Новый тренд, или ешь и богатей

Все-таки мы, старшее поколение, безвозвратно устарели. Нам трудно подружиться с современными гаджетами, мы не всегда в курсе последних трендов. Например, мне и в голову не приходило, что довольно большие деньги можно получать - язык не поворачивается сказать зарабатывать - просто поедая какую-нибудь еду в большом количестве и снимая данный процесс на камеру - это называется Mukbang.

А ведь многим нравится смотреть или, лучше сказать, поглощать глазами горы всякой-разной еды, расставленной перед экраном, слышать как блогер чавкает, булькает, икает и пукает. Они подписываются на его канал и ставят многочисленные лайки под тем или иным видео, тем самым повышая его рейтинг и заработок. Соглашусь лишь с тем, что, чтобы придумать такое у человека в голове должна была быть не одна извилина.

Радует то, что не одна я такая, кто несказанно удивилась этому новому-но-уже-неновому тренду в соцсетях. Меня это не раздражает, не выводит из себя, не злит, а лишь удивляет и немного беспокоит состояние здоровья блогеров, кто этим занимается. Я понимаю, что в современном мире - новом мире - новый человек - должен что-то делать, чем-то жить. Вот и живет сейчас каждый так, как хочет и делает то, что в состоянии делать.

Так, читая мое любимое греческое он-лайн издание опять наткнулась на любопытную статейку под названием "Откуда в Греции Mukbang", где изумленный, также как я, греческий журналист провел целое расследование и выяснил откуда появился этот безумный тренд в Греции. Я тоже попыталась во всем разобраться.

К какому-же выводу мы пришли. В своей статье журналист пишет: "На днях наткнулся в TikTok на видео молодого человека, который с удовольствием поглощает огромное количество пищи, причем аудитория в комментариях призывает его есть больше, больше, больше, и лишь несколько комментаторов призывают его все-таки остановиться и обратиться к специалисту, поскольку то, что он делает, наносит вред его здоровью".

На сайте этого молодого человека под названием Chris ASMR "Food and Talking" - уже 6.750 подписчиков, а одно из его видео набрало аж 1,5 миллиона просмотров (смотри фото выше).

"Я был шокирован", - пишет журналист: "Так как не мог поверить, что найдется такая большая аудитория, которая будет сидеть и смотреть, как человек просто ест. Я решил разобраться в этом феномене, потому что был уверен, что это мода, которая, как и большинство подобных трендов, пришла к нам извне".

Что же узнала я. Цитата из российской газеты: "Со временем в русскоязычном интернете, как и в мировом, стал популярен мукбанг (еще одно название мокпана-видео, в которых блогеры едят перед камерой). Обычно они привлекают внимание подписчиков либо пугающе большим количеством еды, либо угрожающим сочетанием ингредиентов. «Королевой русского мукбанга» в сети прозвали уральскую блогершу Инну Судакову. Она весит центнер, обильно матерится, переедает и часто напивается, но чувствует себя царицей и плюет на хейтеров". Есть и другие блогеры - с фантазией, юморные, которые становятся не менее популярными и смотрибельными.

Неуемное любопытство докапаться до истины привело меня к известному источнику информации под литерой W, где я получила исчерпывающий ответ:

Слово "мокпан" или "мукбанг" означающает "трансляция приема пищи". Это - форма видео-блогинга, представляющая собой трансляцию поедания большого количества пищи в реальном времени, параллельно блогер общается со зрителями. Человек, занимающийся мокпаном, называется биджей (англ. BJ или broadcast jockey, переводится как «ведущий трансляцию»). Как правило, в видеоролике представлен определенный тип еды (например, макароны или суши) - популярны некоторые другие блюда быстрого приготовления для их последующего легкого поедания.

Формат завоевал национальную популярность в 2010 г на местной корейской платформе AfreecaTV, а затем расширил свою интернет-географию с помощью YouTube. Спустя пять лет тренд стал глобальным: его последователи появились практически в каждой стране мира и во всех социальных сетях.

Так что если родители в детстве говорили вам, что некрасиво смотреть в рот другому человеку, это безнадежно устарело. Смотрите на здоровье: биджеям (мокпан-блогерам) именно за это и платят!

Самый продвинутый блогер
Некоторые из самых известных биджеев, то есть "видеоедов", зарабатывают по 10. 000 евро в месяц. Биджеи также подрабатывают на количестве подписчиков, на рекламе определённых продуктов или кафе, ресторанов, а также сервисов по доставке или приготовлению пищи. Пока лидерство среди "видеоедов" удерживает Zach Choi (еще его называют Zach Choi ASMR) с зарплатой $ 3.6 млн, и 23, 4 млн подписчиков.

Немного слов об этом молодом парне "с множеством извилин в башке", который родился в 1986 году в Сеуле, Южная Корея, а сейчас проживает в Лос-Анжелесе, США,

Тот греческий журналист упомянул в своей статье следующие данные, что добыл на просторах Интернета: "В исследовании 2020 года, посвященном влиянию видеороликов мокпан, было проанализировано 174. 000 комментариев зрителей на YouTubе. Все они очень противоречивые, встречаются мнения разные, даже критические, например:

-"Мне нравится смотреть мукбанг, когда я пытаюсь не есть. Мне доставляет удовлетворение, что они получают калории, а я нет. 
-"Высококлассные мукбанги - лучше чем LOL (означает laugh-out- loud)".
-"Я не ел по-настоящему уже три дня, так что это то, что я ем“.
-"Я вполне понимаю, что вы имеете в виду, говоря о чувстве интимности и близости. Мокбанги определенно могут заставить вас чувствовать себя менее одинокими".
-"Меня от этого тошнит, но особенно когда те, кто ест, чавкают".

"Более того, - пишет журналист: "Мокпан или как там его - мукбанг, как и любая экстремально-зависимая привычка к еде, конечно, вреден для здоровья.
Исследование 2021 года, посвященное Мокпану и влиянию употребления пищи популярными блогерами на их фоллоуверов, показало, что участие в "просмотре" однозначно связано с расстройствами пищевого поведения и интернет-зависимостью. Кроме того, ученые и диетологи подтвердили, что "Мокпан" и его зрители часто не в ладах со своими привычками в еде, и его популярность способствует дальнейшему растройству их пищевого поведения. Что не приводит ни к чему хорошему. Так, в том же 2020 году один китайский биджей, который "готовил видео" для своих 500.000 подписчиков, был найден мертвым".

ASMR или эффект "собаки Павлова"
Сама по себе идея "мокпан" хорошая: изначально она предполагала, что видеотрансляция своих обедов или ужинов стала бы оригинальным способом избежать одиночества. Ведь для корейцев еда – всегда совместная трапеза, на которой присутствуют родные или друзья. Это всегда общение и поддержка.

Однако, причина возникновения данного тренда все же лежит глубже и "смотреть надо шырше", как сказал один киногерой в старой доброй комедии. Присмотритесь внимательнее к сути этого тренда - это не что иное, как "хорошо забытый" старый эксперимент с собачкой И. П. Павлова (1849-1936). За обнаружение пищеварительного рефлекса на определенный раздражитель(визуальный, аудиоальный/звуковой) И.П. Павлов получил не какую-то там Грамоту с благодарностью, а Нобелевскую премию.

Итак, все дело в "неожиданном научном открытии" ASMR (АСМР) - автономной сенсорной меридиональной реакции у человека, которое сделала Дженнифер Аллен в 2010 году. В переводе с научного языка ASMR означает приятные ощущения, возникающие у человека в ответ на визуальный, аудиальный и тактильный ряд, то есть когда бегают "мурашки по коже" или наступает чувство наслаждения, успокоения, расслабления.

Конечно, формат видеороликов "мокпан" не может обеспечить тактильные ощущения у зрителя, но с лихвой компенсирует это двумя другими триггерами - визуальным и аудиоальным. Крупные планы, тщательно подобранное сочетание цветов, демонстрация текстуры продуктов сразу привлекает внимание. А звуки поглощения пищи усиливают ощущение сопричастности к процессу, и блогеры успешно этим пользуются.

Подобных ASMR видео-роликов в Интернете уже более 13 миллионов (это не только поедание еды) и число их только растет. Остается надеяться, что "это кому-то нужно".


Рецензии