О проблемах британского флота

Мои постоянные читатели в курсе, что я по распределению Хабаровского медицинского института, который окончил в 1971 году, три года прослужил на Тихоокеанском флоте в должности начальника медицинской службы подводной лодки 19-й бригады 6-й эскадры подводных лодок.  В эскадре было 2 бригады, 4-я и 19-я. В первой числились субмарины, проходившие ремонт на судоремонтных заводах № 178 (военном) и «Дальзаводе» (смешанном).  За время службы я один раз был в «автономке» на морском сленге, или боевой службе на официальном, или на боевом патрулировании на языке западных военных. Ходили на полную автономность – 60 суток, хотя наша субмарина 611 проекта могла взять питание и топливо на 90 суток плавания.

За год до моего призыва одна из подводных лодок нашей бригады вместе с пассажирским теплоходом «Мария Ульянова» выходила на боевое патрулирование в Индийский океан на срок более длительный – если мне не изменяет память, 11 месяцев.  Один экипаж был на лодке, второй на борту теплохода, и через определенное время они менялись. На теплоходе была и провизия, и топливо, которые пополняли запасы на субмарине прямо в море. Мне не довелось беседовать с офицерами, вернувшимися из такого длительного патрулирования, большинство из них после профилактического лечения в санатории были уволены в запас или переведены в другие части.

А недавно мне на глаза попался перевод статьи в английском военном журнале по поводу длительного боевого патрулирования английского ракетоносца.  Ниже следует текст этого перевода.
***
11 сентября подводный ракетоносец класса "Вэнгард" вернулся из 195-дневного патрулирования. При этом лодка была покрыта морской растительностью до такой степени, какой раньше не наблюдалось. Считается, что это второе по продолжительности патрулирование подводной лодки сил сдерживания Королевского флота, и скопление водорослей и ракушек объясняется тем, что ПЛАРБ для большей скрытности проводят большую часть времени патрулирования с очень небольшой скоростью.

Это делается для того, чтобы свести к минимуму их шумовую сигнатуру, к тому же, оказавшись в отведенном им районе, они остаются в нём, не совершая больших переходов. Такой уровень биообрастания также может свидетельствовать о том, что она могла работать либо в более мелководных, либо в более теплых водах, чем обычно

Лодку встречали заместитель премьер-министра Оливер Дауден и Первый морской лорд адмирал сэр Бен Ки..."
***
Можно ли представить встречу нашей подлодки, возвращающейся с боевой службы столь высокостоящими персонами?
Ну это их проблемы, надо было подсластить пилюлю личному составу, всё же более полугода в прочном корпусе не подарок. Кстати, эти непрерывные патрулирования несут говорящее название "операция Безжалостность", как они пишут, ...в рамках которой британская подводная лодка, вооруженная новейшим оружием нации, патрулирует мировые океаны, невидимая, незамеченная и готовая нанести удар с 1969 года. Операция «Безжалостность» — самая продолжительная военная операция, когда-либо проводившаяся Великобританией. Безжалостность по отношению к нам, само собой.
Однако продолжим чтение.
***
"...Раньше патрулирование обычно длилось около 3 месяцев, и были предприняты значительные усилия для изучения и смягчения психологического воздействия нахождения в металлической трубе, когда вы не видите дневного света или не имеете общения с другими людьми и внешним миром так долго. Эффект такого периода без надлежащего отдыха и расслабления неизбежно должен сказаться на экипаже, и неизбежным фактом является то, что человеческая ошибка становится более вероятной по мере увеличения усталости.

Некоторые подводники хорошо адаптируются к предполагаемой предсказуемости и рутинной жизни на лодке, и в море они тратят мало денег, получая при этом хорошую зарплату. Более продолжительное патрулирование также дает право на дополнительные выплаты бонусов и продление периода отпуска.

Раньше продолжительность патрулирования была вполне предсказуемой, что позволяло планировать семейную жизнь, зная, когда вы будете в море, сколько будете жить дома и работать на базе или быть в отпуске. Патрулирование чрезмерной продолжительности или патрулирование, которое внезапно продлевается, неизбежно наносит ущерб моральному духу и приведет к уходу большего числа людей в то время, когда уже существует острая нехватка подготовленных подводников..."
Какова механика всего этого процесса?
"...Мы не можем точно сказать, почему недавнее патрулирование было таким долгим, но, хотя лодок четыре, фактически в высокой готовности находятся только две.

Лодка D находится в запланированном пятимесячном патрулировании глубоко под водой в районе, известном лишь горстке людей на берегу и паре офицеров на борту. Лодка А находится на капитальном ремонте, который продлится несколько лет, и никто не может точно предсказать, когда он будет завершен.

Лодка B занимается отработкой экипажа после глубокого ремонта, и ей потребуется значительное время, прежде чем она снова будет готова проводить оперативное патрулирование.

Лодка C проводит краткосрочную проверку и сертификацию перед тем, как заменить лодку D на патрулирование. Из-за того, что подводная лодка стареет и прошло много времени с момента последнего капитального ремонта, лодка C получает серьезную неисправность в море и вынуждена преждевременно вернуться на базу. (Видимо, имеется в виду пожар на HMS Victorious в конце 2022 года)

В результате командиру лодки D приходится сообщить своей несчастной команде, что их патрулирование будет продлено на несколько недель. Идет сумасшедшая работа по ремонту лодки C, которая занимает пару недель и включает в себя изъятие важных деталей с лодки B. В конце концов лодка C готова выйти в море и провести очень сжатые испытания, у нее отсутствуют ключевые сертификаты, но она, наконец, может заменить лодку D, позволив ее измученному экипажу вернуться домой.

Лодка D, так долго находившаяся в море, теперь на какое-то время выйдет из строя и потребует обширного пакета технического обслуживания. График лодки B сильно нарушен, и ей приходится ждать, пока оборудование не будет заменено деталями, взятыми с лодки D. Итак, эффект домино продолжается…

Трудно найти поддающиеся проверке данные о продолжительности патрулирования, но источники в обороне говорят, что рекорд продолжительности составляет 207 дней, достигнутый HMS Victorious в 2021 году. За последние 3 года расчётное среднее время нахождения в море лодки класса "Вэнгард" из сил сдерживания составит 163 дня (5 месяцев и 2 недели), что является огромным увеличением по сравнению с 3-месячным стандартом прошлого..."
***
Как тут не начать жаловаться? А "сдерживать" надо, хоть тресни, без англичан сдержать Россию не удастся никак.

И немного о продолжительности срока строительства новых лодок и капитального ремонта и модернизаций старых на фоне стонов по поводу наших или "Адмирала Кузнецова".
***
"...В октябре 2016 года была вырезана первая сталь для HMS Dreadnought. Министерство обороны крайне расплывчато сообщает, когда она будет введена в эксплуатацию, но темпы реализации проекта не соответствуют необходимой срочности, и на ее строительство, вероятно, уйдет около 15 лет. (Примерно вдвое больше времени, которое потребовалось на постройку HMS Vanguard в 1986–1993 годах).

Модернизация HMS Vanguard потребовала более 7 лет. Его состояние было таким, что он практически перестроен изнутри. Работа включала также устранение повреждений, полученных во время подводного столкновения с французской ПЛАРБ Le Triomphant в 2009 году. Многие основные элементы оборудования на борту пришлось вывезти и полностью отремонтировать в дополнение к незапланированной дозаправке ее реактора. Из-за сильной коррозии всю хвостовую часть, включая опоры кормовых рулей, пришлось реконструировать и заменить. Эти подшипники должны быть обработаны с очень высокими допусками, чтобы сохранить скрытность, и эта операция была лишь одной из нескольких сложных инженерных задач, которые никогда раньше не решались...

Большинство проблем, с которыми сегодня сталкивается Королевский флот, являются результатом решений, принятых несколько лет или даже десятилетий назад. Руководители, государственные служащие и лидеры отрасли, оказывающие сегодня поддержку жизнедеятельности подводного флота, по большей части не виноваты и делают все возможное, с тем, что им досталось в наследство.
В то же время Великобритания особенно зависит от навыков и стоицизма своих подводников, которые продолжают подолгу находиться в море на стареющих лодках..."
В чём окажутся виноваты нынешние руководители британского флота, станет ясно возможно через десяток лет, если подводники окончательно не разбегутся.
***
Перевод с английского, статья с сайта navylookout, автор не указан.

Кстати, эти проблемы касаются не только британских подводных лодок. Вот статья о проблемах с надводным флотом, практически такими же, как и на российском.
Как ни покажется кое-кому странным, они довольно схожи. Посмотрим, что говорится на этот счёт в британских источниках, в частности Navy lookout, занимающегося аналитикой состояния Королевского флота.
Во-первых, недостаточное количество кораблей для решения поставленных задач. Оно конечно, если бы англичане сидели на своих островах, а флот обеспечивал бы только их защиту - это одно дело. Но им нужно шнырять от Чёрного моря до Жёлтого чтобы "парировать возникающие угрозы", а для этого 19 кораблей, способных выполнять эти задачи, явно недостаточно и хорошо бы удвоить их количество, но деньги, деньги - где их взять? Но и 19, тот "абсолютный минимум", который был установлен правительством ещё в 2010 году, сохранять не удаётся.

В настоящий момент имеется 18 фрегатов и эсминцев, а в следующем году останется 17. Но все ли они могут эксплуатироваться одномоментно? Люди, не очень ориентирующиеся в процессах жизнедеятельности военного флота, обычно упускают, что часть кораблей регулярно находится в запланированном ремонте, или в ремонте в результате возникших поломок, регулярно подвергаются модернизации, а также, как ни неожиданно это прозвучит, простаивают в результате нехватки квалифицированного персонала.

В статье "Анализ готовности фрегатов и эсминцев ВМФ в 2015-2020 гг." подсчитывается, что в среднем фрегат или эсминец британского флота за этот период находился в море 81 день в год (Имеется в виду выполнение боевых задач, но ведь есть ещё выходы для учебных целей, испытательные после ремонта или модернизации, обеспечение других кораблей и т.п.), и это очень высокий показатель по сравнению с другими флотами, за исключением американского - и тут же указывается, что такое перенапряжение личного состава привело к ряду аварийных ситуаций с американскими кораблями.

А британский флот "в период с 2012 по 2017 год увидел большой исход опытных моряков, покидающих службу, в первую очередь потому, что они чувствовали, что их просят проводить слишком много времени вдали от дома".

Основными причинами перенапряжения явилось бездействие двух кораблей из-за нехватки персонала и начало программы LIFEX для фрегатов Type 23. Это программа модернизации, в результате которой корабль выводится из строя на срок до двух лет. Тут вспоминается история с Тришкиным кафтаном.

Чтобы изыскать средства на модернизацию, будут выведены из состава флота HMS Monmouth и HMS Montrose. 100 миллионов фунтов стерлингов, сэкономленные на поддержании их в боевой готовности, пойдут на продление срока службы HMS Argyll, HMS Lancaster и HMS Iron Duke в результате программы LIFEX. И таким образом, вместо 51 месяца эксплуатации выводимых из состава флота, обеспечат 135 месяцев службы остающихся.

Однако и тут есть схожие с нашими проблемы. "В идеальном мире Королевский флот мог бы позволить себе переоборудование и комплектование экипажами всех 19 кораблей (желательно больше), но это лучший вариант в данных обстоятельствах, пишется в статье "Как меньшее количество фрегатов может сделать флот Королевского флота более эффективным?"

В реальном же мире "Все 11 проектов технического обслуживания, начатые с 2019 года, завершились позже запланированного срока, а в 2017–2018 годах только четыре из 11 проектов были завершены в срок. В среднем рабочие процессы занимают примерно на 30% больше времени, чем ожидалось, с задержками, связанными с «объемом требуемых работ, который становится очевидным только после начала периода обслуживания» и COVID. Эти задержки не ограничиваются одной компанией, но распространяются на всех, включая Babcock, BAE Systems, UK Docks, A&P Falmouth и Cammell Laird".

Эти береговые инженерные проблемы ограничиваются не только текущим обслуживанием, но и критически важными специализированными проектами. Как указывалось ранее, пакет улучшения мощности Type 45 для первого корабля HMS Dauntless занял времени на год больше, чем планировалось. Подводная лодка Trident HMS Vanguard все еще находится в сухом доке номер 9 в Девонпорте, и предполагается, что она окончательно покинет его в январе и присоединится к флоту в середине 2022 года. Ее переоборудование и перезагрузка реактора запаздывают более чем на 3 года и превышают бюджет на миллионы фунтов стерлингов, причем задержка имеет серьезные последствия для других трех стареющих лодок сдерживания. Потенциал технического обслуживания военно-морского флота был истощен годами сокращений и неопределенности, что привело к нехватке мощностей и, что наиболее важно, недостаточному количеству достаточно квалифицированных и опытных людей.

Если просуммировать изложенное выше, то эти проблемы заключаются в недостаточном количестве боеготовых кораблей, их устаревании и нехватке финансовых средств на модернизацию, дефицит подготовленного личного состава, неспособность промышленности выдерживать сроки обслуживания кораблей, в том числе и по причине нехватки квалифицированных рабочих и другого персонала.

Ну и чем же они отличаются от проблем нашего флота? Под многими статьями о проблемах иностранных флотов упорно появляются комментарии, что нечего кивать на иностранцев, а то и злорадствовать по их адресу, а давайте лучше в тысячный раз возрыдаем над дымом "Кузнецова" или вот поглодаем свежую косточку о пожаре на нашем новостроящемся корвете.

На самом деле, на опыте иностранных флотов я хочу показать, что жизнедеятельность такого сложнейшего организма, как ВМФ, подчиняется общим законам и вследствие этого нет ничего такого, что мы видим у нас, но не встречалось бы и у них.
А вот полезный опыт, как они борются с этим, надо изучать и с умом применять у себя.


Рецензии