Авторитет ком-ра или я требую продолжения банкета

          После вороха СМСэк, звонков, фото и живого общения по мобильному телефону, которое у меня случилось вчера, во время празднования юбилея – 85 лет 12 омрап – полка, которым я имел честь командовать в 80-ые годы в городе Острове, Псковской губернии, возникло желание поразмышлять о таком вопросе, как Авторитет командира  влияет на микроклимат в воинском коллективе, а значит и на выполнение боевой задачи в целом.

      Рецензия на «Москвич - 408» (Кросс Роуд)

      Блин, написал длинную рецензию, но не на то нажал - улетела в космос... а всё потому - как говорил командир соседнего полка - "Я когда к новой бабе иду, всегда волнуюсь - даст или не даст?" Вот и Я "разволновался" - Блин, с этими «писульками» чуть не «забыл», что сегодня юбилей моего 12 омрап, которым я имел честь командовать в городе Острове Псковской губернии, хорошо с утра поток СМСэк пошёл, а первый звонок раздался в 3.05 ночи от моего правого лётчика Юры Лончакова…

      Это одна из пришедших СМС для примера: "Василь Василич, Дорогой, приветствую! Письменно поздравляю Вас, как командира полка-юбиляра с наступающей круглой датой! Желаю Вам реальной тенденции в укреплении Здоровья (с достойной «скоростью набора высоты» в этом плане), Творческих Успехов, которые с нашей скромной помощью, уверен, мы поддержим и разовьём, а также семейного Счастья, и всё это — на долгие годы! Хорошее мероприятие устроили — мысленно с Вами!"
С уважением, Вадим.

      Счас, кстати, вторично звонил Лончаков, (это который космонавт и Герой России) - бежит, опаздывая на построение, но про своего Командира экипажа и полка не забыл... Ребята, мои орлы и питомцы, мысленно я с вами, сейчас принимаю прохождение под оркестр торжественным маршем... Блин, по впалой щеке ветерана Морской авиации опять скатилась суровая мужская слеза... Мужики, я горжусь вами... это было счастьем летать всем нам в одном строю... И мы все молодцы, что после разгона полка в 1989 г сохранили нашу дружбу, сегодня празднуем его 85-летие, т.к. это святое... Будем жить!!! Обнимаю, ваш Командир Чечель.

      Мужики, уже в меру выпиМшие уже дважды звонили, и обещали ещё раз позвонить уже с банкета в ресторане... Жена заставила белую футболку надеть и галстук с эмблемой Морской авиации... Сидю с налитым стаканом в руке - жду, чтобы сразу выпить за наш 12 омрап... такие уж мы, непредсказуемые птички - морские лёДчики...
                С уважением, ВВЧ.

      Рецензия на «Разбитое зеркало» (Владимир Рубанов)

     Интересный рассказ, Володя - спасибо... Написал рецензию - но улетела в космос... Волнуюсь - Непростой день сегодня - юбилей моего полка. Прочти опус "Прощание с бабьим летом" - всё поймёшь... Счас толпа моих пилотов прямо с ресторана позвонила... я плакал, видя, их родные до боли лица... сколько ведь вместе каши съели... и сладкой, и горькой... а скольких уже нет...
       Жму кисть, ВВЧ (после таких слов, что мне мои орлы наговорили, понимаешь, что жизнь прожита не зря...)
                Полковник Чечель   21.10.2023 

     Рецензия на «Прощание с бабьим летом» (Полковник Чечель)

        Наверно и я бы заплакал при встрече с пацанами-сослуживцами. Служба на нашу долю выпала не подарок, без романтики, сплошной напряг, следы остались как на теле, так и на психике, и если бы не спорт, с которым по жизни бок о бок, давным-давно распрощался бы с этим Светом...
       Я прочитал "Прощание с бабьим летом". Впечатлило. По-хорошему позавидовал вашему единству. Спасибо. Так держать! Наша армия - крепкий орешек. Жму руку, Владимир
                Владимир Рубанов   22.10.2023

                РЕЗЮМЕ

      Сразу скажу, полностью согласен с аксиомой, которую нам давали на предмете «Авиационная психология» в Военно-Морской академии – идеально, когда должностной авторитет совпадает с личностным, но так, увы, бывает далеко не всегда. Вспоминаю, первое построение полка, тогда личный состав очень вяло и вразнобой, ответил на приветствие его командира, полковника  Н.А. Мордовалова: «Здравствуйте, товарищи!!!» Мордовалов же, представив меня, мол, прибыл новый зам. Командира полка по лётной подготовке, в присутствии всех, отдал мне приказание: «Даю Вам час на тренировку и отработку приветствия командира. Если этого времени не хватит, будете тренироваться ещё час, после обеда», - после этих слов повернулся и медленно пошёл к машине, стоящей у штаба, метрах в 80-ти.

     Я сказал, дословно, буквально следующее: «Мужики, командиров в армии не выбирают, но именно он поведёт нас в бой. Нравится это кому-то или не нравится, но это факт, который не оспоришь. У нас не Детский сад. Командир же с вами, точнее, уже с нами, здоровается в полный голос, значит надо так же отвечать ему. Кто этого не понял, будет тренироваться после обеда. А оно вам надо? Пробуем: «Здравствуйте, товарищи!!!»

    Достаточно долгая пауза, и строй гаркнул: «Здравия желаем, тов. Подполковник!!!»
    «Отлично, но паузу делаем меньше, и приветствуем «полковник». Итак, ещё раз: «Здравствуйте, товарищи!!!»

     «Здравия желаем, товарищ полковник!!!», - дружно ответил строй. Я посмотрел в сторону командира полка, который не успел ещё даже сесть в УАЗик, и тот взмахом руки показал мне: «Зачёт, можно распускать строй». «Полк, разойдись, действуем по распорядку дня», - прозвучала уже моя команда…

    Что я хотел вам сказать этим примером? Мы все здесь товарищи, если случится война, нам вместе выполнять боевую задачу, а возможно, и спасать жизнь друг другу. Поэтому надо находить нужные слова для сплочения воинского коллектива".

    После этой небольшой «репетиции», вопрос с «приветствием старшего начальника» в в/ч 53808 (таково было открытое наименование 12 омрап), был более ли менее решён, не только при Николае Александровиче Мордовалове, впоследствии ставшим Командующим ВВС Северного флота, но и при мне, когда через 3 года стал его командиром…

                ЭТАЛОН КОМАНДУЮЩЕГО

       Ещё пример, о котором мне рассказал начальник Николаевского аэроклуба «Икар», полковник Морской авиации в запасе, Филоненко Григорий Емельянович, который, слетав в Москву на празднование 300-летия Российского флота, вернулся оттуда весь переполненный впечатлениями. Он поведал, что было очень много гостей, со всех стран СНГ, моряков и лётчиков. Все пилоты как-то стихийно скучковались вокруг бывшего Командующего Морской авиации России, генерал-полковника Владимира Григорьевича Дейнеки. А возле его предшественника Командующего авиацией ВМФ СССР, Виктора Павловича Потапова – человек 30, не больше, в основном, из тех, кто служил с ним при штабе, в Москве. И тогда Дейнека, взяв Потапова за руку, объединил эти два круга людей, и пошло нормальное общение сослуживцев, как людей много когда-то сделавших для страны и её флота…

      Этим примером я хотел подчеркнуть,  что любого командира всегда оценивают, как минимум, с двух сторон. Во-первых, старшие начальники, которые его ставили на эту должность. Во-вторых, подчинённые, которыми он руководит. К сожалению, не всегда эти оценки совпадают.

      Для меня эталоном, к которому надо стремится, является Командующий ВВС Северного флота,  Владимир Григорьевич Дейнека, впоследствии В 1990 году окончил экстерном Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К. Е. Ворошилова. С марта 1994 по август 2000 года — командующий авиацией ВМФ (с 1998 года должность именовалась — командующий морской авиацией ВМФ), член Военного Совета ВМФ. Большое внимание уделял развитию палубной авиации. За время летной работы освоил самолёты Як-18, Ил-28, Ту-16, Ту-142, вертолёт Ка-25. Общий налёт — более 3 тысяч часов.

      Уволен в отставку в 2000 году по возрасту. Продолжает активную деятельность в оборонной области. Главный советник Генерального директора ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» по вопросам взаимодействия с ВМФ и в области международного военно-технического сотрудничества с дружественными странами, директор программы КнААПО «Авиация корабельного базирования». Советник Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации по авиации. Советник  Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации по авиации. Советник Генерального конструктора «ОКБ Сухого».

     Он полностью попадает под совет, который нам дал штурман - фронтовик, Герой Советского Союза, Ростислав Сергеевич Демидов: "Мужики, станете большими командирами, от вас будут зависеть судьбы людей, при выдвижении на вышестоящую должность прежде всего смотрите, хороший он человек или плохой, пользуется ли авторитетом, уважением личного состава или нет? Из нормального командира, при наличии способностей, вы всегда хорошего специалиста - военноначальника сделаете. А будете смотреть только на деловые или командирские качества, а как человек он Г... на полочке, когда на высокую должность залезет, вы локти будете себе кусать, но так просто его оттуда не снимете. А сколько судеб нормальным людям и пилотам он за это время поломать может - одному Богу известно..."

     В общем, всем, кому довелось служить под началом Владимира Григорьевича Дейнеки, я думаю, согласятся со мной, что нам всем несказанно повезло - повезло пройти школу компетентности, мудрости, требовательности к себе и подчинённым, а также доброты к ним и простого человеческого понимания...

    Ещё могу привести в пример ряд генералов, с которыми не довелось служить, когда они уже достигли высоких чинов, но судя по отзывам их подчинённых, эти большие начальники заслужили честно - право носить штаны с лампами. Чтобы не быть голословным, назову несколько фамилий - генералы: Анатолий Быков, Алексей Сердюк, Иван Дмитриевич Федин, сменивший Дейнеку, Виктор Николаевич Сокерин и ещё ряд товарищей... С 4-м в списке, кстати, лично во время службы соприкасаться не пришлось, но фактов, о которых знаю не понаслышке, мне достаточно, чтобы упомянуть эту ФИО в этом списке весьма достойных людей: освоить крыльевую дозаправку в воздухе на бомбардировщике ТУ-16к в чине ещё старшего лейтенанта может только пилот выдающихся лётных способностей.

    Или  написать рапорт на увольнение из рядов Вооружённых Сил России в 48 лет, занимая должность Командующего ВВС Балтийского флота, т.е. на пике своей служебной карьеры, в знак протеста, что творил тогда МО Сердюков с нашей армией - это надо иметь гражданское мужество и быть очень совестливым человеком. Я думаю, что если бы ещё ряд генералов последовали примеру Виктора Николаевича Сокерина, у нас 67 Высших Учебных Заведений по всем родам армии России не сократили бы, и сейчас нам не пришлось восстанавливать свои ошибки в срочном порядке...

     В общем, цель написания данного опуса - обратить внимание высшего военного руководства России на недопустимость назначения на руководящие должности лиц, не пользующимися должным авторитетом у личного состава, т.к. такие случаи иногда, увы, бывают, а это напрямую сказывается на моральном духе солдат на поле боя и качестве выполнения самих боевых задач. В этом плане, как пример личного гражданского мужества, хочу поставить репортажи Юрия Подоляки, который не боится говорить о недостатках в тактике и действиях некоторых войсковых командиров, ведущих к неоправданным потерям и к снижению результативности самих боевых действий...

     В завершение, песня Юрия Визбора вспомнилась, написанная им ещё в 1960 году:
               
       РОССИЯ

Любовь моя, Россия,
Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя.

Любовь моя, Россия,
Ты с каждым днём сильней.
Тебя в груди носили
Солдаты на войне,
Шинелью укрывали
И на руках несли,
От пуль оберегали,
От горя сберегли.

Любовь моя, Россия,
Немало над тобой
Невзгоды моросили
Осеннею порой.
Но ты за далью синей
Звездой надежд живёшь,
Любовь моя, Россия,
Спасение моё!
1960 г.
    На фото - мои питомцы прислали вчера свой выход на банкет в ресторан, на фоне дверей нашего офицерского общежития, откуда мы все начинали свою службу в Острове, а командир даже возглавил драку своих офицеров со "скоборями" перед гостиницей, о чём поведал моей жене Ирине мой правый лётчик Герой России, космонавт, Юрий Лончаков, (на фото он справа) - как выскочил из этих дверей на шум "Наших бьют", а командир как раз, ударом мая гери очередного противника с колом снёс)... А вот как описывает ситуацию мужик в шляпе, Игорь Ларьков:

    "Василич, по поводу "Ваших лётчиков". Как бы Вас не критиковали, согласны мы с этой критикой или нет, я в таких случаях отвечаю, он мой командир, случилось бы, я за ним в бой пошёл бы без размышлений, хороший он или зашкаливает у Василича, мне по фигу, что о нём говорят, он мой командир и точка!.

    Рассказываю им, любопытным, один случай, в котором сам участвовал. Помните, когда в Острове нас пришли отлупить колами скобари к офицерскому общежитию, вечером, после службы? Когда стало понятным, что драку избежать не возможно, КОМАНДИР ПОЛКА её возглавил, скомандовал "А ну погнали их мужики!". И гнали мы эту шоблу с колами до самого города! Помните?! Спрашиваю, осуждающих Вас, а ваш командир на такое был способен?! Возглавить драку своих молодых офицеров с местными хулиганами? Конечно же им нечего сказать..."

    В общем, на фото, слева направо: Игорь Тульский (ТУ-16к-26, СУ-24мр, капитан, лётчик, средняя полоса России, город позже уточню); Игорь Ларьков, (ТУ-16к-26, СУ-24мр, капитан, лётчик, Калининград); Игорь Димидов (штурман, капитан, ТУ-16к-26, СУ-24мр, Челябинск); Коля Пилипчук (мой первый правый лётчик в Острове, когда я был ещё замом, ТУ-16к-26, остальные типы ЛА, пока не знаю, полковник, Минск, Белоруссия, сын летает комэской в Белорусских ВВС); Юра Лончаков, (полковник, 19 лет в отряде космонавтов России, три полёта в космос, занимал должности командира отряда и начальника ЦПК им. Ю.А.Гагарина, ТУ-16к-26, ИЛ-76, Л-39, вертолёт "Робинсон", Москва, Звёздный городок)

    Удачи вам, други!!! Горжусь, что летал с вами в одном строю, спасибо, что не забываете Командира, Будем жить, мужики!!!х

    П.С. ПапрАшу некоторых ретивых и недалёких товарищей не торопиться делать вывод, будто я бросаю камешек в огород генералов Н.А.Мордовалова и В.П.Потапова. У этих командиров, которые стали Командующими, я многому научился, а приведёнными примерами лишь хотел показать - командир не может быть хорошим для всех, и насколько это непростая должность - командовать любым воинским коллективом...

   Рецензия на «Юбилей 12 омрап - 85 лет» (Полковник Чечель)

http://www.youtube.com/watch?v=B9OciALUvkU
http://www.youtube.com/watch?v=UnoKlWTsvH8

Виталийл   22.10.2023

 


Рецензии
Василий Васильевич! Вы все испытания прошли и проходите с честью. Даже виртуальное знакомство с Вами по-человечески поддерживает.
Спасибо Вам за интересные, познавательные и поучительные публикации

Татьяна Тареева   23.10.2023 08:17     Заявить о нарушении
Таня, спасибо за отзыв, нЭма за шо... (улыбаюсь)...

Полковник Чечель   23.10.2023 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.