индрой. … этого Индрика никто никогда не видел, это зверь подземный. «У нас Индрик-зверь всем зверям зверь …» "Голубиная книга"… Как символы власти, лев и единорог очень часто встречаются на царской утвари, тронах. Эти фигуры есть на царской печати у Ивана IV и на спинке его трона.» («Вел за корону смертный бой со Львом Единорог» https://neusolga.livejournal.com/102339.html)

          Отметим, что в христианстве: «Единорог — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим и становится он образом Христа.Его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.» А Иван Грозный был православным царем.

          Что означает символически замена изображения на щите? По мнению А. Бойко: «Царь отказался от защиты двуглавого орла со Святым Георгием в пользу покровительства и защиты у более сильного оберега - символа Северной земли Белого Единорога. Документы, предназначенные для “московского” употребления, скреплялись печатью со Святым Георгием. Документы, предназначенные для управления в Северных землях, запечатывались печатью с Единорогом. (А. Бойко «Единорог в государственной символике России. При чем здесь Иван Грозный»)

          Но почему еще при деде Ивана Грозного были отчеканены "корабельники" - большие золотые монеты с изображениями единорога? Обратимся к истории Белой Руси.

          О Белой или Северо-восточной Руси писал в "Истории Российской" В.Н. Татищев: «Древние наши писатели разумели под оным именем Польский и Меряжской или Суздальский и Ростовский пределы с принадлежащими землями, после Смоленское, или Кревич, которое было отдельное владение, к тому присовокупили. Литовские, желая похитить титул великих князей белорусских, обладав Смоленском, оное только княжество за Белую Русь почли, чему и наши, не ведающие своей истории, последовали: но нам довольно к утверждению правдивости наших слов, что древнейшие манускрипты, н.1 и 2, везде, а н. 4 на многих местах всю сию страну, кроме Смоленского, Белая Русь именуют….

          Границы этой области на севере с Великой Русью по Волге. Как о построении Твери сказано, великий князь Всеволод III повелел на границе между княжествами построить твердь, или крепость. И еще реку Медведицу часто за границу новгородскую с Ростовским княжеством почитали, но после Кашин ко Твери, Углеч к Ростову приобщены. На восток до югров, ибо Вологда принадлежала Ростовскому, а после Ярославльскому княжеству, и простиралась вниз по Волге до устья Оки с мордвою, на юг до Оки с Рязанским княжеством, мордвою и болгарами, после же с болгарами продолжена до Суры, а после присовокуплении Рязанского к югу до реки Воронежа ….»

          И о гербе Белой Руси, который: «Издревле был всадник белый в красном поле, саблю имеющий пред собою. Василий III Димитриевич положил копием колющего в знак победы над татарами, как на их деньгах изображенного. Некоторые думают, сей герб княжества Московского, но неправильно. Ибо Московский герб давно был лев с единорогом борющиеся. (Первый русский историк Василий Никитич Татищев "История Российская") Отметим не просто изображения льва и единорога, но их борьба.

          Все гораздо древнее и имеет свои корни в истории племен и народов живших и ушедших с Русской равнины в глубокой древности.

          В своей книге «Арии и древнеарийские традиции» доктор исторических наук Н.Р. Гусева опираясь на данные палеоклимотологов, говорит о том, что: «Климат Арктики того периода был крайне благоприятным …. для поддержания жизни племен и для развития их хозяйства.(Что подтверждается авторами древних текстов «Ригведы» и «Авесты»)

          Оба древних памятника («Ригведа» и «Авеста») указывают на неодолимые изменения жизненных условий, на неодолимое наступление похолодания, вынудившего этих людей уходить к югу на «путь солнца». Что известно о этом похолодании?

          Очень многое известно – геофизики, климатологи и, гляциологи недавно уточнили, что циркумполярная северная зона дважды подвергалась оледенению за последние 100 тыс. лет. Предпоследний ледниковый период завершился 60-70 тыс. лет тому назад, а последний начался около 30 тыс. лет и закончился 12-10 тыс. лет тому назад.»

          Как отмечает Гусева именно в этот 40 тыс. промежуток в указанных областях царил теплый климат и, как доказано мировой антропологической наукой протекал процесс завершения жизни неандертальцев и формирование нового человеческого вида кроманьонцев или человека Homo Sapiens Sapiens - сверх разумного человека современного нам.

          Н. Гусева считала, что: «Формирование крамоньонцев можно датировать 50-40 тыс. лет назад до н.э., то есть эпохой верхнего палеолита, то должны прийти к выводу, что тогда наступило начало ускоренного умственного и физического развития человека. Явные последствия первого проявили себя в четком осознании окружающей среды и к попыткам применится к ее воздействию: стали возникать древние гимны и молитвы и неизбежно должна была сложится традиция их изустной передачи от поколения к поколению мудрецов, то есть древнейшим предкам сословию брахманов.»

          И делает вывод о том, что: «К этому времени, до начала последнего оледенения следует очевидно относить наиболее древние части текстов обоих памятников Ригведы и Авесты»

          «Единорогом именуют и Индрика - зверя, и его образ тождественен Индре Индии, битве Индры и Вритры, Лев. же образ Шивы, по всей очевидности. ряд божеств, и притом женских, изображают богиню верхом на львице.» «Лев и Единорог. Древнейшие Индоевропейские традиции» https://dzen.ru/a/X-WMA7WQzx1keZgz

          О том, что на Русской равнине возникли у арийских племен понятия их древней веры, подробнее в нашей статье ««Хорошую религию» придумали не индусы»

          О многом Иван Грозный знал, он почерпнул многие знания о мире из своей библиотеки, в которой были редкие манускрипты, на Русь большую часть книг: «В качестве приданого привезла бабка царя, Софья Полеолог, выйдя замуж за Ивана III. Привезенная ей библиотека действительно была уникальной. В нее входили тексты раннего христианства, а также древние книги вавилонского царства, являвшиеся копиями с глиняных табличек. Особое восхищение вызывали матерчатые и кожаные свитки.
          В библиотеке Ивана Грозного числились и вовсе уникальные манускрипты: Аджибу – аль – Махлукат («Всего мира мудрость»), еврейские книги (58 ящиков), Евангелие рукописное с золотыми вставками (6670 год), Космография (около 1550 года), латинские книги, Лествица Иоанна Синайского. (7051 год), Лествица Иоанна Синайского(7029 год), Летописец (7034 год), Хроника немчина Мартына, Летописец свейский (7049 год), Летописец Литовский (7069 год), Летописец польский (7079 год) и многие другие.» («Библиотека Ивана Грозного: какие книги там были»


Рецензии