Мрак
Похоже, невозможно без этих произведений поколение воспитать патриотами.
О чем вы, господа? Опять грабли нашли - Воспитание?
А учить не пробовали? Просто учить детей связно говорить и грамотно писать.
Нет, надо воспитывать. У меня возникает подозрение, что наши учителя, по примеру своих учеников, «Собачье сердце» М. Булгакова читали в кратком пересказе в затрепанной брошюре «100 лучших сочинений».
Иначе бы поняли, что сколько «шариковых» не воспитывай, все равно Клим Чугункин победит.
Да что там Клим, тот частушки знал, а вы посмотрите на некоторых молодых людей, вернее, послушайте, потому что внешне ребятки могут быть очень даже ничего, приятны во всех отношениях.
Послушайте нынешних молодых и заодно пожалейте оболганную злыми авторами прекрасную девушку Эллочку.
Зачем это Ильфу и Петрову понадобилось обзывать героиню людоедкой?
Глупости! Она свободно владела 30 словами и, что важнее, использовала их к месту и с нужной интонацией.
А наши современники вполне обходятся двумя словами. Без интонации, спокойно и справедливо.
Если что– то вызывает у молодых радость – "вау", если негатив – "б...."
И достаточно. Бывает, конечно, ещё какие– то слова вылезут не к месту, их тут же глушат повторами «короче» или то же незаменимое «б....».
А вы Фадеева им предлагаете с Полевым. Нет, не потянут эти писатели бурлацкую долю вытягивания современного поколения из болота.
Потому что, к сожалению, книги, предлагаемые к возврату в программу, не высокая литература. Темы важные, герои прекрасные, а души в этих книгах маловато, на заказ они написаны.
Впрочем, как и книги Солженицына. Не литература! Документ спорный, не более. Нет поэзии слова, нет ярких образов, нет магии. Тоже какой– то заказ чувствуется. Не веришь и все тут.
Много у нас в программах обучения не литературы. Чистить и чистить, а не добавлять новое.
А что делать, чтобы читали молодые, говорили свободно и красиво, писали от своего сердца, открыто и честно?
Учить? Самое лучшее воспитание - учёба, потому что это труд и мозга, и сердца, и того, что мы ещё не знаем. Человек же до сих пор загадка неразгаданная. Каждый, и нет простых.
Учить писать сказки, рассказы, заметки, размышления, документы, которые потребуются во взрослой жизни.
И говорить, говорить, пусть дети побольше говорят, высказывают свои мысли по разным темам, спорят, ищут истину.
Если будет так, им потребуется опора, доказательства для своих утверждений.
Вот тут умный учитель и должен предложить нужные книги.
Пример, зашёл разговор о поднимающем голову фашизме, почему бы ни коснуться первопричины: «Тварь я дрожащая или право имею?»
А если имею право, значит, убью того, кто жизни по своей никчемности не достоин и заберу у него то, что мне нужнее.
Вот мы и подошли к Достоевскому. Теперь только не скатиться к разбору образов и критике режима.
О главном говорить.
И посмотреть, кто из современных писателей с Достоевским перекликается.
Подсказать, предложить, не навязывать.
Не гнаться за объёмами прочитанного, не торопиться. Обсудить, показать из каких частей строится сочинение, проговорить содержание, учесть споры и разногласия.
Дети должны понять, что написание сочинений мало чем отличается от работы по другим предметам.
Это то же самое, что доказать теорему (аксиома– доказательства – вывод), то же, что провести химический опыт (подобрать нужные ингредиенты и смешать– получить результат), и так далее. Литература такая же точная наука, как другие естественные науки, но она интереснее, так как предполагает взрыв эмоций, переживание, образы – радость.
Хотя и точные науки могут вызвать радость.
Любое творчество– наслаждение.
Но только тогда, когда освоишь технологию.
Поэтому учителя должны уподобить себя хирургам.
Как учится хирург? Он препарирует не живое, чтобы спасти живое.
Как должен учить учитель?
Он должен вместе с детьми увидеть, из каких частей состоят лучшие произведения литературы, чтобы понять, как их создавали и попытаться копировать.
Как начинающие художники пишут копии, так и ученики должны научиться видеть, как хирурги, и копировать, как художники.
Только так можно подойти к созданию своего.
Кропотливый долгий труд. Не все ученики добьются результатов.
Но многие.
Если, конечно, на уроках литературы не гнаться за количеством охваченных поверхностным прочтением классических произведений.
Программных произведений не должно быть много, но они должны быть настоящей литературой. Без оглядки на идеологию дня и другие текущие факторы.
Предстоит большая работа – создание ядра обязательной литературы. Небольшого, но емкого.
И предоставление свободы учителю добавлять те книги, которые выберет он сам в качестве эталона для обучения.
Меньше болтать о лишних людях, больше писать сочинений, изложений, других текстов. Обязательно планировать уроки обсуждения написанных школьниками работ.
Работа предстоит большая.
А произведений для неё потребуется втрое меньше. Но как же тогда воспитание?
Да никак.
Будут ученики трудиться, заодно и воспитаются.
По крайней мере прекратится обман: ученики практически не читают классику, а учителя не учат писать и говорить. И что удивляться! Такие объёмы программных произведений вызывают стойкое нежелание начинать читать в принципе.
Для того, чтобы научиться писать сочинения и грамотно говорить не объем нужен, а умение правильно выбрать актуальное произведение, доходящее до сердца современного ученика.
А как же тогда беспокойство учителей, что дети не прочитают все, что указано в программе. Как они жить – то будут без «Войны и мира», без «Отцов и детей», без «Грозы» и иже с ними?
Надеюсь, нормально.
Как и сейчас живут многие, прочитав лишь краткое содержание эпохальных книг и сдав ЕГЭ без проблем.
Но если они научатся писать и говорить, когда– то, возможно, они возьмут эти книги в руки, без принуждения, для души.
Просто как хорошие книги отличных писателей.
И тогда их повседневный словарный запас перестанет быть словарём людоеда из племени Мумба– Юмба. Хотя, что это я? У людоеда было 300 слов. Нам бы хотя бы до уровня Эллочки!
«Красота»? / «Мрак»?
Иллюстрация из свободного доступа.
Свидетельство о публикации №223102201325
Сегодня другое. Родители часто отдалены от детей. Только деньги связывают их. В школе тоже нередко формальное обучение. Успешные учатся, лентяев и посредственных тянут до выпуска. Читать отучились все. Даже выпускники ВУЗОВ не могут и не хотят осилить текст в несколько страниц.
Обучение и воспитание неразрывны. Л.Н.Толстой делал это сочиняя для детей нравственные рассказы. Не мне решать какие произведения нужны в школе сегодня, но они есть.
Саша Егоров 22.10.2023 22:02 Заявить о нарушении
Так что воспитание не назидание, а пример. Будут родители читать книги- ребенок тоже. Будут родители трудиться от души, цель свою исполнять- ребенок увидит это и повторит. А учителя обязаны учить (я не голословно пишу, у меня в старших классах сочинения писали все, методика была, основанная на трудах многих хороших специалистов, прежде всего, моей мамы- УЧИТЕЛЯ настоящего). Надо учить детей писать и говорить, а не тупо пересказывать методички и натаскивать на ЕГЭ.
Спасибо. Не могу уже молчать: возраст - вижу беду, как помочь! Всего доброго, Людмила.
Людмила Павельская Вощинина 23.10.2023 09:37 Заявить о нарушении