Бог

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.
Виктор Зубов – известный актер.
Юрий Латышев – тоже актер, друг Виктора.
Настя Молот – начинающая актриса, влюблена в Виктора.
Маша Волконская – частая партнерша Виктора в спектаклях, не любит всех троих.
Артем Александрович – режиссер, называют АА.

а что было до того, как придумали мое имя?


Идет спектакль. Виктор впервые чувствует себя на сцене самим собой. Он стоит и смотрит в зал, знакомая дрожь пробегает по телу. Начинается текст. Начинается правда.

— Если честно, то мне так тошно от всех, кто романтизирует любой чих, любой взгляд, любое слово, которое я говорю кому-то. Я думаю, что этот «кому-то» - вообще не понимает, что он пишет. Мне так стыдно за своих друзей.. их жизнь даже не выдуманная, а они живут в отдельном мире, где все хорошо и любая черная полоса сменяется белой. Они пишут цитаты из фильмов, из песен, делают подборки из фотографий с разных гулянок, встреч, спектаклей! Они говорят, что все будет хорошо! Нет, не будет! Все будет, как обычно! Нельзя думать о будущем! Черт, как же меня вымораживает, когда человек, совсем обычный человек, начинается вести себя, как персонаж из мультфильма, как будто действительно верит в то, что в его жизни происходит магия! Да нет же! Не может быть такого! А если я начну такое говорить? Что будет? Мир схлопнется? Может меня будут обожать еще больше? Они пишут огромные тексты с признаниями в любви всему на свете! Как же мне хочется, чтобы они открыли свои слепые глаза и увидели настоящий, МОЙ мир!



Виктор падает на колени, конец. Люди в зале встают, аплодируют, что-то кричат. Виктор в ужасе смотрит на зал, в ушах звон, страх медленно накрывает его с головой. Он не понимает, что ему кричат, на сцену бросают цветы. Другие актеры выходят на сцену, берутся за руки и идут на поклон, Юрий протягивает руку Виктору. Его руки никогда так не дрожали, он натягивает на лицо «служебную» улыбку. Поклон. Зал постепенно пустеет.

Спустя 15 минут режиссер объявляет общий сбор. Актеры садятся в круг, слушают друг друга. Маши на обсуждении нет. срочно уехала по каким-то делам.

АА: Зубов! Я тобой более чем доволен! Хорошо вжился, тебя даже на поклоне не отпустило, да?

Зубов: Да, не отпустило.. Прямо как Настя мою руку на поклоне..

Молот: Чего я тебе там не отпустила?! Я на эмоциях была!

Щебельский: знаем мы твои эмоции! Вот бы ты с такими эмоциями играла!

АА: к слову, настя, ты и правда не дотянула, сцена совсем никакая была! Говорящая голова, не больше! Прибить хотелось!

Молот: да что за наезды?! Вот уйду к другому режиссеру, там повеселее хотя бы, не то что у вас..

АА: так, ладно, больше мне нечего добавить, настя, психи свои прекращай и идите переодеваться..

Все уходят. Виктор и Юрий идут на выход через служебный вход, к парковке.

Зубов: юр, тебя подвезти?

Латышев: ой, я был бы очень рад.

Зубов: без проблем!

Они садятся в машину, едут.

Латышев: Вить, а можно вопрос?

Зубов: можно конечно.

Латышев: что с тобой на поклонах происходило?

Зубов: а что со мной происходило?

Виктор усмехается.

Латышев: я знаю все твои улыбки, а вот эту еще не видел, тебя как будто ударили и ты через боль лыбу давил.

Зубов: ха-ха-ха, да, сегодня мои колени потерпели крушение..

Латышев: ты че, из-за коленей так?

Зубов: ну да, а почему еще?

Латышев: ну сам знаешь, роль сложная, я бы сказал – твоя противоположность, но артему понравилось, значит справился, просто бывает тяжело, у меня такое было.

Зубов: конечно справился, роль и вправду совсем не моя, но в этом и прелесть, прыгать выше головы, делать все лучше, чем ты можешь!

Латышев: вить, ты знай, что если что, то я, ну, на связи, понимаешь?

Зубов: юр, конечно знаю! Не переживай за меня, ты себе что-то выдумал, давай лучше музыку послушаем?

и они едут. слушают музыку.
Виктор приходит домой. сидя на своей кухне он думает, что же ему сделать? может как в фильмах, достать сигарету и напиться вина? он частенько делал так на сцене, когда были грустные отрывки из какой-то пьесы. он устал считать их. он искренне не знает что делать.

Зубов: это не могу быть я. я не понимаю. я ничего не понимаю. юра сказал, что эта роль моя противоположность. какая же я сволочь. я сволочь. я просто кошмар. нет! нет! это не я! ЭТО НЕ Я!

Зубов всю ночь пролежал на кровати и не смог уснуть.

Утро следующего дня. суббота. никому не нужно на работу.
Звонит домашний телефон. Виктор встает и берет трубку.

Латышев: Вить, привет! приходи в театр! я не хочу один на один быть с Артемом! пожалуйста! я уже всех позвал, даже Машу! она очень быстро согласилась кстати, я даже удивился.

Зубов: и что мы будем там делать? просто торчать?

Латышев: зачем торчать? это вредно! наркотики зло, Вить. ха-ха, да нет, просто пообщайтесь и рядом можете побыть? посидите в зале, я не знаю, просто приезжай! репа в 18! до встречи!



Зубову ничего не остается, как поехать.
в театре он встречает Настю, которая сидит в холле и что-то напевает.

Зубов: привет.

Молот: привет, тебя тоже Юра позвал?

Зубов: ага. может к нему пойдем? в зале должен быть сейчас.

Молот: я не могу.

Зубов: это ещё почему?

Молот: я устала.

Зубов: от чего? суббота же, это только у Юры репетиция.

Молот: я устала от самой себя. я устала быть не такой, как другие. мне кажется, что все идеальны, да даже ты! посмотри на себя! у тебя есть все! ты красивый, у тебя есть поклонники. а со мной дружат как будто только ради того, чтобы с ними разговаривали по душам, или чтобы рядом была страшненькая подруга, я не знаю. как будто я.. ну, комфортная? наверное так лучше всего сказать. со мной приятно говорить, иногда я не мою голову, потому что лень, и людям нравится чувствовать себя прекрасными на моем фоне. иногда я веду себя странно, стараюсь харизмой перекрыть свои страхи, свои зажимы. я же никогда не играю идеальных, красивых, чудесных главных героинь. их всех всегда играет Волконская! потому что у нее такое амплуа, потому что она идеал. люди даже не представляют, что у нее в голове! может она сумасшедшая! может она ужасный человек! а они все равно любят её за то, что она улыбается всем, за то, что может заплакать на сцене! я тоже могу! могу! но никогда не смогу этого сделать! меня не зовут играть роли в трагедиях! и получается, что моя трагедия - это жизнь. я бы плакала на сцене, но мне не позволяют. поэтому я плачу в жизни. у меня нет другого выхода.

Зубов: весь твой монолог я думал о том, как с тобой «комфортно».

Молот: вот! я об и говорю!

Зубов: а что ты хочешь, быть сукой, как маша?

Молот: я хочу, чтобы люди видели во мне что-то грустное, я не знаю..

Зубов: ну, сейчас я вижу в тебе что-то грустное.

Молот: конечно видишь, я же плачу.

Зубов: ты хочешь, чтобы я сказал тебе правду?

Молот: я хочу, чтобы ты вообще что-то сказал.

Зубов: ты дура, просто кретинка. ты реально думаешь, что быть.. ну, «не очень» внешне - это хуже, чем быть сволочью в душе?

Молот: а как ещё? людей привлекает внешность, это факт.

Зубов: ну я не могу сказать, что ты прямо таки красота, но в тебе есть что-то приятное. но в голове у тебя намного красивей, чем у той же маши.

Молот: да к черту эту голову, я мечтаю быть глупой дурочкой, которая всем нравится.

Зубов: ну нравятся до определенного момента. а по итогу, после всех расставаний с парнями, с девушками - все приходят к тебе.

Молот: да! просто поныть!

Зубов: насть, а ты себя то любишь?

Молот:  да какая разница! я сейчас скажу тебе «да» и солгу, и что ты будешь делать? жалеть? утешать?

Зубов: да нужна ты мне, жалеть тебя..

Молот: я даже тебе не нужна.

Зубов: я не уверен, что мне вообще кто-то нужен.

Входит Волконская.

Волконская: привет.

Молот и Зубов: привет.

Зубов: что-то случилось?

Волконская: я ухожу из театра.

Молот: как?

Волконская: ногами, это мое решение.

Зубов: вот видишь, насть, ты беду накликала.

Молот: я ничего не накликала! Маша, а почему? что случилось?

Волконская: я не могу так больше. жить в зависти к тебе - это кошмар.

Молот: ты? в зависти ко мне?

Волконская: я не хочу ничего от тебя слышать, мне мерзко и противно будет слушать от тебя утешения и доказательства того, что мне нужно остаться.

Молот: я тебе тоже завидую.

Волконская: я знаю, все это знают, это видно невооруженным взглядом.

Зубов: какая ты слабая, маш. вот настя не уходит из театра почему-то, а ты уже сдулась.

Волконская: ты какой-то агрессивный стал после того спектакля, ты меня даже не так раздражаешь, как раньше.

Зубов: это комплимент?

Волконская: это факт.

Молот: кошмар какой-то, теперь же театр развалится.

Волконская: а ещё мир лопнет. ничего не произойдет. найдут ещё одну, такую же как я.

Молот: Например? (меня, господи, прошу, меня!)

Волконская: ну в мире много красивых дур, вон, поймай на патриках какую-нибудь, и все.

Зубов: дур много, плюнул - и попал в дур.

Волконская: а ты сам то кто?

Зубов: а ты как думаешь?

Волконская: спроси у того, кто нас создал.

Зубов: что?

Волконская: Насть, выйди отсюда к чертям.

Молот: не хочу! ты такие вещи говоришь, а я уйти должна!

Волконская: тебе рано это знать! выйди отсюда!

Молот: не выйду!

Волконская: ну и сиди! мы все ненастоящие! вот все кто здесь сидит - выдуманные!

Зубов: а как ты это поняла..?

Волконская: я знала это с самого начала. я просто делала то, что мне говорят делать.

Зубов: и, получается, ты знаешь кто это всё придумал?

Волконская: нет! не знаю! в этом и проблема! я хочу сбежать! уйти от этого всего! и от насти уйти! потому что её придумали! и он лучше меня! наш автор - сволочь!

Молот: ну.. я в бога верю.. я не думаю, что нас придумали.. а если и придумали, то это просто какой-то ужас.

входит Артем Александрович.

АА: что, до вас тоже дошло?

Зубов: вы что, тоже знаете?

АА: знаю, давно ещё. когда понял, что все мои правки в сценарии - не мои.

Молот: так может быть это кто-то другой сделал.

АА: нет, это был мой почерк.

Волконская: кто наш автор?! как его зовут?!

АА: а вам это ничего не даст.

Волконская: даст! обязательно даст!

АА: ну Лиза Щебельская, и что?

Зубов: ну теперь мы знаем, кого нам винить.

АА: да уж, есть в чем..

Молот: да это.. у меня слов нет.. нет, ну надо что-то делать! выбираться из этого!

АА: а мы не выберемся, Маш, ты что, уходить собралась? что за заявление у меня на столе?

Волконская: По собственному. просто хочу убежать.

Молот: Маш, а ты как поняла, что мы ненастоящие?

Волконская: я поняла, что я научилась вести себя так, как хочу я, а не автор. я единственная из вас смогу убежать, потому что я нашла себя в написанном образе.

Зубов: я видимо, тоже..

АА: а, это после твоей «истерики» на поклонах?

Зубов: вроде да. я понял, что мой образ написанный в том произведении - мне больше подходит, намного больше чем тот, который мне дала эта щебельская.

АА: ожидаемо. получается, что здесь останемся только мы с машей.

Молот: а юра?

АА: а он вообще в курсе? мне кажется ему вообще рассказывать это не надо.

Зубов: да уж.. не надо..

Волконская: вот и сидите здесь со своей щебельской! а я уйду, пока не поздно!

Маша выбегает из театра.

АА: вот и всё. Зубов, а ты пойдешь за ней?

Зубов: я к юре.

Виктор медленно встает и идет к гримеркам.

АА: Маш, ты так проблему и не решила.

Молот: а вы откуда знаете?

АА: эта лиза пишет текст для нас в моем сценарии.

Молот: я не знаю, как решать это все..

АА: знаешь, по опыту могу сказать, что ты сейчас просто убиваешь себя. все будет хорошо. ты потом просто обалдеешь от того, как тебя будут обожать. я не уверен, что наша автор понимает твой вес в этой пьесе.

Молот: так это пьеса!

АА: я не сказал? да, пьеса. так вот, насть, пожалуйста. оставайся со мной здесь. ты даже не представляешь, что будет дальше. вот эти двое сейчас уйдут, а мы с тобой останемся и будем творить историю.

Молот: а роли?

АА: да тебя запоминают намного больше, чем Машу, понимаешь? ты намного интереснее! намного живее! я режиссер, я все это вижу.

Молот: то есть, пока что смириться, а дальше - будь что будет.

АА: я думаю да, по-другому сейчас никак.

Молот: ну, спасибо.. пока что не за что конечно. озарения не пришло, но есть над чем подумать..

АА: давай пойдем подумаем над новыми актерами?

Молот: черт, точно. я даже не попрощалась.

АА: я думаю, что мы ещё увидимся…




Зубов приходит в гримерку, там Юрий пытается навести порядок на своей голове и отчаянно заливает лаком свои кудрявые волосы.

Латышев: о, вить, привет! помоги, пшикни мне на затылке, а то сейчас выкину этот лак в окно.

Зубов: я не могу.

Латышев: чего? почему?

Зубов: я устал.

Латышев: от чего? суббота же, только у меня репетиция этого монолога идиотского.

Виктор: все это неправда. я устал от этих людей, от их мерзких улыбок. долго думал я обо всем этом и понял: я никогда не исправлю мир. вы, глупые и наивные люди, можете сколько угодно твердить мне, что человек может свернуть планету, но может ли наш автор взять и покорить весь мир, или хотя бы несколько человек?

Латышев: а кто наш автор?

Зубов: лиза щебельская.

Латышев: мы ненастоящие? нас выдумали? почему?

Зубов: потому что она решила прикрыться нами, чтобы не показывать своих мыслей напрямую.

Латышев: что?

Зубов:  а ты не понимаешь?

Латышев: это видимо ты не понимаешь..

Зубов: я не понимаю того, что мы выдуманные? я не понимаю того, что через нас она показывает свои чувства и мысли? мы лишь инструмент. она говорит, что мы ей как дети, но видимо она сдает детей в детские дома.

Латышев: ты и вправду не понял, ради чего мы существуем..

Зубов: ну? давай, попробуй открыть мне глаза.

Латышев: мы здесь ради того, чтобы люди поняли, что никакая щебельская не может придумать велосипед. она пишет нам реплики уже придуманными словами, наши типы личности уже придуманы. она лишь соединяет нас. мы настоящие. мы существуем в каждом, кто читает это. нас соединяют, воплощают наши мысли! наши! при чем здесь наш автор? это такие глупости, с чего ты взял, что агата кристи хочет убить кого-то в восточном экспрессе? что набоков хотел насиловать подростков? если бы наш автор хотела что-то сказать от своего лица - она бы вышла и сказала. и никакие образы, никакие персонажи ей бы в этом не помогали. ты и вправду думаешь, что все настолько просто? что все на свете можно свалить на автора?

Зубов: что значит «все на свете»? я же не могу думать о таких страшных вещах! вот вчера я плакал, я хотел умереть и винил в этом, конечно, лизу щебельскую, это же очевидно! я не могу плакать! я не могу! я же придуманный!

Латышев: да как тебе вбить в голову, что ты не придуманный? таких как ты - миллионы, тысячи, сотни, десятки! и никто тебя не выдумывал! миллионы людей плачут и хотят умереть!

Зубов: это же кошмар. это не могу быть я.

Латышев: это ты. триста раз ты.

Зубов: кого мне теперь винить?

Латышев: никого. обвинять автора в том, что ты нормален - полный бред.

Зубов: я нормален?

Латышев: все люди чудаки. может быть ты такой же, как и тот, кто читает это сейчас.

Зубов: то есть, я не феномен?

Латышев: господи, конечно нет. наш автор не в силах придумать феномен.

Зубов: в нашем мире автор - это бог.

Латышев: в нашем мире бог - это ты сам.

Зубов: а кто тогда наш автор?

задумывается.

Латышев: лиза щебельская.


Рецензии