Айвазовский на все времена
Так то 70-80-е годы двадцатого века, а если отпрыгнуть на 200 лет назад, сразу поймешь, что никто сравниться с великим русским художником не может. И не надо меня поправлять, начитавшись википедии, которая относит Ивана Константиновича то к армянам (семья Гайвазовских!), то к украинцам (родился-то в Крыму, в Феодосии!).
Репин тоже родился на территории нынешней Украины, но ведь русским художником от этого не перестал быть на все времена со всем своим творчеством. Так и наш маринист. Наш! Хотя все гении всех времен и народов становятся с течением времени достоянием человеческой цивилизации, хоть итальянец Рафаэль де Санти, хоть француз Никола Пуссен, хоть русский Александр Иванов.
Художник Крамской назвал Айвазовского «…Звездой первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще». И это не преувеличение. За успехи в живописи Айвазовскому сократили на два года обучение в Академии и в 1837 году присвоили Большую золотую медаль. Морские пейзажи, созданные им в Неаполе и Венеции, вызвали всеобщий восторг: в Амстердаме ему присвоили звание академика, в Париже – золотую медаль.
А всемирно известный английский маринист Дж.Тернер в честь Айвазовского написал сонет: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений!»
Замечу между строк, что и Тернер совсем неплох, бушующие на его холстах краски возбуждают воображение зрителя, увидишь здесь небесные бури, вулканы и торнадо, цунами, повенчанные с облаками, закаты, утопленные в штормах… И Бог знает что еще, в соразмерности с вашей фантазией! Но на мой вкус уж слишком он произвольно злоупотребляет палитрой, - и забываешь, что пишет художник марины, а не натюрморты или абстрактные фантазии.
У «Черного моря» кисти Айвазовского не забудешься, так хладно и солено катит оно волны, овевает морским бризом! Да ведь и не только море писал неустанно Иван Константинович, но и степь, и горы, а более всего – небо. Только не смейтесь надо мной, блуждая на его огромной выставке, куда были свезены лучшие работы не только из наших больших и малых городов, но и со всего мира, я обратила внимание на небеса. Они занимают на картинах мариниста две трети полотна, а воздушную стихию, расцвеченную светилами, изобразить ничуть не проще, чем водную. И какие же у него тучи, облака, переходы цвета и света – Тёрнеру и не снилось…
Отдельно надо отметить и подчеркнуть необыкновенную плодовитость Айвазовского: им написано более шести тысяч полновесных картин! Кажется, больше насчитывают только у озорника Анатолия Зверева – 50 тысяч! – да и то со всеми почеркушками на клочках обоев, салфетках, да и с весьма сомнительным авторством, слишком много лукавых подражателей!
Айвазовскому подражать вряд ли у кого-нибудь получится, у слабака – не выйдет, состоявшийся художник скорее будет стараться отличиться. Так свой стиль в изображении водной стихии у Дубовского, Боголюбова, Щедрина… Всех не упомнишь! А вот Айвазовского Ивана Константиновича с его непревзойденным «Девятым валом» не забудешь. Никакая фотокамера не в состоянии повторить, даже не пытайтесь.
Гоголь требовал фантасмагории,
Крамской к реализму Вано призывал,
Пели свое Лоррен и Лагорио,
Закат итальянский - свое диктовал...
Всем внимая, ни с кем не споря,
Он подчинился лишь рокоту моря,
«Волну» за волной вдохновенно писал,
На нас обрушив "Девятый вал"!
Свидетельство о публикации №223102201187