Штыков Юрий Павлович. Звезды падают в море

22 октября 2023 год.
 
Сегодня хочу сказать многим и многим людям, что то, о чем мы думаем, о чем мечтаем или  ищем ответы на сложные вопросы - всегда произойдет такое, что даст возможность осуществить задуманное или понять то, что было тайной вчера. Главное - чистота мыслей и поисков.

Эта фраза не простая. Она сказана из наблюдений не спонтанных и случайных, а выведена логической цепочкой событий, которые происходили лично со мной.
Каждый раз, когда я старалась досконально разобраться в каком-то непонятном мне вопросе, всегда находились люди, которые помогали мне, показывали ошибки, направляли, давали правильные советы.

Сегодня произошел случай, с которым мне очень хочется поделиться.

А дело вот в чем.

У Виктора Викторовича Конецкого есть рассказ "Если позовет товарищ". Есть прекрасный фильм  под одноименным названием, снятый   режиссером Александром Ивановым в 1863 году.

Кто не читал рассказ или не видел фильма, то я очень рекомендую к ним обратиться.

Сюжет простой : еще в военно-морском училище родилась дружба Шаталова и “Мани” — так шутливо прозвали курсанты Алексея. По-разному сложилась их жизнь. “Маня” становится командиром подводной лодки. Шаталов, после проявленного преступного легкомыслия, служит на берегу. Кадровый морской офицер, он мучается в создавшейся ситуации. Неожиданно из далекого Курамоя приходит телеграмма от “Мани” — друг зовет его. Шаталов рассказывает о телеграмме девушке Ольге, которая когда-то отказала "Мани" и та, помогает найти деньги, чтобы тот все-таки полетел к другу.

Всегда меня волновал вопрос: почему после прочтения текста Виктора Викторовича у меня оставалось чувство незавершенности сюжета!

Мне всем сердцем хотелось , чтобы "Маня" женился на Ольге и стал очень счастливым в окружении  любимой женщины и детишек. Очень хотелось, чтобы Алексей Шаталов перестал "шататься", а вернулся к штурманскому делу, доказав всем, что он может быть настоящим моряком.

Долго  меня преследовали эти ощущения. Но с годами я стала привыкать к мысли, что это только герои рассказа. Мне стало казаться, что Конецкий придумал эту историю для того, чтобы читатель сам домыслил возможный вариант завершения рассказа.

Но сегодня мне позвонила из Санкт- Петербурга жена Виктора Викторовича и в разговоре с ней, совершенно случайно я узнала, что у героев этого рассказа были прототипы!

Это мне подтвердил и ветеран ВМФ, человек, который  знал Конецкого и что лично от него слышал, кто является "Маня"(Алексей Филиппов).

Его имя - Штыков Юрий Павлович.

Капитан второго ранга, Штыков Юрий Павлович погиб в 1956 году при аварии подводной лодки "М -200".

Но прежде, я хочу, чтобы вы прочли  и вдумались в следующее.

Подводная лодка М-200  вступила в строй   в 1943 году  и получила название "Месть".

Построена она была на деньги вдов, мужья которых не вернула  глубина.
 
Одним из инициаторов сбора денег на достройку субмарины стала Л.Лободенко. На тот момент горе уже трижды приходило в семью женщины: ее муж, комиссар В. Лободенко, погиб на Северном флоте, брат — в боях за Украину, а отец — в Кронштадте.

Она обратилась с призывом ко всем женам моряков, погибших в сражениях с немцами, пожертвовать средства на подводную лодку, которая будет мстить за погибших мужей и отцов.

Базируясь в порту города Полярный, субмарина совершила несколько боевых походов вдоль побережья Норвегии, которая в то время была оккупирована нацистами.  Согласно источникам, 22 июня 1944 года подводная лодка атаковала немецкий конвой из 16 кораблей и смогла потопить одно транспортное судно.

После завершения войны, в 1951 году «Месть» была доставлена в эстонский порт Палдиски, где вошла в состав 157-й бригады подводных лодок.

Как рассказывает капитан первого ранга Бойко Владимир Николаевич, ветеран ВМФ:
"21 ноября 1956 года подводная лодка М-200 вышла из Таллина в Лиепае под руководством нового командира, ранее не служившего на подводных лодках тип «М».
На борту находился начальник штаба бригады капитан второго ранга Ю.Штыков.

Сигнальщик на дистанции в 40 кабельтовых заметил огни эсминца «Статный», шедшего встречным курсом. По правилам корабли должны были разойтись левыми бортами, но командир «М-200» отдал приказ расходиться правыми. Когда корабли сблизились, столкновения еще можно было избежать.

На «Статном», видя неадекватность маневра подводной лодки, сбавили ход. Но командир неожиданно скомандовал «Лево на борт!», подставив лодку под таранный удар эсминца.

В 19 часов 53 минуты «Статный» врезался в правый борт М-200 в районе 5-6 отсеков. Подводная лодка стала быстро оседать кормой, в течение 6-10 минут дифферент достиг 80 градусов, после чего М-200 стремительно затонула. На поверхности остались 8 моряков, двое из которых вскоре утонули. Находившиеся в 5 и 6 отсеках шестеро подводников погибли в момент столкновения.

На дне вместе с лодкой остались 28 членов экипажа.
 
В 20.00 по таллинскому ВМБ была объявлена «Боевая тревога» и в район аварии начали выходить корабли Восточно-Балтийской флотилии.

В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся в 3 и 4-м отсеках, уже погибли.

В течение ночи с 21 на 22 ноября в район аварии вышло 16 спасательных судов с двумя кранами.

Первоначальный замысел Командующего КБФ завести под корпус стропы для буксировки на мелководье, с целью вывода экипажа на поверхность, осуществить не удалось.
 
Не сумели также организовать подачу в 1-й отсек воздуха через забортные клапана.
Еще ночью в 04.00 подводники сообщили, что они надели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность.

Однако, вместо того, чтобы дать «Добро», собравшиеся начальники всех рангов принялись совещаться, в итоге чего решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22 ноября.

Подводную лодку планировалось поднять 250-тонным краном коллекторного судна и спасательного судна «Пулково». Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды спасательные суда сдрейфовали, и телефонный кабель аварийного буя был оборван.

Связь с подводной лодкой прекратилась.

Возобновили спасательную операцию только 23 ноября. В 03.47 спущенные водолазы обнаружили подводную лодку, при осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в ИДА. Спасать уже было некого.

После обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники поняли, что надеяться не на кого и приняли решение выходить самостоятельно. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению.

Вот в чем правда всех рассказов В.В. Конецкого? Она в чистой, неприкрытой правде!

"Маня" , Лешка Филиппов, Юрий Павлович Штыков - в лодке остался со своими подчиненными до конца.
 
И вот еще интересный факт : власти Эстонии из Палдиски перенесли прах подводников   на городское кладбище , где перезахоронили подальше от людских глаз в совершенно глухой части кладбища. А сейчас и вовсе хотят памятник уничтожить.

В повести есть еще один герой , друг Алексея - Шаталов.
 
Его судьба еще трагичнее.

После гибели друга, не выдержав самостоятельно удары судьбы, он покончил собой.
 
Как горько порой осознавать то, что наше нынешнее общество (в целом) до конца себе еще не дает отчета в том -  сколько людей отдали свои жизни, чтобы мы  сегодня ели сыто, спали спокойно, развлекались.

Сколько нужно людям для счастья денег? Сколько? А получается, что сколько не дашь - все будет мало!

А кто-то добровольцем идет на фронт. Кто-то месяцами не видит солнца, потому, что из прочного корпуса его не увидишь.

Такие офицеры, как Юрий Павлович Штыков - это истинная  опора нашей страны.
Мы не имеем права забывать их.  И, если власти Эстонии решатся уничтожить  могилы, которые дороги нам, мы должны восприпяствовать этому. Добиться чтобы это зло не произошло.

Вот имена погибших:

Штыков Юрий Павлович — капитан 2 ранга;
Колпаков Владислав Александрович — старший лейтенант;
Липский Александр Александрович — инженер-лейтенант;
Карпунин Аркадий Леонидович — инженер-лейтенант;
Низовских Михаил Григорьевич — лейтенант;
Васильев Виктор Дмитриевич — мичман;
Комаров Анатолий Платонович- главный старшина сверхсрочной службы;
Данковский Владимир Ильич — старшина 2 статьи;
Монахов Владимир Федорович — старшина 2 статьи;
Проймин Александр Стефанович — старшина 2 статьи;
Чупин Владимир Илларионович — старшина 2 статьи;
Багров Владлен Васильевич — старший матрос;
Окунев Борис Иванович — старший матрос;
Осипов Михаил Алексеевич — старший матрос;
Слабушевский Анатолий Михайлович — старший матрос;
Самарин Алексей Николаевич — старший матрос;
Ефременков Анатолий Александрович — старший матрос;
Евдокимков Иван Николаевич — матрос;
Кузнецов Вячеслав Иванович — матрос;
Норов Алексей Иванович — матрос;
Очертятный Василий Иванович — матрос;
Прохоренко Анатолий Иванович — матрос;
Скуридин Владимир Иванович — матрос;
Черноусов Виктор Петрович — матрос;
Ус Андрей Михайлович — матрос;
Жебрев Виталий Петрович — матрос;
Поливин Михаил Григорьевич — матрос;
Гордеев Виктор Ильич — матрос.

Вечная память  морякам -подводникам...

На фото : капитан второго ранга Штыков Юрий Павлович
На момент гибели - Начальник Штаба 157 бригады подводных лодок Балтийского Флота

PS:

Сразу после происшествия, в Палдиски из Москвы прибыл Главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков.

Между ним и Командующим Балтийским флотом адмиралом Головко А.Г., которые недолюбливали друг друга, произошел неприятный разговор, после чего Головко сразу же убыл в Балтийск.

С этого момента руководство спасательной операцией взял на себя главком. Он связался с подводниками, тоже пообещал их спасти, но просил набраться терпения и выдержки.

При этом разговоре присутствовали начальник политотдела бригады и флагмех. По их словам, разговор происходил так: «Помощник командира подлодки Колпаков говорит: «Товарищ главнокомандующий, мы готовы выходить. Дайте нам только немного воздуха, чтобы легче открыть люк». Главком отвечает: «Вас понял! Мы сейчас посовещаемся и будем готовить вам выход. Но сами никаких мер самостоятельно не принимайте!»

Согласно актам расследования факт прибытия главкома на место аварии «М-200» не подтвердился.

Не «помнили» приезд Горшкова и другие участники событий, которых опрашивали следователи.

И вообще, оказалось, что все распоряжения отдавал не главком, а командующий Балтийским флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич!?

В конце ноября, сразу же после трагических событий, Головко неожиданно перевели в Москву на должность первого заместителя главкома.

Вскоре адмирал заболел. Считается, что лучевой болезнью: принимал участие в ядерных испытаниях морского оружия на Новой земле. В 1962 году легендарный моряк умер.

Без слов....


Рецензии