Судьба советского миллионера Тарасова

В конце 1989 года меня, недавно назначенного первым заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, отправили в Москву на «Курсы резерва руководящих кадров Минздрава СССР». Курсы проводились в Центральном институте усовершенствования врачей и были очно-заочными. Прежде чем получить путевку на эти курсы, я отправил на кафедру организации здравоохранения этого института свою работу с анализом состояния здоровья малочисленных народностей Севера в нашем крае. Темы нам дали свободные, и я выбрал именно эту, потому что наш край был единственным в России регионом, в котором проживали все малочисленные национальности северян, которые учитывались в статистических отчетах, всего 32 тысячи человек. Мою работу на кафедре высоко оценили и выслали путевку для прохождения очного обучения.

В Москве нас месяц учили организации здравоохранения и социальной гигиене, потом 2 недели на кафедре зарубежного здравоохранения учили современному менеджменту, а еще 2 недели мы стажировались в Министерстве здравоохранения СССР, и перед нами выступали министр Чазов, его первый заместитель Денисов, начальник лечебного главка Минздрава Калинин и другие руководители министерства.  Мой диплом подписан ректором института и министром здравоохранения СССР.  Это бы экспериментальный цикл, больше таких не было и дипломов за подписью министра здравоохранения СССР никому не выдавали.

К чему я это пишу? Да к тому, что, когда первый в СССР миллионер Артем Тарасов проводил занятия по менеджменту в Хабаровском крайисполкоме, я уже был немного подкован по этому вопросу. И когда в середине занятий было предложено двум сотрудникам из руководства крайисполкома правильно ответить на вопрос, что делать начальнику, когда его на профсоюзном собрании коллектива публично обвинила в бездеятельности рядовая уборщица, я попал в их число? Напомню, в то время в стране разворачивалась компания по выборам руководителей  трудовыми коллективами, а не назначаемыми из вышестоящих организаций. Перед этим нам дали время подготовиться, оправив в два соседних кабинета. И я, наученный правильному поведению с подчиненными, ответил правильно, а заведующий отделом малочисленных народностей Севера Олег Закассовский, в прошлом многолетник председатель райисполкома, начал оправдываться, что в корне неверно.

Это и сказал в заключении Артем Тарасов (фото на заставке), проводивший эти занятия с заведующими отделом и их заместителями крайисполкома.  Так кто же он такой, что взялся учить многоопытных руководителей отделов крайисполкома?   Об этом и пойдет речь ниже.

В 1989 году в эфире программы "Взгляд" руководитель кооператива Тарасов смело назвал себя первым советским миллионером, и сказал, что его зарплата в месяц - 3 миллиона рублей, или 4 миллиона долларов по официальному курсу.
В то время средняя зарплата в СССР была 140 рублей в месяц, и такая информация стала полным шоком. "Откуда же ты взялся Артем Тарасов и где всё украл?", - подумали мы.

Американская мечта благодаря перестройке
В Америке, когда человек делает себя сам, это называют американской мечтой. Тарасов смог ее воплотить в СССР, благодаря Горбачеву и его «перестройке». Артем родился в семье московских интеллигентов, отец журналист, мама биолог. После окончания горного института он поработал в НИИ, затем инженером по строительству с зарплатой 230 рублей. Был парнем сметливым, быстро оброс партийными и хозяйственными связями.

Когда Горбачев принял закон "О кооперации, разрешив частный бизнес в СССР, понял какие возможности открываются в стране, страдающей от дефицита товаров, и лишних рублей на руках населения. У Тарасова были 2 000 рублей отцовского наследства и на пару с приятелем, занимающимся нелегальной продажей импортных ТВ и видеомагнитофонов, молодой Артем открыл бюро знакомств "Прогресс".

Он просто увидел объявления о поисках жениха в рижской газете. Посадил в офис психолога, с платными консультациями о личной жизни и в день открытия пришло 800 человек. Оказалось, главная задача тут не любовь, а фиктивный брак лимиты для получения прописки и работы в Москве. А для этого был нужен москвич/москвичка. Но заработав 100 тысяч рублей за неделю, бюро знакомств пришлось закрыть, а деньги вернуть, так как Моссовет признал его "аморальным". Помните фильм «Москва слезам не верит», где героиня Ахеджаковой занимается сводничеством под видом кружков танцев.

Затем открыл кооператив "Техника", что сначала занимался ремонтом бытовой техники, там в импортную технику кооператоры вставляли копеечные советские транзисторы. За обман клиента Артема чуть не посадили, но спасла дружба с сыном прокурора. Затем Тарасов занялся закупкой импортных компьютеров. Схема Тарасова использовала переизбыток цветного лома в Союзе, он его собирал на свалках, заводах и продавал на Западе дорого.

На валюту кооператив покупал компьютеры, ставил на них программы и продавал государству, кооператорам и первым игроманам. Интересно, что медь из кабеля вынимал другой будущий миллиардер, владелец компании Ренова и соучредитель "Сколково" Виктор Вексельберг.

О Вексельберге Тарасов так написал в мемуарах: "Продавали много чего, медь, к примеру. Доставали сердцевину из кабеля, крутили бухты. Занимался этим кабелем у меня сотрудник по имени Витя Вексельберг, который изготовил для очистки кабеля специальный станок".

В 1989 году прибыль кооператива Тарасова достигла 79 млн. рублей, доллар тогда был дешевле рубля и стоил 67 копеек по официальному курсу. Кооперативы СССР не могли снимать наличку, поэтому себе Артем установил зарплату в 3 миллиона рублей в месяц, 1-2 миллиона трем замам. И когда его зам-коммунист заплатил партийный взнос в КПСС с зарплаты в размере 2%,  как вся Москва, в кооператив нагрянула милиция. Но ничего не нашла, все налоги уплачены и все было законно.

"Во время расцвета «Техники» у нас было одно чувство, которое не покидало ни днём ни ночью: так много зарабатывать люди не имеют права, значит, мы воруем деньги, мы преступники, нас вот-вот расстреляют" - вспоминал Тарасов. В 1990 году Артем Тарасов стал самым знаменитым кооператором СССР.

Заработал на колхозах и нефти.
После "Взгляда" миллионер Тарасов стал популярной личностью и депутатом Верховного Совета РСФСР. Его даже приняли в мировой клуб миллионеров, но жил Тарасов скромно в небольшой двушке, куда деньги девал непонятно. Все кооператоры СССР считали, что своей исповедью о деньгах, он всех подставил. В итоге "Техника" закрылась из-за постоянных проверок, а Тарасов открыл новый кооператив - "Исток" в 1990 году, для заработка на чеках "Урожай-90".

Суть программы была в том, что у СССР не было денег на закупку у колхозов продукции и они выдавали колхозникам чеки, обещая на сумму дать дефицитные импортные товары. 25 кооперативов включились в нее, им Кремль дал право на частный экспорт нефти по льготной цене, взамен они должны были закупить и поставить крестьянам дефицитные товары.

Никто ничего не закупил, все дружно обанкротились и растворились в небе с валютой за нефть. "Исток" тоже фигурировал в скандале с чеками правительственной программы «Урожай-90». Прокуратура СССР говорила, что в "Истоке" свила гнездо чеченская мафия, а Тарасов вывел за рубеж $30 млн.

Артем эмигрировал в Англию, где находился до 1993 года, критикуя действия Горбачева. Все его кооперативы обанкротились. В 1992 году по его признанию, у него было 6 млн. долларов, но 5 миллионов долларов украл банкир - аферист араб Нассиф.

После гибели СССР Тарасов вернулся, стал депутатом Госдумы, и придумал новый бизнес - лотерею "Русское лото". Взял в банке кредит на него, партнерами и крышей с охраной стали чеченцы, но на Тарасова возобновили уголовное дело по факту хищения средств от нефти в кооперативе "Исток".

Первому советскому миллионеру пришлось опять бежать в Лондон, а чеченцы дома отобрали у него "Русское лото". В эмиграции Артем деньги не считал - играл в казино, причем стал профессиональным игроком, даже проводил семинары. Жил в лучших гостиницах и курортах, покупал дорогие вещи и машины. В Россию в 2003 году Тарасов вернулся с парой миллионов долларов.

Тарасов создал на последние деньги свое маленькое "Сколково" под названием "Институт инноваций". Финансировал новые методы лечения рака, омоложения, нанотехнологии и производство еды из белка для решения проблемы голода в мире. И когда первый советский миллионер скончался в 2017 году, его сыну Филиппу достался лишь дом в центре Москвы.

Пока все боялись, думали и плакали, Артем Тарасов ловил рыбку в мутной воде. Он несколько раз почти все терял, и начинал сначала, придумывая новые схемы заработка в СССР и России, умел дружить с нужными людьми. Тарасов - Остап Бендер Советского Союза.


Рецензии