Концепция наслаждения в духовных практиках
Человек, выбравший Путь осознанного духовного развития, сталкивается с другой крайностью - отказ от всего материального, денег, мирских радостей жизни, и, конечно, от наслаждения жизнью в её обыденном понимании.
А можно ли совместить и наслаждение, и духовные практики? Давайте рассмотрим этот весьма интересный вопрос.
К наслаждению в религиях и учениях имеется различное отношение. Например, в отдельных ветвях христианства или йоги наслаждение есть то, что отвлекает от Пути, является препятствием, особенно телесные наслаждения. Вместо наслаждения последователям предлагается широкий набор страданий, в том числе и истязания плоти различными методами. Телесные страдания практикуют для того, чтобы закалить дух, утвердить его господство над бренной плотью.
В другой мировой религии, например, буддизме, при посвящении из уровня в уровень повышается количество отказов от того или иного ублажения плоти, оно держится всё в более жёстких рамках. Дух, сознание должны доминировать над телом и эмоциями, там нет места тому наслаждению, в котором пребывает обычный человек. В тибетской версии буддизма лама при каждом посвящении принимает на себя всё большее количество запретов.
На поверхностный взгляд может показаться, что в духовных практиках совсем нет места наслаждению, всё так сурово, строго, по монастырскому уставу. Но, может возразить умудрённый духовными практиками наш читатель, на Пути есть другое наслаждение. Оно более тонкое, порой еле уловимое, но это тоже наслаждение.
Да, можно согласиться с подобным замечанием. Например, достижение САТОРИ (кратковременное просветление), или погружение в любимую медитацию доставляет невероятное наслаждение, которое по качеству и глубине переживания отличается от телесного, например, от поедания вкусного блюда.
А Любовь – это же вкуснейшее наслаждение! В Бхакти-Йоге (Йога Любви) или в отдельных школах христианства, безусловная Любовь пронизывает каждое мгновение жизни ученика и он переживает очень большое наслаждение, даже находясь в очень трудных условиях. Человек, пребывающий в огне Любви, счастливый, он наслаждается этим чувством.
Интересным путём пошли в отдельных школах даосизма. Там в закрытых школах Путь ученичества очень суровый, полон боли, страданий и мук (голод, холод, огромные нагрузки, короткий сон и прочее). Чтобы избавить психику учеников от перегрузки болью наставники разработали концепцию наслаждения. Наслаждаться учат всему: восходом Солнца, скромной пищей, большими нагрузками, тяжёлым трудом, физической болью, например, во время пыток, голодом, отсутствием сна и прочее.
Наставник на первых этапах помогает ученику делать переносы с наслаждения приятным к наслаждению противным. У ученика постепенно стирается грань контрастов «плохо – хорошо» и он научается наслаждаться всем, что он переживает и что делает.
В даосской концепции наслаждения есть интересная деталь. Древние учителя прекрасно знали, что прошлое уже не влияет на выбор будущего. Будущее творится кадром здесь и сейчас, как в техниках, описанных Вадимом Зеландом. Какую эмоцию и мысль мы творим здесь и сейчас, то есть в кратчайшем миге настоящего, такая событийность придёт в скором будущем. Это Закон, как вращение колеса принесёт то, что на него положил.
Соответственно, если в настоящем пребывать постоянно в наслаждении, то Колесо Жизни принесёт в будущем только наслаждение, красоту окружающего мира и глубокую радость. Значит, наслаждаться выгодно, практично и целесообразно.
Безусловно, в концепции наслаждения нельзя подменять понятия. Наркотический или алкогольный транс отличается от медитативного, как земля и небо. Один разрушает, другой созидает. Осознанное принятие концепции наслаждения – это выбор иного качества жизни, чем был ранее. Чтобы ни делал ученик каждый день – всё можно пронизать радостью и наслаждением.
Пробуждение, умывание, заправить кровать, утренняя разминка, завтрак, движение на работу, трудовая деятельность, общение с членами семьи, сослуживцами, посторонними людьми, болезнь, холод, голод, страх, неудобная поза в общественном транспорте и многое другое – всё это можно превратить в тренировку наслаждения, насыщать радостью и счастьем.
Это всего лишь выбор иного порядка чувств, которые принесут ещё больше наслаждения и счастья.
Когда говорят, что равновесие – это высшее духовное качество наряду с Любовью, то имеют в виду не холодное безразличие, равнодушие робота, а ровное, красивое горение пламени в печи, которое с наслаждением наблюдает Высший Смотритель, Высшее Я, божественная Духомонада. Дух находится над мирской суетой, Его не касается боль, голод, холод, муки страдания, Он над эмоциями и человеческими концепциями страдания Его наслаждение – наслаждение Божества, а мы и есть Божество!
Полагаю, что наслаждению есть место в духовных практиках. Но наслаждение не цель, на нём нельзя залипать, это может стать астральной ловушкой.
Это всего лишь средство, помогающее ученику легко преодолеть те препятствия, которые буйными завалами лежат у него на Пути.
С улыбкой, Любовью в сердце, наслаждаясь каждому препятствию, как самому интересному и прекрасному действию, можно добиться очень много, чему не получалось даже на волевых усилиях.
Будду как-то спросили о том, в чём секрет его медитации. Он ответил, что полностью концентрируется только на том, что делает: движение, приём пищи, отдых, разговор, сон – полная концентрация. И в этом есть огромное наслаждение! Почему? Любое действие, совершённое в полной Любви и Радости вызовет и САТОРИ, и САМАДХИ!
Ну, что, будем наслаждаться?
Свидетельство о публикации №223102201058