Ф. И. Тютчев о сокровенной сути русского народа
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья» (1855)
Эпиграф:
«Яко с нами Бог» (Ис. 8:10)
В стихотворении «Эти бедные селенья...» (1855) Ф.И. Тютчев, наблюдавший российскую жизнь не одно десятилетие, приходит к выводу, что сокровенной сутью русского народа является его глубокая вера в Христа. Эту идею он сюжетно и композиционно развивает в трёх четверостишиях своего стихотворения.
Первое четверостишие
В первых двух стихах он кратко описывает бедность простого народа:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
В двух следующих стихах он приходит к заключению, что жить в таких тяжёлых условиях можно только обладая поистине ангельским терпением, которое имеет русский народ:
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Второе четверостишие
В следующем четверостишии он как человек, живший долгое время за границей, показывает недоумение других народов по этому поводу, а так же неспособность их увидеть сокровенную сущность русского народа, выраженную в его смирении:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
То есть они не могут увидеть в этой "смиреной наготе" внутреннего духовного богатства.
Третье четверостишие
Так что же «сквозит и тайно светит» в его «смиренной наготе» как великое сокровище? На этот вопрос Тютчев даёт ответ в третьем четверостишии:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
Итак, «в наготе его смиренной» «сквозит и тайно светит» нищета, завещанная Господом*, и Христово терпение в несении своего тяжёлого креста**.
Более того, поэт духовно осознаёт, что сам Царь Небесный в рабском виде разделяет эти страдания с простым народом. Так что русский народ и Христос соединяются в этом крестоношении в одно неразрывное целое.
Иными словами, сам Спаситель то в виде странника, то в виде крестьянина, то в виде каторжника, идущего в кандалах по этапу, «в рабском виде» «исходил, благословляя», эту многострадальную землю, чтобы помочь всем страждущим, униженным и оскорблённым.
Многие спросят "Как такое возможно?" Но ведь Господь живёт в своих причастниках, да и не только в них.
Итак, в этой наготе смиренной сквозит и тайно светит тайное присутствие Божие и Его благословение.
В этом произведении нет никакого религиозного шовинизма. Ф.И. Тютчев не пишет о Третьем Риме, или о народе-богоносце, о котором будут много говорить и писать потом, он только духовно показывает с кем Бог. С тем, кто смиренно и терпеливо несёт свой крест.
Ни одному из русских поэтов не удалось так просто и вместе с тем так выразительно раскрыть эту религиозно-философскую идею.
Сам Ф.И. Тютчев выступает в этом стихотворении не как сторонний наблюдатель, а как часть этого народа. Это видно по его эпитету «родной», который поэт два раза употребляет в стихотворении по отношении к русской земле: «Край родной долготерпенья...», «Всю тебя, земля родная...». Даже у народных поэтов А.В. Кольцова и И.С. Никитина такое не часто встретишь.
Третий великий народный поэт С.А. Есенин в начале 20-го века развивает эту тютчевскую идею в своём стихотворении «Не ветры осыпают пущи...»:
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
(С.А. Есенин, 1914)
Андрей Тарковский гениально развил эту лирико-философскую тему эпически в фильме "Андрей Рублёв"(1966).
Заключение
Итак, образ Царя Небесного, принявшего смиренный рабский вид, в этом стихотворении Тютчева неотрывен от русского народа. Более того, Он составляет его драгоценную сокровенную сущность.
------------
* Нищета, завещанная Господом, это нестяжание, не стремление к обогащению как своей главной жизненной цели.
** «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21).
Свидетельство о публикации №223102100948