Разрывается душа, рушатся законы

Как стало известно, в августе т. г. коллективу ФГУ «442 окружной военный клинический госпиталь им. З. П. Соловьёва» озвучили телефонограмму министерства обороны РФ, которой предписывается ликвидировать данное военное медицинское учреждение. Многим известен этот старейший госпиталь, расположенный в Петербурге по адресу Суворовский пр., д. 63, и занимающий большую территорию между Кирочной и Тульской улицами. Видимо, эта территория, корпуса медиков давно приглянулись современным нуворишам.  И руководство минобороны решило прикрыть славное и так нужное городу и России медучреждение для последующего использования территории и зданий в качестве бизнес-, развлекательного центра, либо чего-то подобного. Такие просторы, а бабла не приносят, непорядок.
Немного истории. Госпиталь был учрежден в 1835 году и в 1840-м открыт для приёма 1340 больных. Его назвали Первым военно-сухопутным Санкт-Петербургским госпиталем. В 1869-м переименовали в Петербургский Николаевский военный госпиталь. С ним связаны славные страницы военной медицины. Здесь трудились видные ученые-медики, среди них - В. М. Бехтерев, В. И. Воячек, П. А. Куприянов, Г. Ф. Ланг, Р. Р. Вреден и др.
В период гражданской войны, разрухи и эпидемий медперсонал госпиталя внес большой вклад в борьбу с инфекционными болезнями. Через него вернулись в строй тысячи красноармейцев. В годы Великой Отечественной свыше 60% врачей и 30% медсестер направлены в действующую армию. С августа 1941 по август 1944 года госпиталь находился в Вологде. В нём прошли лечение десятки тысяч раненых и больных.
В послевоенный период госпиталь совершенствовал оказание всех видов медицинской помощи, повышалась его роль как методического центра медицинской службы Ленинградского ВО. За достигнутые успехи ему был присвоен статус клинического учреждения. Он был рассчитан на 1750 коек.
Если зайти на ещё существующий сайт госпиталя, то прочитаем: «В настоящее время окружной военный клинический госпиталь имени З. П. Соловьева – крупное многопрофильное лечебное учреждение, имеющее в составе более 50 специализированных лечебно-диагностических центров, отделений и кабинетов. Он укомплектован высококвалифицированными специалистами. Среди них – 16 кандидатов и один доктор медицинских наук, 20 заслуженных врачей Российской Федерации, более 400 врачей и медицинских сестер высшей и первой квалификационной категории.
Госпиталь оснащен новейшими медицинскими приборами и аппаратурой…
В хирургической практике успешно выполняются органосохраняющие операции на органах брюшной полости, оперативные вмешательства повышенной сложности на головном мозге, позвоночнике, мочеполовых органах, микрохирургические операции по восстановлению слуха и зрения» и т. д. В год делалось свыше 6000 операций, 18000 больных.
И такое медучреждение – под нож. Это не головотяпство, это вредительство. Не только развал военной медицины и армии, это развал нашего исторического прошлого, надругательство над историей Петербурга и всей России. В городе осталось не так много учреждений, имеющих богатую историю. Их надо беречь, а не уничтожать. Государство к тому же обязано создавать рабочие места. А здесь около 1800 человек медперсонала и технических работников на улицу.
Та же участь, насколько мне известно, постигла ещё одно старейшее военное медучреждение – 1-й морской госпиталь, расположенный по адресу Старо-Петергофский пр., д. 2, у Калинкина моста. Морской госпиталь был основан ещё Петром I в 1715  году и размещался на Выборгской стороне Петербурга. В 1836 году для госпиталя, ставшего Адмиралтейским, был куплен дом кн. Шаховской (Фонтанка, 162). В 1880 году ему передаются соседние морские казармы. На его фасаде размещена мемориальная доска с надписью: «Первый в России Boeнно-морской госпиталь. Основан в 1715 году». Здесь работали выдающиеся врачи, в том числе крупный гигиенист А. Г. Бахерахт, основатель отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович, основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров.
Во время Великой Отечественной войны коллектив госпиталя вернул здоровье и боеспособность десяткам тысяч солдат и офицеров. Госпитальные хирур¬ги выезжали на боевые корабли Балтийского флота, оперируя там тяжелораненых. В последние годы Военно-морской госпиталь являлся крупнейшим лечебным и научным центром Ленинграда и всей страны. Что с ним стало? Где он? Где люди, которые там работали и приносили пользу обществу? На улице?
А попытка минобороны ликвидировать Военно-медицинскую академию в центре Петербурга и перевести её в Курортный район. До сих пор руководители минобороны не оставляет этой затеи, которая, полагаю, могла прийти в головы только больным душою и разумом людям.
Действия современного министра обороны Сердюкова выходят за грань разумного. О нём, его назначении и о ситуации в верхах очень ёмко сказал поэт, мой старший товарищ, генерал Николай Петров:
Разрывается душа,
Рушатся законы,
Посадили торгаша
Министром обороны.
Подобных «торгашей» много в высших эшелонах власти. Да и не только в высших. Их главный орган - желудок, который вместо мозга, сердца, глаз определяет их интерес. Они готовы проглатывать всё на своём пути, не думая о последствиях. Они жуют, глотают наши святыни, наше прошлое, наше имущество, пытаясь насытиться. Но насыщения не наступает и никогда не наступит.
К счастью в нашем городе есть люди, которые противостоят этим прожорливым существам. Они отстояли Охту от возведения небоскрёба, отстояли ряд исторических зданий. Давайте отстоим и старейшие военные медицинские госпитали. Они нужны нашей армии, нужны нам. И эта задача нам по силам.
                октябрь 2012 года


Рецензии