Умное познание сущего

Философский этюд

Нобелевский лауреат, российский физиолог Иван Петрович Павлов и основатель школы психоанализа австрийский еврей Зигмунд Фрейд, занимавшиеся практически в одно и тоже время на переломе ХIХ и ХХ веков исследованием психологии человека, как средства познания себя  самого и бытия в окружающем его мире, обосновали свои учения: первый – на рефлексах, обретаемых в процессе реальной жизнедеятельности; второй – на врождённых животных инстинктах. И хотя это были прорывные методы и открытия в деле познания того, на чём зиждется сама возможность восприятия окружающего мира во всём его материальном воплощении, они всё же остались на уровне неосознанной, биологически обусловленной реакции живого организма на те или иные информационные вызовы ему в процессе своей жизнедеятельности. Вот почему в своём психоанализе З. Фрейд отводил большое значение неосознанному – подсознательному, тому чем правят врождённые, закодированные природой в генах инстинкты, т.е. определённая реактивная поведенческая моторика на определённые внешние информационные раздражители конкретного организма.
Попытки привести инстинктивные действия к умному – логическому рациональному объяснению, увы выглядят довольно спекулятивными, поскольку фактически лишают нормальную социальную человеческую личность возможности сознательно волевым устремлением регулировать своё поведение в окружающей натуральной среде и обществе, соотносясь со своими обусловленными определённой культурой: воспитанием, знаниями, социальным положением и конкретными прагматическими устремлениями. Здесь явно не хватает чего-то более конкретного, кроме чётко обоснованных И.П. Павловым четырёх психотипов: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, - бесспорно влияющих на проявление той или иной реакции на раздражители организма, но не раскрывающие сам процесс осознания личностью происходящего с ней или вокруг неё.
Попробуем разобраться в том, как и по средствам чего происходит умное познание поступающей человеку информации, и как происходит вычленение, калибровка и систематизация (формирование знаний) необходимого и важного из этого огромного потока внешних раздражителей, с целью усвоения и дальнейшего целенаправленного волевого применения личностью знаний, полученных в процессе названной обработки информации. Но, прежде всего подчеркнём, колоссальное количество поступающей в организм информации и в самом деле обрабатывается на основе инстинктов и рефлексов самостоятельно организмом: усваивается, посредством адаптации, или отбрасывается – как неважная, без участия в этой деятельности нашего сознания. Нас интересует та поступающая информация, которая фиксируется нашим сознанием посредством Нравственного октагона и системно усваивается в уме, с целью дальнейшего волевого применения полученных знаний в практической умной деятельности данной личности в обществе, в науке, в природной среде и на идейном – абстрактном уровне.
Изначально, любой нормальный человек получает первичные умные знания в семье или от тех людей, которые помогают ему выжить в младенчестве и выйти на человеческий уровень самостоятельного умного развития где-то в возрасте около двух лет. Женщина рождает младенца, но это ещё не человек, ибо человеком младенец может стать лишь в человеческом обществе. Младенцы, попавшие к животным и сумевшие выжить среди зверей, так и остаются бессознательными зверями (дети маугли), которыми управляют органические инстинкты и социальные-стадные рефлексы. Социализация, а значит очеловечивание личности, её гуманная адаптация в конкретном социуме или социумах, происходит с человеком всю его жизнь и чем сложнее социальная среда обитания конкретной личности, при её выживании в этих условиях, тем умнее она становится. Максимальный комфорт и социальная беззаботность, при отсутствии любознательности - тяги к новым, абстрактным истинным знаниям, - приводят к деградации личности и физической немощности организма.
Внешняя среда человеком познается при помощи следующего «инструментария» его личности, обусловленной систематизированной геометрически тем или иным образом сознанием. В этот инструментарий входят: ощущения, чувства, эмоции и воля. Рассмотрим каждый из этих феноменов человеческой психики, позволяющей личности осознать происходящее вокруг неё и в ней самой.            
ОЩУЩЕНИЯ – это рефлексия, ответная биологическая реакция организма на основе врождённых инстинктов – бессознательная, на новые поступающие извне раздражители. которые осмысливаются человеком при помощи тех или иных чувств и проявляются эмоциями во внешнем проявляемом поведении, в том числе и в социуме. Ощущения, это информация о воздействии на данный организм, получаемая с помощью органов чувств человека в результате взаимодействия его с внешним миром или об изменении в самом организме данного человека. Эта новая информация может быть раздражителем физического свойства на уровне биологическом инстинктивно-рефлекторном, или же абстрактного смыслового свойства, на уровне сознания-знания, когда нарушается усвоенная  система полученных знаний. Эти новые раздражители нарушают определённую физическую, органически устоявшуюся поведенческую рефлексию или имеющееся осмысленное понимание произошедшего, и тем самым стабильность психики человека, что ведёт к последующей умной обработки поступившей человеку информации. 
ЭМОЦИИ – внешнее поведенческое проявление чувств человеком в природе и в социуме, позволяющее адаптировать психическое состояние организма и сознания данного человеком, в эстетических, этических, моральных и эсхатологических проявлениях нравственного поведения, его поведения, психики и его сознания в условиях обретённой им новой важной для него информации.
ЧУВСТВА – первично опознаваемая значимая для сознания данного человека информация, обрабатываемая и чётко фиксированная изначально за счёт диссонанса с прежним его осознанным знанием, умно соотнесённая с устоявшимися у него воззрениями и верованиями характеризующим его личность, в основе которой Нравственный октагон данного человека уникальной пространственной конфигурации (классический, вытянутый, вогнутый и т.д.). Чувства проявляются на рефлекторном уровне при взаимодействии поступившей новой информации с внутренней психологической системой рефлексий данной личности. 
ВОЛЯ – осмысленная, в зависимости от психотипа, та или иная, - отрицательная, безразличная или положительная, - верифицированная (со систематизированная) с имеющимися знаниями реакция личности по отношению к тем чувствам, которые возбудила поступившая информация. Цель конкретной осмысленной информации – утилитарное применения её в будущем. Только волевое решение позволяет запоминать, усваивать полученную новую информацию, пропустив её через Нравственный октагон и тем самым осмыслив её качества относительно данной личности.   
 Последовательность психологической рациональной и умной познаваемости внешней информации человеком проходит по нескольким уровням:

Инстинктивно-рефлекторный – констатация;
Рефлекторно- эмоциональный – определение;
Чувственно-сознательный – фиксация;
Сознательно- волевой – осмысление.

ОСМЫСЛЕНИЕ - это умственное рассудительное направленное волевое действие на почве имеющихся у него системы абстрактных знаний и осмысленного эмпирического опыта, и запоминание полученной информации, если она представляет по убеждению человека конкретную ценность для него и может быть использована в будущем для конструктивной деятельности данной личности, как конкретное положительное или отрицательное знание.
Валерий Иванов, 22.10.2023. Вильнюс


Рецензии