39. Шри Ауробиндо МАТЬ 6, вар. 1

39. Шри Ауробиндо "Мать"

VI (Упанишада)

Часть 1

ЧЕТЫРЕ СИЛЫ МАТЕРИ

Четыре Силы Матери -– это четыре Её
выдающихся Индивидуальности,
части и воплощения Её Божественности,
посредством которых Она воздействует на Свои творения,
организует и согласовывает их деятельность в мирах
и управляет работой Своих многочисленных сил.

Ибо Мать едина, но предстает
перед нами в различных Своих аспектах;
многочисленны Её силы и индивидуальности,
многократны Её эманации и Божественные проявления --
Великолепие, Величие, Слава и Процветания (Вибхути),
что выполняют Её работу во вселенной.

Та, Кому мы поклоняемся как Матери -–
это Божественная Сознательная Сила,
Которая господствует над всем мирозданием,
Единая и в то же время столь многообразная,
что за Её движением не способен уследить
даже самый стремительный разум
и самый свободный и обширный интеллект.

Мать –- это Сознание и Сила Верховного
и несравнимо превосходит всё, что Она создаёт.

И всё же нечто, характерное для Неё,
можно увидеть и почувствовать в Её воплощениях
и даже более осязаемо и доступно,
в силу Их более определённого и конкретного характера,
в образах Богинь, в ком Она соглашается предстать
перед (лицом) Своих творений.

ТРИ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ МАТЕРИ

Существует Три Олицетворения Матери,
о которых вы узнаете,
испытав переживание единства с Сознательной Силой,
которая является Источником Жизни
для всего сущего во вселенной.

Трансцендентная, первозданная Божественная Шакти,
Которая царит над мирами и соединяет творение
с непостижимой тайной Божественного.

Универсальная, космическая Махашакти,
Она созидает всё сущее,
содержит в Себе и наполняет его,
поддерживает и управляет всеми этими
бесчисленными процессами и силами.

Индивидуальная, Она воплощает в Себе Силу двух
более обширных Своих олицетворений,
делая Их живыми и близкими для нас,
и является посредником между человеческим сознанием
и Божественной Природой.

Единая первозданная трансцендентная Шакти, Мать,
стоит над всеми мирами и несёт в Своем вечном сознании
Верховное Божественное.

Она Одна хранит в Себе абсолютную Силу
и непостижимое Присутствие;
содержа в Себе или призывая Истины,
которые должны найти своё воплощение,
Она приносит их вниз из Таинства,
в котором они были сокрыты,
в свет Её бесконечного сознания
и придаёт им форму силы в Своей всемогущей власти
и беспредельной жизни,
и наделяет их телом во вселенной.

Божественное извечно являет Себя в Ней
бесконечной Сат-чит-анандой,
проявляясь через Неё в мирах,
в виде единого и двойного сознания Ишвары-Шакти
и двойного принципа Пуруши-Пракрити,
воплощаемым Ею в Мирах
и Планах и Богах и их Энергиях
и, в результате Её работы,
принимая форму всего, что существует,
во всех мирах, как известных нам,
так и неизвестных.

Всё является Её игрой с Верховным;
всё является Её проявлением таинств Вечного,
чудес Бесконечного.

Всё есть Она, ибо всё сущее –- это оболочка
и часть Божественного Сознания-Силы.

Ничто не происходит в мире
без Её решения и санкции Божественного;
ничто не способно обрести форму,
за исключением того, что Она,
движимая Верховным, прозревает и формирует,
посеяв это семенем в Её созидающей Ананде.

Махашакти, универсальная Мать, осуществляет,
что передано Ей трансцендентным
сознанием из Божественного
и присутствует в мирах созданных Ею;

Её Присутствие наполняет и поддерживает
их Божественным Духом
и Божественной все-содержащей силой и блаженством,
без которых они не могли бы существовать.

То, что мы называем Природой или Пракрити,
является всего лишь Её наиболее
внешним исполнительным аспектом;

Она выстраивает и организует
гармонию Своих сил и процессов,
приводит в движение деятельность Природы,
и движется среди них тайно,
или проявляется открыто во всём,
что можно увидеть или ощутить,
или существует в движении жизни.

Каждый из миров представляет собой ничто иное,
как игру Махашакти данной системы миров или вселенной,
которая пребывает там космической Душой
и Личностью трансцендентной Матери.

Каждый из них –- это нечто от Её видения,
пребывающий в Её сердце красы и силы
и созданный в Её Ананде.

Но многочисленны планы Её творения,
через многие уровни проходит Божественная Шакти.

На вершине этого проявления,
частью которого мы являемся,
находятся миры бесконечного бытия,
сознания, силы и блаженства,
над которыми Мать пребывает
как ничем не скрытая вечная Сила.

Всё живущее там пребывает и действует
в неизъяснимой полноте и неизменном единстве,
потому что Она несёт их в безопасности Своих рук вечно.

Ближе к нам находятся миры
совершенного супраментального творения,
в которых Мать предстаёт супраментальной Махашакти,
Силой Божественной всеведающей Воли
и всемогущественного Знания,
всегда явная в своих безошибочных работах
и спонтанно совершенная в каждом процессе.

Там все движения –- это шаги Истины;
все существа -– это души, силы и тела Божественного Света;
все переживания –- это моря, разливы и волны
интенсивной и абсолютной Ананды.

Но, то место, где находимся мы,
является мирами Неведения,
мирами разума, жизни и тела,
отделённые в сознании от своего Истока,
и земля является их значительным центром,
а её эволюция -– это процесс необычайной важности.

Эти миры, со всей их тьмой, борьбой и несовершенством
также поддерживаются Универсальной Матерью;
их тоже побуждает и направляет
к их тайной цели Махашакти.

Мать, как Махашакти этого тройного мира Неведения,
находится на промежуточном плане
между супраментальным Светом,
Истинной жизнью, Истинным творением,
которые должны быть принесены сюда вниз,
и эта восходящая и нисходящая
иерархия планов сознания,
что подобна двойной лестнице
спускается в неведение Материи
и поднимается снова вверх через расцвет
жизни и души и разума в беспредельность Духа.

Определяя всё чему быть
в этой вселенной и в земной эволюции
тем, что Она видит, чувствует и изливает из Себя,
Она стоит там над Богами,
и все Её Силы и Личности выстроены
перед Ней для действия,
и Она шлёт их эманации в эти низшие миры,
чтобы изменять, направлять, сражаться и покорять,
вести и обращать их циклы,
направлять общие и индивидуальные линии их сил.

Эти Эманации являются многочисленными
Божественными формами и личностями,
в которых люди поклонялись Ей
под различными именами в течение веков.

Но Она также подготавливает и формирует
посредством этих Сил и их эманаций
разумы и тела своих Вибхути,
также как Она подготавливает и формирует
разумы и тела Вибхути Ишвары,
чтобы проявить в физическом мире
под покровом человеческого сознания луч Своей
силы, качества и присутствия.

Все сцены земной пьесы, подобно некой драме, подготовлены, спланированы и поставлены Ею
и космическими Богами, в качестве Её ассистентов,
где Она Сама пребывает тайным Актёром.

Мать не только управляет всем сверху,
но Она спускается вниз, в эту меньшую тройную вселенную.

Безлично всё сущее здесь, даже движения Неведения, -–
(они) являются Ею самой в тайной силе,
и Её творениями в убавленной субстанции,
Её Природой-телом и Природой-силой,
и они существуют, потому что,
движимая таинственной волей Верховного воплотить нечто,
что пребывало возможностью в Беспредельном,
Она согласилась на великую жертву
и одела на Себя, подобно маске,
душу и формы Неведения.

Но также и Индивидуально,
Она сошла сюда во Тьму для того,
чтобы вести её к Свету, (сошла) в Ложь и Ошибку,
чтобы обратить их в Истину, (сошла) в Смерть,
чтобы обратить её в Богоподобную Жизнь,
в этот мир боли и его нескончаемую печаль и страдание,
чтобы завершить их в трансформирующем экстазе
Её возвышенной Ананды.

В Своей глубокой и огромной любви к детям Своим,
Она согласилась надеть на Себя облачение этой тьмы,
согласилась терпеть нападки
и мучительные воздействия сил Тьмы и Лжи,
выдержать переход через врата рождения,
что есть смерть,
взяла на Себя страдания и горести мира,
видя, что только так можно поднять его
к Свету и Радости, и Истине, и вечной Жизни.

Это великая жертва, называемая
иногда жертвоприношением Пуруши,
но гораздо больше жертва Пракрити,
жертвоприношение Божественной Матери.

*

39. Шри Ауробиндо "Мать"

VI (Упанишада)

Часть 2

ЧЕТЫРЕ ВЕЛИКИХ АСПЕКТА МАТЕРИ

Четыре великих Аспекта Матери,
четыре Её ведущих Силы и Личности
стояли во главе Её руководства этой Вселенной
и в Её работе над земной пьесой.

Одна из них характеризуется
обширным покоем, всеобъемлющей мудростью
и безмятежной добротой, неистощимым состраданием,
верховным и непревзойденным величием,
и самодержавной царственностью.

Другая воплощает Её мощь прекрасной силы
и неотразимой страсти,
Её воинственный нрав, Её всепобеждающую волю,
Её молниеносную стремительность
и сотрясающую миры силу.

Третья -– пылкая и сладостная и чудесная
с Её непостижимой тайной красоты и гармонии
и утончённого ритма, Её узорной и изысканной роскоши,
неотразимого обаяния и пленительной грации.

Четвертая обладает непосредственной и глубокой
способностью внутреннего знания
и терпеливым совершенством в работе,
со спокойным и точным совершенством во всём.

Мудрость, Сила, Гармония, Совершенство -–
вот некоторые Их атрибуты,
и именно эти силы Они приносят в мир,
проявляя под человеческим покровом
человеческого сознания в Своих Вибхути,
и могут быть найдены в Божественной мере
Их возрастания в тех,
кто может открыть свою земную природу
живому и непосредственному влиянию Матери.

Этим четырём Аспектам мы даём четыре великих имени:
Махешвари, Махакали, Махалакшми, Махасарасвати.

МАХЕШВАРИ

Царственная МАХЕШВАРИ пребывает в беспредельности
над мыслящим разумом и волей,
и возвышает и возвеличивает их,
поднимая в мудрость и обширность,
или наполняет великолепием вне их пределов.

Ибо могущественная и мудрая, Она открывает нас
супраментальным беспредельностям
и космическим просторам,
величию верховного Света,
сокровищнице чудесного знания,
неизмеримому движению вечных сил Матери.

Безмятежна Она и восхитительна,
величественна и спокойна всегда.

Ничто не способно поколебать Её,
ибо вся мудрость принадлежит Ей;
ничто не может быть укрыто от Неё,
если Она избирает это объектом Своего знания;

Она постигает все предметы и все существа,
их природу и что движет ими,
и закон этого мира и его время,
и как всё было, есть и должно быть.

Есть сила в Ней, которая встречает и одолевает всё,
и ничто не может противостоять Её обширной
нерушимой мудрости и высокой и спокойной силе.

Равнозначная, терпеливая и неизменная в воле Своей,
Она обходится с людьми согласно их природе,
с вещами и событиями соответственно их Силе и истине,
которая заключена в них.

Не имея никаких предпочтений,
Она следует указам Божественного (Слова истины),
и одних Она возносит ввысь, а других низвергает вниз
или удаляет от Себя во тьму.

Мудрого Она наделяет более великой
и озарённой светом мудростью;
тем, кто обладает видением,
Она открывает Свои намерения;
на враждебных налагает Она
последствия их враждебности;
невежественных и глупцов Она ведет по пути
их незрячей судьбы.

Каждому дает Свой ответ
и работает с различными элементами его природы
согласно их нуждам и побуждениям,
и ожидаемому ими ответу,
оказывает на них необходимое давление,
или же оставляет их на волю лелеемой (ими) свободы,
процветать на путях Неведения или гибнуть.

Ибо Она стоит превыше всего, не связанная ничем,
ни к чему не привязанная во вселенной.

И тем не менее больше, чем другие
Она обладает сердцем универсальной Матери.

Ибо сострадание Её бесконечно и неистощимо;
все в Её глазах Её дети и частицы Единого,
даже Асур, Ракшас и Пишач,
и те, кто враждебен и восстал против Неё.

Даже Её отказ –- это только отсрочка,
даже Её наказание –- это милость.

Но сострадание не ослепляет Её мудрости
и не отклоняет Её работу от намеченного курса;

ибо Истина вещей всегда остаётся
Её единственной заботой,
знание –- это сосредоточение Её силы,
и претворить нашу душу и природу
в божественную Истину
является Её миссией и работой.

МАХАКАЛИ

МАХАКАЛИ обладает иной природой;
не обширность, но высота, не мудрость, но мощь и сила
являются Её характерными чертами.

В Ней присутствует огромная интенсивность,
могущественная страсть силы в достижении цели,
Божественное неистовство в стремительном порыве,
сокрушающее любое сопротивление и препятствие.

Вся Её Божественность устремляется
во всём великолепии урагана действия;

Ей свойственны стремительность,
сиюминутная эффективность, молниеносный и прямой удар,
лобовая атака, сметающая всё на своем пути.

Ужасен Её лик для Асура, опасно и безжалостно
Её обращение со всеми, кто ненавидит Божественное;
ибо Она Воительница Миров,
Которая никогда не избегает битвы.

Нетерпимая к несовершенству,
Она не знает милосердия ко всему в человеке,
что сопротивляется, сурова ко всему,
что упорствует в своем неведении и тьме;

стремителен и страшен Её гнев
к предательству, лжи и коварству,
злой умысел немедленно поражается Её бичом.

Равнодушие, пренебрежение и лень
в Божественной работе Она не терпит
и немедленно поражает, пробуждая острой болью,
при необходимости, заснувшего и бездельника.

Те порывы, что стремительны, прямы и откровенны,
движения, которые безоговорочны и абсолютны,
стремление, возносящееся пламенем к небесам,
являются проявлениями Махакали.

Дух Её неукротим, Её видение и воля
высоки и всеохватывающие, как полёт орла,
Её поступь быстра на пути ввысь,
и руки Её подняты для удара и помощи.

Ибо Она тоже является Матерью,
и любовь Её такая же интенсивная, как и Её гнев,
и в Ней присутствует глубокое и интенсивное сострадание.

Когда Ей дозволяется вмешаться во всей Её силе,
тогда в один миг сокрушаются, как пустая скорлупа,
все сдерживающие препятствия и враги,
которые осаждают искателя (явлений Великой Матери).

Если Её гнев ужасен всему враждебному Ей,
и неистовство Её давления
мучительно для робких и немощных,
то великие, доблестные и сильные духом
любят и поклоняются Ей;

ибо они знают, что удары Её перековывают всё,
что восстаёт в их природе, в силу и совершенную истину,
выпрямляют всё, что искажено и извращено,
и изгоняют всё, что нечисто и неполноценно.

На что у Неё уходит день, могли бы уйти столетия;
без Неё, Ананда могла бы быть обширной и серьезной,
или сладостной и прекрасной,
но она потеряла бы пламенный восторг
своей наиболее абсолютной интенсивности.

Знанию Она придаёт побеждающую мощь,
красоту и гармонию наделяет нарастающим движением,
медленному и тяжелому труду
достижения совершенства -- придаёт импульс,
приумножающий силу и укорачивающий длинный путь.

Ничто не удовлетворяет Её,
если оно не достигает Божественного экстаза,
высочайших высот, самых благородных целей,
самых обширных горизонтов.

Поэтому с Ней всегда всепобеждающая сила Божественного,
и благодаря милости Её пыла и страсти и стремительности
великое достижение может свершаться сейчас,
а не в будущем.

Мудрость и Сила -– не единственные
проявления Божественной Матери;
есть более утончённое таинство Её природы,
без которого Мудрость и Сила были бы неполными,
и совершенство не было бы совершенным.

Превыше них –- чудо вечной красы,
непостижимое таинство Божественных гармоний,
захватывающая магия неотразимого универсального
очарования и влечения,
которая привлекает и удерживает
вещи и силы и существа вместе
и заставляет их встречаться и соединяться,
чтобы тайная Ананда проявила себя из-за покрова,
сделав из них свои ритмы и фигуры.

МАХАЛАКШМИ

Это –- сила МАХАЛАКШМИ,
и нет другого аспекта Божественной Шакти
более привлекательного сердцу, воплощённых существ.

Махешвари может казаться слишком
спокойной и величественной и далекой для того,
чтобы малость земной природы
могла приблизиться и вместить Её,
Махакали –- слишком грозная и стремительна,
чтобы наша слабость могла выдержать Её;
но всё обращается с радостью и стремлением
к Махалакшми.

Ибо Она набрасывает
чары опьяняющей сладости Божественного:
быть рядом с Ней –- это глубочайшее счастье,
и чувствовать Её в своём сердце –-
значит превратить существование в восторг и чудо;

грация, очарование и нежность изливаются из Неё,
подобно свету от солнца,
и на чём бы не остановился Её чудесный взор,
и не осветила прелесть Её улыбки,
душа покорена (этим) и пленена и погружена
в глубины неизъяснимого блаженства.

Притягательно касание Её рук,
и Их мистическое и тонкое влияние очищает
разум и жизнь и тело, и там, где Она ступает,
струятся чудодейственные потоки чарующей Ананды.

И все же нелегко выполнить требования
этой пленительной Силы и удержать Её Присутствие.

Гармония и красота разума и души,
гармония и красота мыслей и чувств,
гармония и красота в каждом внешнем поступке и действии,
гармония и красота жизни и всего окружения, --
таковы требования Махалакшми.

Там, где существует родство
с ритмами тайного мира-блаженства
и ответ на призыв Все-Прекрасного, и гармония и единство,
и радостное течение многих жизней,
обращённых к Божественному,
в такой атмосфере Она согласна оставаться.

Но всё, что уродливо и посредственно и низко,
всё, что скудно и убого и нечисто,
всё, что грубо и жестоко, отталкивает Её приход.

Туда, где нет любви и красоты
или их рождение (недоброхотно и им не рады),
Она не приходит;
там, где они смешиваются и искажаются
низменными элементами, Она вскоре отворачивается,
чтобы уйти и не изливает Своих богатств.

Если она, пребывая в сердце человека, увидит,
что Её окружают эгоизм и ненависть,
ревность и злоба, зависть и раздор,
если вероломство и жадность, и неблагодарность
примешаны в священном сосуде,
если грубость страсти и низменное желание
искажают поклонение, в таких сердцах
милостивая и прекрасная Богиня не задержится.

Божественное отвращение охватывает Её,
и Она уходит, ибо Она не та,
кто настаивает или добивается (любви и почитания);
или же, сокрыв лицо Своё, Она ждёт
пока это горькое и ядовитое дьявольское зелье
не будет отвергнуто и не исчезнет,
прежде чем Она снова установит Свое счастливое влияние.

Аскетическая беднота и суровость
неприятны Ей так же, как (и) подавление
глубоких эмоций сердца
и прекрасных частей души и жизни.

Ибо через любовь и красоту
Она налагает на людей узы Божественного.

Жизнь превращается в Её высших творениях
в богатый узор небесного искусства,
и всё бытие становится поэмой священного блаженства;
богатства мира собираются вместе
и выстраиваются в верховной гармонии,
и даже простейшие и самые обыденные вещи
становятся прекрасными Её интуицией единства
и дыханием Её Духа.

Принятая в сердце,
Она возвышает мудрость до вершин чуда
и открывает (прилагает к ней) мистические тайны экстаза,
что превосходит всё знание,
Она встречает поклонение
страстным притяжением Божественного,
наполняет силу и энергию ритмом,
делающим мощь их действий
гармоничным и пропорциональным,
и наделяет совершенство очарованием,
которое делает его вечным.

МАХАСАРАСВАТИ

МАХАСАРАСВАТИ -– это Сила Матери в Работах
и Её дух совершенства и порядка.

Самая младшая из всех Четырех,
Она самая искусная в исполнительной работе
и находится ближе всех к физической Природе.

Махешвари пролагает обширные линии мировых сил,
Махакали направляет их энергию и импульс к действию,
Махалакшми открывает их тайные ритмы и меру,
но Махасарасвати управляет их
детальной организацией и исполнением,
взаимосвязью отдельных частей и эффективным сочетанием сил,
и безукоризненной точностью результата и воплощения.

Наука и ремесла, и техника исполнения составляют
поле деятельности Махасарасвати.

Она всегда несёт в Своей природе и даёт тем,
кого Она выбирает, детальное и точное знание,
проницательность и терпение, точность интуитивного разума
и сознательную руку, и распознающий глаз совершенного работника.

Эта Сила могущественная и неустанная,
внимательный и эффективный строитель, организатор,
администратор, техник, ремесленник и классификатор миров.

Когда Она берётся за трансформацию и перестройку природы,
Её труд всеобъемлющий и доскональный,
хотя часто воспринимается нашим нетерпением
медленным и бесконечным,
но он неотступен, интегрален и безупречен.

Ибо воля в Её работах скрупулезна, неусыпна и неустанна;
склоняясь над нами, Она замечает и касается каждой детали,
устраняет каждый малейший дефект, изъян,
кривизну или несовершенство, оценивает и взвешивает в точности всё,
что было сделано и всё, что предстоит сделать в будущем.

Ничто не является слишком незначительным
или несущественным для Её внимания;
ничто, каким бы неосязаемым или обманчивым
или скрытым Оно ни было, не может ускользнуть от Её внимания.

Формируя и вновь изменяя форму,
Она трудится над каждой частью до тех пор,
пока она не обретёт свою истинную форму,
не найдет своё место в целом,
и не исполнит своё истинное предназначение.

В Её постоянной и неустанной организации и реорганизации вещей,
Её око следит в одночасье за нуждами всех и решает,
как разрешить их, и Её интуиция знает,
на что падёт Её выбор, и что будет отвергнуто,
и успешно выбирает нужный инструмент, точное время,
необходимые условия и верный процесс.

Беспечность, пренебрежение и лень Она не терпит;
любую небрежную, поспешную и беспорядочную работу,
всё неумение, неточность и несостоятельность,
всё злоупотребление
и ошибочное использование инструментов и средств,
всё неоконченное или оконченное только наполовину,
оскорбительно и чуждо Её темпераменту.

Когда Её работа завершена, ничто не забыто, ничто не упущено,
забыто или оставлено незавершённым;
всё сделано основательно, точно, совершенно и восхитительно.

Ничто не удовлетворяет Её, кроме абсолютного совершенства,
и Она готова трудиться целую вечность,
если это необходимо для полноты и завершённости Ее творения.

Поэтому, из всех сил Матери,
Она самая терпеливая в работе с человеком
и его многочисленными несовершенствами.

Добрая, улыбчивая, близкая и всегда готовая помочь,
не легко Её отвратить или Её разочаровать,
настоятельная даже после многочисленных неудач,
Её рука поддерживает нас на каждом шагу, при условии,
что мы едины в нашей воле, целеустремленны и искренни;
ибо Она не потерпит двойственности ума,
и Её разоблачающая ирония беспощадна
к драме и спектаклю, самообману и притворству.

Мать (в) наших нуждах, друг в наших трудностях,
настойчивый и спокойный советник и наставник,
разгоняя сиянием Своей улыбки облака
уныния и беспокойства и депрессии,
всегда напоминая нам о доступной помощи,
указывая в сторону вечного света,
Она непоколебима, спокойна и настойчива
в глубоком и постоянном призыве,
который ведёт нас к интегральности высшей природы.

Вся работа других Сил полагается на Неё
для своей завершенности;
ибо она обеспечивает материальную основу,
прорабатывает массу деталей,
возводит и выковывает броню структуры.

*

39. Шри Ауробиндо "Мать"

VI (Упанишада)

Часть 3

ДРУГИЕ ВЕЛИКИЕ ЛИЧНОСТИ МАТЕРИ

Существуют и другие великие Личности Божественной Матери,
но их было труднее принести вниз,
и Они не выступали во главе,
исполняя важную роль в эволюции земного духа.

Среди них есть Присутствия,
которые необходимы для супраментальной реализации, --
более всех важна Та, Которая является Её Личностью,
Того таинственного и могущественного блаженства и Ананды,
истекающая из верховной Божественной Любви, Ананда,
что Одна способна залечить пропасть
между высочайшими вершинами супраментального Духа
и глубочайшими безднами Материи, Ананда,
что содержит ключ восхитительной Божественной Жизни
и даже сейчас тайно поддерживает работу
всех остальных Сил во вселенной.

Но ограниченная, эгоистичная и тёмная человеческая природа
не в состоянии принять Эти Великие Присутствия
и поддержать Их могущественную деятельность.

Только тогда, когда Четыре Силы Матери
установят Свою гармонию и свободу движения
в трансформированном разуме, жизни и теле, --
смогут Те Другие, более редкие Силы,
проявиться в земной природе
и супраментальное действие станет возможным.

Ибо только когда все Её Личности собраны в Ней и проявлены
и Их отдельная деятельность обращена в гармоничное единство,
и Они поднимаются в Ней к Своей супраментальной Божественности,
тогда Мать являет Себя как супраментальная Махашакти
и приносит вниз, изливая Свои светоносные трансцендентности
из их непередаваемого эфира.

Тогда человеческая природа сможет
измениться в динамическую Божественную природу,
потому что все основные нити супраментальной
Истины-сознания и Истины-силы будут натянуты вместе
и арфа жизни настроена на ритмы Вечного.

ПРАКТИКИ

Если вы хотите обрести эту трансформацию,
вверьте себя в руки Матери и Её Силам,
отбросив все сомнения и сопротивление,
и позвольте Ей беспрепятственно делать
Свою работу внутри вас.

У вас должны быть три вещи:
сознание, пластичность и полная самоотдача.

Ибо вы должны быть сознательными в своем разуме,
душе, сердце и жизни, и в самых клетках тела,
сознавать Мать и Её Силы и Их работу;
ибо хотя Она может и делает работу в вас
даже в вашей темноте
и ваших бессознательных частях и движениях,
всё же эта работа отличается от той,
когда вы находитесь в пробуждённом
и живом контакте с Ней.

Вся ваша природа должна быть податливой Её прикосновению, --
не вопрошая, подобно тому, как самодостаточный
невежественный разум вопрошает
и ставит под сомнения и оспаривает,
являясь врагом своего собственного просвещения и изменения;

не настаивая на своих собственных движениях,
подобно тому как витальное в человеке настаивает
и упорно противопоставляет
свои своевольные желания и злую волю
каждому Божественному влиянию;
не препятствуя и не укрываясь
в неспособности, инерции (тамасе),
подобно тому как физическое сознание человека
препятствует и держится за свои наслаждения
(в ничтожности) и тьме,
вскрикивая при каждом прикосновении,
которое нарушает его бездушную рутину,
его монотонную лень и оцепенение сна.

Полная самоотдача вашего внутреннего и внешнего существа
принесет эту пластичность во все части вашей природы;
сознание пробудится повсюду в вас
силой постоянной открытости Мудрости и Свету,
Силе, Гармонии и Красоте, Совершенству,
которые приходят изливаясь свыше.

Даже тело пробудится и в конце концов
объединит своё сознание, перестав быть подсознательным,
с супраментальной сверхсознательной Силой,
чувствуя (в трепете и благоговении),
как все Её Силы пронизывают (его) сверху и снизу,
и со всех сторон от верховной Любви и Ананды.

Но будьте бдительны и не пытайтесь понять и судить
Божественную Мать вашим малым земным умом,
который любит подчинять себе даже то,
что находится за пределами его
собственных норм и стандартов
его ограниченного мышления и ошибочных впечатлений,
его бездонного агрессивного неведения
и его ничтожного самоуверенного знания.

Человеческий разум, заключенный в темнице
своей полуосвещённой тьмы,
не в состоянии следовать за многосторонней
свободой движений Божественной Шакти.

Стремительность и многоплановость Её видения и деятельность
далеко превосходят его спотыкающееся разумение;
размах Ее движений не соответствует его меркам.

Приведённый в замешательство стремительной сменой
Её многочисленных различных Личностей,
Её созиданием и разрушением ритмов,
ускорением и замедлением Её движения,
Её различными путями решения одной и той же проблемы,
Её начинанием и прекращением одной деятельности
и началом следующей и объединением их вместе,
он не может распознать метод деятельности Верховной Силы,
когда Она кружит и взмывает ввысь
через лабиринт Неведения к верховному Свету.

Лучше откройте Ей свою душу и радуйтесь Ей,
чувствуя Её своей психической природой
и видя Её психическим виденьем,
которое одно способно дать прямой ответ Истине.

Тогда Мать сама озарит с помощью их психических элементов
ваш разум и сердце, и жизнь, и физическое сознание
и также откроет им тоже Свои методы и Свою природу.

Также избегайте ошибки невежественного ума,
требующего от Божественной силы,
чтобы Она всегда действовала согласно нашим
грубым поверхностным представлениям
о всезнании и всемогуществе.

Ибо наш разум требует, чтобы его на каждом шагу
впечатляли чудодейственной силой,
легким успехом и ослепительным великолепием;
иначе он не может поверить в присутствие Божественного.

Мать работает над Неведением в мирах Неведения;
Она спустилась вниз,
и не остаётся в высших сферах.

Частично Она скрывает и частично раскрывает
Своё знание и свою силу,
часто удерживая их от Своих инструментов и личностей,
чтобы трансформировать их путем исканий разума,
стремления психического, борьбой витального,
заточением и страданиями физической природы.

Существуют условия, установленные Верховной Волей,
существует множество запутанных узлов,
которые должны быть распутаны
и не могут быть разрублены одним ударом.

Асуры и Ракшасы удерживают эту эволюционирующую земную природу
и должны быть встречены и побеждены на их собственных условиях,
в их давно завоеванных владениях и территориях;
человек в нас должен направляться и быть подготовлен к тому,
чтобы превзойти свои пределы,
ибо пока он слишком тёмен и слаб для внезапного возвышения,
к форме далеко превосходящей его.

Божественное Сознание и Сила присутствуют здесь
и совершают каждое мгновение то,
что необходимо согласно условиям работы,
всегда совершая шаг, который был провозглашён
и формируя среди несовершенства грядущее совершенство.

И только тогда, когда супраментальное сознание спустилось в вас, может Она действовать непосредственно
как супраментальная Шакти с супраментальной природой.

Если вы будете следовать своему разуму,
он не сможет распознать Мать даже тогда,
когда Она предстанет перед вами.

Следуйте своей душе, а не разуму, вашей душе,
которая отвечает Истине, а не вашему разуму,
который хватается за видимости;
доверьтесь Божественной Силе,
и Она освободит богоподобные элементы в вас
и превратит всё в выражение Божественной Природы.

Супраментальное изменение провозглашено
и неизбежно в эволюции земного сознания;
ибо его восхождение вверх не завершено,
и разум не является его последней вершиной.

Но для того, чтобы изменение осуществилось,
обрело форму и установилось,
необходим призыв снизу с волей распознать
и не отказывать Свету, когда он придёт,
и кроме того, необходима санкция Верховного свыше.

Сила, которая является посредником
между санкцией и призывом, -–
это Присутствие и сила Божественной Матери.

Только Сила Матери, а не человеческое усилие и тапасья,
может сорвать крышку и разорвать покров,
и придать форму сосуду и принести вниз,
в этот мир тьмы и лжи, смерти и страдания,
Истину и Свет, и Жизнь Божественную, и Бессмертную Ананду.

***


Рецензии