Ф. И. Тютчев о сокровенной сути русского народа

               

          Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья» (1855)


                Эпиграф:

                «Яко с нами Бог» (Ис. 8:10)



В стихотворении «Эти бедные селенья...» (1855) Ф.И. Тютчев, наблюдавший российскую жизнь не одно десятилетие, приходит к выводу, что сокровенной сутью русского народа является его глубокая вера в Христа. Эту идею он сюжетно и композиционно развивает в трёх четверостишиях своего стихотворения.


                Первое четверостишие

В первых двух стихах он кратко описывает бедность простого народа:

     Эти бедные селенья,
     Эта скудная природа —

В двух следующих стихах он приходит к заключению, что жить в таких тяжёлых условиях можно только обладая поистине ангельским терпением, которое имеет русский народ:

     Край родной долготерпенья,
     Край ты русского народа!


                Второе четверостишие

В следующем четверостишии он как человек, живший долгое время за границей, показывает недоумение других народов по этому поводу, а так же неспособность их увидеть сокровенную сущность русского народа, выраженную в его смирении:

     Не поймет и не заметит
     Гордый взор иноплеменный,
     Что сквозит и тайно светит
     В наготе твоей смиренной.

То есть они  не могут увидеть в этой "смиреной наготе" внутреннего духовного богатства.


                Третье четверостишие

Так что же «сквозит и тайно светит» в его «смиренной наготе» как великое  сокровище? На этот вопрос Тютчев даёт ответ в третьем четверостишии:

     Удрученный ношей крестной,
     Всю тебя, земля родная,
     В рабском виде Царь небесный
     Исходил, благословляя.

Итак, «в  наготе его смиренной» «сквозит и тайно светит»  нищета, завещанная Господом*, и Христово терпение в несении своего тяжёлого креста**.

Более того, поэт духовно осознаёт, что сам Царь Небесный в рабском виде разделяет эти страдания с простым народом. Так что русский народ и Христос соединяются в этом крестоношении в одно неразрывное целое.

Иными словами, сам Спаситель то в виде странника, то в виде крестьянина, то в виде каторжника, идущего в кандалах по этапу,  «в  рабском виде» «исходил, благословляя», эту многострадальную землю, чтобы помочь всем страждущим, униженным и оскорблённым.

Многие спросят "Как такое возможно?" Но ведь Господь живёт в своих причастниках, да и не только в них.

Итак, в этой наготе смиренной сквозит и тайно светит тайное присутствие Божие и Его благословение.

В этом произведении нет никакого религиозного шовинизма. Ф.И. Тютчев не пишет о Третьем Риме, или о народе-богоносце, о котором будут много говорить и писать потом, он только духовно показывает с кем Бог. С тем, кто смиренно и терпеливо несёт свой крест.

Ни одному из русских поэтов не удалось так просто и вместе с тем так выразительно раскрыть эту религиозно-философскую идею.

Сам Ф.И. Тютчев выступает в этом стихотворении не как сторонний наблюдатель, а как часть этого народа. Это видно по его  эпитету «родной», который поэт два раза употребляет в стихотворении по отношении к русской земле: «Край родной долготерпенья...», «Всю тебя, земля родная...». Даже у народных поэтов А.В. Кольцова  и И.С. Никитина такое не часто встретишь.

Третий великий народный поэт С.А. Есенин в начале 20-го века развивает эту тютчевскую идею в своём стихотворении «Не ветры осыпают пущи...»:

      И в каждом страннике убогом
      Я вызнавать пойду с тоской,
      Не Помазуемый ли Богом
      Стучит берестяной клюкой.

      И может быть, пройду я мимо
      И не замечу в тайный час,
      Что в елях — крылья херувима,
      А под пеньком — голодный Спас.

       (С.А. Есенин, 1914)

Андрей Тарковский  гениально развил эту лирико-философскую тему эпически в фильме "Андрей Рублёв"(1966).


              Заключение

Итак, образ Царя Небесного, принявшего смиренный рабский вид, в этом стихотворении Тютчева неотрывен от русского народа. Более того, Он составляет его драгоценную сокровенную сущность.

------------
* Нищета, завещанная Господом, это нестяжание, не стремление к обогащению как своей главной жизненной цели.

** «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21).


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.