Воспоминание о Борисе Ильине

          Шёл 1998 год.
          У нас, в Объединении псковских писателей должна была выйти книга «Звучание свирели». Выпуск был намечен на май месяц в великолукской типографии. Это был сборник членов Объединения псковских писателей, куда уже входили со своими произведениями Станислав Золотцев, Елена Морозкина, Виктор Васильев, Валерий Мухин, Лев Маляков, Валентин Краснопевцев, Ирена Панченко, Александр Гусев.
           Я был составителем этого сборника и уже готов был отправить набранный текст в типографию, когда вдруг Ирена Панченко  попросила меня посмотреть рассказ Бориса Ильина «Семский ветер». Я взял в руки текст и почему-то сразу, бросилась в глаза фраза: «А на озере гулял ветер, взрыхлял водную ниву, гнал тёмно-фиолетовые борозды с белыми гребнями».
          Вот это да. Что это: «нива», «борозды». И это написано об озере. И таким поэтичным языком. Да, так мог написать только человек, который всю жизни прожил на земле у поля, одним словом – крестьянин. Читая рассказ дальше, я всё больше убеждался в том, что автору очень близка тема крестьянства и жизни на земле. Рассказ был написан простым, народным языком и о простых русских людях, рыбаках, об их работе, становлении и судьбе. Всё это было интересно и захватывающе, и я решил включить рассказ Бориса Ильина в этот сборник «Звучание свирели», и с ним отправил текст в типографию.
          До этого у Бориса Тимофеевича были уже выпущены две книги прозы: «В стороне от больших дорог», 1981 год и «Звезда приветная» 1996 год. В этих книгах герои его рассказов живут  и работают на земле, в селе. А автор говорит и описывает жизнь русской деревни с послевоенного времени и до наших дней. Все его рассказы пронизаны светом – нести людям добро.
          В 1999 году у меня был творческий вечер в писательской гостиной в  Пскове, на Рижском, 64, куда я пригласил и Бориса Ильина. Он приехал, но голова у него была забинтована, что не мешало ему свободно перемещаться и выступить с поздравительным словом. Его перевязанная голова ни у кого не вызывала жалости, но вызывала добрую и сочувствующую улыбку. Все уже знали, что его «любимая корова боднула».
          А в мае 2000 года мы отмечали тоже в гостиной его 60 летний юбилей, к которому я написал шуточное стихотворение, посвящённое юбиляру:

К ЮБИЛЕЮ Б.Т. ИЛЬИНА
(шутка)

Есть особая вина
У Бориса Ильина…
Виноват он в том, что пишет,
Воздух звуками колышет

И бумагу пачками,
Как бульдозер пачкает.
А живёт он в Палкине
С воробьями, галками…

В окружении с «волками»,
Да с коровами, быками…
Вот и пишет он про кочки,
«Закавыки, заморочки»,

Как от нищенской житухи
«Облысели даже мухи».
А зимой в пурге-метели
Всё «фортели да мортели!».

Мы подумали: «Редактор -
Ну, а пашет словно трактор».
За такую благодать
Мы с него решили снять

(Вместе с шляпою) вину
И Борису Ильину
Мы даруем титул древний:
«Первый парень на деревне».

Май 2000 год.

          А в 2002 году у Бориса Ильина выходит первая книга исторической трилогии  - «Княгиня Ольга». Её он написал по благословению настоятеля храма Александра Невского, отца Олега Тэора. Он становится лауреатом премии администрации области.
          В 2004 году выходит вторая книга трилогии «Святослав полководец руссов». Выпуск этой книги Борис Ильин приурочил к своему 65-летию и 45-летию творческой деятельности. Здесь он вдохновенно рассказал о сыне  нашей знаменитой землячки Ольги – Святославе и его жизнедеятельности.
          В 2008 году выходит заключительная книга исторической трилогии «Креститель Руси Владимир». Это книга уже о внуке княгини Ольги – крестителе Руси князе Владимире. Примечательно, что вся трилогия написана, как бы другим языком, где автор пользуется скупыми выразительными средствами, где он дополняет современный русский язык, добротным старославянским. Тем самым он подчёркивает суровость и воздух той древней эпохи.
          В исторической трилогии поменялся не только язык произведения, она поменяла саму жизнь автора, который становится настоящим летописцем канувших времён той эпохи, эпохи становления Руси.
          Надо сказать, что эта его деятельность, его тяга к историческим корням своего народа была не по вкусу некоторым руководителям тогдашней писательской организации. А мы-то уже вышли, к этому времени, из неё и организовали свою организацию - Объединение псковских писателей (ОПП). И не зависели ни от кого, выпускали свои сборники. И поэтому с писательской организацией имели, в общем то, полу враждебные отношения. 
          А прямо сказать – Борису Ильину просто завидовали. Завидовали его кропотливому труду, таланту и терпению, вдохновению и усидчивости. Хотели, чтобы он оставил в покое эту тему, наезжали и грозили, вплоть до оскорбления. Но к счастью Борис Ильин оказался не из робкого десятка и был непреклонным в достижении своей цели. А в результате мы имеем замечательную историческую трилогию, как память о наших славных предках созидавших для нас Русь-матушку. Лично я всячески поддерживал Бориса Тимофеевича на пути к историческим писаниям и на протяжении всей трилогии в целом, подчёркивая важность этой темы и работы.
          А на презентацию книги «Креститель Руси Владимир» мной было написано такое посвящение:

Борису Ильину

На презентацию книги «Креститель Руси Владимир».

В туманный сумрак канувших времён
Уйдём за летописцами своими
Изведать путь до княжеских племён
И отыскать значительное имя.

И на скрижалях, где имён не счесть,
Священных, под пером окаменевших,
Увидим путь единственный – он есть,
Он был один – за Родину «сгоревших».

И этот путь пред нами проторён.
Забвенье – кара нам за ослушанье.
Туманный сумрак канувших времён
Развеют нам правдивые сказанья.

24 марта 2009 года.

          Итак, в Пскове в то время существовало параллельно две организации.  Мы, создав свою организацию, как будто вырвались на простор, на чистый воздух, на свободу.
Вместе с распадом Советского Союза в 1991 году распался и Союз писателей СССР. В стране образовалось сразу несколько союзов. В одной Москве - сразу три:  Союз писателей России, Союз российских писателей и Союз писателей Москвы. Есть ли разница между ними?  В принципе – нет.
Вирус распада, гулявший по всей стране, попал и в нашу писательскую организацию, и 11 декабря 1997 года было заявлено о создании в Пскове новой писательской организации – «Объединения псковских писателей»,  (ОПП), которая вышла из основного состава и стала жить своей самостоятельной жизнью.
          Руководителем новой организации вначале стал Станислав Золотцев, а через полтора года – Ирена Панченко. В состав отделившейся организации вошли Станислав Золотцев, Ирена Панченко, Лев Маляков, Валерий Мухин, Александр Гусев, Елена Морозкина, Валентин Краснопевцев, Борис Ильин, Виктор Васильев.
«Объединение псковских писателей» с самого начала избрало путь активной поддержки авторов, живущих не только в областном центре, но и в глубинке. Были налажены прочные творческие связи со всеми литературными клубами при районных библиотеках и школах, выявлены десятки талантливых авторов, которые впервые получили возможность быть опубликованными на областном уровне.
Это стало реальным благодаря широкой издательской деятельности: за время существования ОПП в свет вышло более 50 коллективных сборников и десятки авторских книг. И это без всякой официальной финансовой поддержки.
Для сравнения: за это же время Псковская писательская организация, возглавляемая Александром Бологовым, а позже Олегом Калкиным,  выпустила только один сборник – альманах «Скобари», который был профинансирован областной администрацией.
          Интересно, что первый же поэтический сборник ОПП «У родника» (авторы: Золотцев, Морозкина, Маляков, Мухин, Гусев, Панченко),  подвергся острой «грязной» критике бывших друзей-коллег родной писательской организации, вылившейся на страницы областной печати.
          И эти полу враждебные отношения между нашими организациями продолжались всё время, пока существовала ОПП.
«Объединение псковских писателей» просуществовало 10 лет, пока у нашего любимого председателя Ирены Панченко хватало сил и терпения тащить на себе этот непосильный «воз».
Она здесь была всем: катализатором всех идей, руководителем, бухгалтером, редактором, составителем, менеджером – искала типографии, спонсоров, находила реальные площадки по всей области для выступлений и сбыта нашей многочисленной книжной продукции.
Она и нам не давала «застояться», чтобы жить в таком ритме: что ни месяц – презентация новой книги – авторской или сборника, чтобы их реализовать и иметь деньги на оплату бухгалтера (все годы она принципиально не получала зарплаты), нужно было продать часть тиража, которая шла за счет «Объединения».
Она горела идеями, и нас зажигала ими, тормошила писать, привлекала к редакторству и составлению, к поездкам. К нам потянулись люди, наша организация стала быстро «прирастать» людьми, которых годами не замечали в той организации, мы открывали их в псковской глубинке, мы притягивали к нашим делам молодёжь.
Можно без преувеличения сказать, что практически все, за редким исключением, литераторы, подававшие документы на вступление в Союз писателей – в то или другое псковское отделение – на стол приёмной комиссии представляли книги, изданные «Объединением псковских писателей».
Но Ирену всё больше и больше увлекала живопись, на которую оставалось всё меньше и меньше времени. И, наконец, она сдалась:
- Мухин, ну пожалей ты «слабую бабу», ну стань ты председателем – хоть на полгода! Мне книгу к юбилею подготовить. Потом я снова впрягусь. Да и живопись затягивает, а времени нет.   
- Нет уж, спасибо, Ирена, меня это тоже не прельщает. Мне семью содержать надо.
- Ну, тогда будем снова объединяться…
- Не хотелось бы…
- А придётся.
          Объединению ещё способствовало то, что наша организация сильно уменьшилась: за последние годы ушли из жизни наши товарищи: В. Васильев, А. Гусев, Е. Афанасьев, П. Осокин, М. Яковлева, Л. Маляков, В. Краснопевцев, Е. Морозкина.
Так заканчивались наши счастливые годы жизни в «Объединении псковских писателей».
Но какие это были годы!!!
          Мы показали не только в Пскове, но и в России, как надо не только выживать, но и жить творческим людям – писателям и поэтам - в это смутное время. Не говоря об области – а мы объездили её за эти годы вдоль и поперёк, но даже в Москве представляли свои новинки.

          В наши частые поездки по области мы вовлекали и Бориса Тимофеевича Ильина,
и просто по пути в Остров, Печоры или в Луки заезжали за нам, сажали в машину и ехали дальше. Он всегда с охотой соглашался и принимал участие в таких творческих поездках, встречах с нашими читателями и слушателями. Всегда был активен и безотказен.
          В палкинском Доме Культуры была моя совместная с художником Юрием Орловым выставка художественных работ. Такая совместная картинная галерея. Я пригласил на неё и Борю Ильина. Боря пришёл и проникся желанием купить одну картину, которая ему очень понравилась. Это была простая русская берёза, стоящая на обрывистом берегу реки. И конечно я сразу выразил своё желание и подарил картину другу. Боря был очень доволен и ушёл счастливым.
          В другой раз мы с группой поэтов (человек 10) совершали турне, и в плане у нас было посещение и выступление в Палкино, а потом в Печорах. Так всё и было. Сначала выступили в Палкино с Борисом Тимофеевичем, а потом забрали его в Печоры и выступили там. В этих мероприятиях принимала активное участие и жена Ильина – Людмила Ивановна. Надо сказать, что она всегда активно помогала мужу в проведении его творческих планов. Кстати, после выступления в Печорах, она предложила отметить окончание поездки у себя дома. Все согласились и поехали домой к Боре Ильину, где нас ожидал обильный стол и угощения. Пелись русские песни и звучали стихи, и слова благодарности гостеприимным хозяевам.
          Очень часто Борис Ильин выступал в  Пскове в краеведческой библиотеке имени Василёва. Его любили в этой библиотеке, и Людмила Фёдоровна Русанова, заведующая, с удовольствием организовывала, и приглашала Бориса Тимофеевича на все его презентации и творческие вечера. И он тоже всегда с удовольствием и в сопровождении своей верной супруги Людмилы Ивановны приезжал в «Василёвку» и выступал. Здесь у него образовался своеобразный круг поклонников и почитателей, которым он дарил свои новые книги и незабываемые общения.
          Так же часто он бывал на заседаниях Писательской гостиной, на Рижском 64, в филиале Городского Культурного Центра, которые проводились раз в месяц, по четвергам, и были посвящены различным презентациям, юбилеям и праздникам. Бессменным руководителем этих гостиных была Ирена Панченко.
          Возвращаясь к творчеству Бориса Ильина хочу напомнить, что венчает историческую тему в его творчестве имя Великого князя Александра Невского — в 2014 г. автор выпустил в свет исторические повести под единым названием «Александр Невский». Очень важно, что в этой книге преобладает православный подход в изображении выдающегося государственного деятеля, полководца и мудрого дипломата. Читателей ждут неожиданные повороты в судьбах героев и событий, но на исторической основе, а также интересные диалоги, живописный образный язык, создающий особый колорит и дух древнего периода нашего Отечества.
          Говоря о творчестве Б. Т. Ильина, нельзя обойти вниманием еще одну тему, которая так редко встречается в псковской литературе — морская тема.
          В 2005 году выходит книга «Во славу русского флота». О псковском моряке крейсера «Варягъ». В  2006 году «Девушка на причале»: морские рассказы». В 2013 «Романтика моря и неба». В 2015 «В просторе морском»  — историко-краеведческие издания, адресованные шрокому кругу читателей и направленные на воспитание военно — патриотической грамотности подрастающего поколения.
          Зарождение и действия морской авиации дореволюционной России и затем Советского Союза и Российской Федерации, морские лётчики Островского гарнизона Псковской области, их мужество, героизм, сила духа и высокая преданность своей Родине — основная проблематика книги «Романтика моря и неба». Есть здесь место и покорителям неба и моря в повседневной, нелёгкой службе и их бескорыстной дружбе и крепким общественным связям с советом ветеранов войны, населением, молодёжью, со школами Палкинского района Псковской области.
          «Во славу русского флота» - книга о боевом подвиге и трудной судьбе моряка легендарного крейсера «Варягъ», уроженца Палкинского района Псковской области Ивана Афанасьевича Афанасьева. Книга написана на основе воспоминаний родственников, старожилов-односельчан варяжца, архивных документов, по просьбам многих ветеранов флота и нынешних моряков. Не обошлось и без художественного домысла некоторых сторон жизни героя данного повествования.
          Немного о биографии Бориса Ильина. Родился будущий писатель 1 мая 1940 г. в деревне Красный бор Ленинградской обл. Окончив школу, поступил в Мурманское мореходное училище, служил подводником на Северном флоте, был штурманом дальнего плавания. После службы приехал к родителям в Псковский район Псковской области. С 1963 года - учитель английского языка в Пожеревицкой школе Дновского района. Увлечение журналистикой и успехи в творческой работе были закреплены учебой в Москве в Литературном институте имени М. Горького, который он закончил в 1974 году. С 1982 года Б. Т. Ильин - редактор Палкинской районной газеты «Льновод». На этой должности трудился до выхода на пенсию. Среди районной общественности его авторитет был неоспорим.
          Запомнился юбилейный вечер Бориса Тимофеевича 1 мая 2015 года в центральном ресторане ПГТ Палкино в живописном месте, рядом с палкинским чудесным озером. Помещение было забито до отказа не только районной, но и городской и областной общественностью. Были представители областной и районной администраций, друзья поэты и писатели, библиотекари. Произносились тосты в честь юбиляра и пелись песни, русские старинные песни, слова которых все знали ещё с раннего детства. А перед вечером, в самом начале был показан фильм о юбиляре со всеми его биографическими подробностями: моменты учёбы, службы, работы редактором в палкинской районной газете «Льновод».
          А через четыре года – тот же зал ресторана, та же публика, но только у всех скорбные лица и слёзы на глазах. Речи скупые и печальные. Мы прощались с нашим дорогим Борисом Тимофеевичем, писателем и коллегой, с нашим товарищем и другом, историком и летописцем,
неутомимым тружеником и творцом, создавшим незабываемые образы из быта русской деревни, а также показавшим историческую роль наших замечательных предков: княгини Ольги, Святослава и князя Владимира. Это было 24 марта 2019 года. Была весна и пробуждалась природа, но уже без Бориса Тимофеевича Ильина.

БОРИС ИЛЬИН

Зима ушла довольно рано.
Пришла весна – на сердце рана.
Я, всё же, Зимний человек.
И наши помыслы взаимны -

На голове давно уж снег,
А в голове – давно уж гимны…
А на Великой, в свой черёд
Прошёл весенний ледоход.

За ним в страну пропавших льдин
Шагнул мой друг Борис Ильин.
Ушёл не вовремя и рано…
Пришла весна – на сердце рана.

                Валерий Мухин, поэт, писатель, художник, член СП России.


Рецензии