Миряне и жертвенник

Тема назрела сама собой, после беседы с некиим алтарником, который пономарит в одном их храмов Московской области. Дело в том, что в этом храме существует практика уборки св. жертвенника мирянами. Мне приходилось слышать и более дикие вещи, что в некоторых храмах алтарники потребляли и св. Дары после перенесения их на св. жертвенник священником.

Давайте оставим мнения того или другого священника и обратимся к каноническим и дисциплинарным источникам нашей Православной Церкви.


Правило 69 Шестого Вселенского Собора

"Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу".
 
Пояснение

В виду таинственности приносимой в алтаре безкровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц, – вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконяют. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады. Из этого видно, как строго соблюдалось предписание этого правила; это и поучительно в том отношении, как следовало бы обращать на это внимание и ныне, и вообще всегда.





Правила Лаодикийского Поместного святого собора

Правило 19

"О том, что должно после бесед епископов сначала особо совершать молитву об оглашенных, а после того как выйдут оглашенные – молитву о кающихся, и когда кающиеся подойдут под возложение руки и удалятся, тогда совершать три молитвы верных: первую в молчании, вторую же и третью – вслух, а потом уже преподавать мир и, после того как пресвитеры преподадут мир епископу, преподавать мир и мирянам, и таким образом совершать святое Приношение. И о том, что только одним священнослужителям позволено входить в алтарь и приобщаться


 "Известие учительное" (специально процитирую подробно):

"Служащих в алтаре, т.е. пономарей, иерей должен особо учить, чтобы с великим страхом и трепетом и со всяким благоговением входили в святой Божий Алтарь и делали положенное им дело, сознавая, что там присутствует на престоле Сам Христос Бог; входя в алтарь и выходя из него, они должны низко кланяться. Престола же Божественного, тем более самих Божественных Тайн находящихся на нем, а также служебных сосудов и других священных вещей они не должны касаться, чтобы не впасть в грех; могут касаться только светильников, свеч, кадила и других меньших священных вещей.

Ради чести Божественных Тайн никто от несвященных в алтарь не должен входить, женщины же никогда.

Пономари должны по возможности часто исповедаться и причащаться Божественных Тайн и трезвенно и благочестно пребывать в добродетелях. Они должны вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, зажигать и гасить свечи, приготовлять кадило и теплоту и подавать иерею. Алтарь чинно и чисто подметать и убирать, как пол, так и стены, потолок и кровлю, – от пыли и паутины.

Престол же и жертвенник могут убирать и очищать, чтобы не было на них пыли или грязи, только иерей, диакон или иподиакон; не священная рука не должна их касаться.

В церкви и на паперти пономари должны также часто очищать от пыли и грязи образы, стены, потолок, пол и кровлю. Алтарную и церковную грязь не следует выбрасывать в места непотребные, но, или в реку, или в непопираемое ногами место".



Устав православного богослужения

В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именуемый предложением. Оба своих названия это место алтаря получило от того, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.

По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол (срачицу и индитию), а в перерывах между богослужениями покрывают пеленой.

Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.




Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 53.

Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается Таинство Бескровной Жертвы, присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.



Спаси, Господи, всех!

Выводы делайте сами.


Рецензии