Ход королевы The Queen s Gambit. Мини сериал. Янва
В каждой серии мы становимся свидетелями шахматных партий и они так необычно поданы режиссером и оператором, что держат зрителя в напряжении до самых последних минут фильма. Здесь надо отдать должное оператору и мастерству монтажа. Неожиданные ракурсы, разнообразная подача кадра, заставляют следить за происходящим, невольно пробуждают интерес, вызывают азарт, интригуют и гипнотизируют даже тех, кто никогда не играл в шахматы. Создатели фильма нашли нетривиальный ход. Когда героиня, с детства не имеющая шахмат, проигрывает партии в голове, то благодаря «чудо-таблеткам, витаминам», а на самом деле транквилизаторам, у нее возникают галлюцинации: на потолке вырастают шахматные фигуры и их медленное появление всегда пугает и завораживает. И все- таки сериал не только о шахматах. Здесь и детские травмы, и психоделика и пагубные пристрастия. Для создателей фильма может быть важна тема феминизма, учитывая современный контекст, но для меня это в первую очередь история о воспитании чувств. Сирота-интроверт, выросшая без материнской ласки, Бэт бесчувственна, лишена эмпатии, привыкла к одиночеству и постоянным мыслительным процессам, которые связаны с прокручиванием партий в голове. Этот постоянный напряг ей помогает выдерживать допинг, который на время заменяет ей все остальное и ей приходится бороться со своими внутренними демонами. Героиню играет Анна Тейлор- Джой, которая сыграла Эмму в новой версии экранизации Джейн Остин и там она мне совсем не понравилась. Правда, не понравился ее образ по задумке режиссера. В сериале же актриса так хороша и харизматична, что от нее нельзя оторвать глаз. Неудивительно, что она сводит с ума сверстников-шахматистов, которые к тому же не могут не оценить ее необыкновенный дар. Но Бэт никто не нужен, она не ценит отношения к себе, у нее нет подружек и даже приятельниц, она не вспоминает и не навещает своего первого учителя, уборщика приюта, который в трудную минуту помог ей деньгами и с легкостью «разбивает сердца» по ее собственному выражению. У неё, как у героя «Снежной королевы», мальчика Кая, льдинка в сердце. Перелом наступает после первых пролитых горьких слез, именно тогда льдинка растаяла и в ее душе что-то постепенно пробуждается и она уже иначе воспринимает отношение к себе юношей шахматистов и начинает ценить дружбу подруги по сиротскому приюту.
Успех сериала, мне кажется, заключается в том, что людям хочется человеческой истории, без детективных загадок и политических игр, и хоть в Америке нет как у нас детских домов, сирота всегда вызывает участие и сопереживание, тем более, что здесь драматическая история шахматного гения. Зрители следят за гадким утенком, который на их глазах превращается в прекрасного лебедя, радуются победам героини, и это согревает их сердца. Всё происходящее вымысел, в истории шахмат не было такой победительницы, какую описывает автор экранизации, но всем нужна сказка, поэтому хэппи энд не раздражает, его заслуживают и героиня и зрители. Когда в Москве Элизабет садится в парке за шахматную доску, чтобы в чужой стране сыграть с незнакомым человеком, вспоминаются строки Джона Донна: «человек – не остров». Эта последняя сцена может показаться слащавой. Но это новая Бэт и мы видим её в новом свете.
Консультантом фильма был чемпион мира Гарри Каспаров, и жаль, что он не проследил за тем, чтобы в серии о СССР не было нелепых ляпов. Но в целом атмосфера фильма благожелательна по отношению к советским противникам и действительности. Известно, что короля играет свита. В фильме замечательный актерский состав, но Анна Тейлор-Джой - настоящая звезда.
Свидетельство о публикации №223102201707