Дурное наследие символов

               
                Историки любят сочинять эффектные символы. Они вкладывают в них конкретные смыслы, но, предваряя события будущего, которых пока ещё нет в реальности, грешат против истины. И потом эти символы «всплывают», как уродливые  химеры.
                Когда-то Василий Осипович Ключевский (1841-1911гг.) в своём капитальном труде под названием «Русская история» назвал князя Андрея Боголюбского «первым великороссом», сформулировав свою мысль так: «В лице князя Андрея великоросс впервые выступил на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным. В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяшные ошибки в спокойные, досужие годы».
                Но ведь любому грамотному человеку понятно, что в середине XII века, когда жил Андрей Боголюбский, никакой Великороссией ещё и не пахло! Ключевский это изрёк «ради красного словца», имея в виду действия князя, чем-то похожие на действия будущих «самодержцев» России.
                И как же это слово «отозвалось»? В 1992 году в Киеве, вскоре после принятии Акта о независимости Украины, в доме культуры «Арсенал» выступал лидер движения Народный Рух Украины поэт Иван Драч, и я  слушал его, сидя в зале. Тогда модно было говорить об извечном угнетении украинцев русскими, поляками и т.д. Иван Драч, в частности, заявил, что русские с самых давних времён ненавидели украинцев, и в подтверждение этому напомнил о трагическом событие разорение Киева по приказу Андрея Боголюбского в 1169 году, ссылаясь на цитату Ключевского! 
               
                Давайте разберёмся! В середине XII века князья из династии «Рюриковичей» (Мономаховичи», «Черниговские Олеговичи», «Смоленские Ростиславичи» и всякие прочие) дрались «аки лютые звери» за богатые престижные города, главным из которых пока ещё считался Киев. При этом они брали в союзники всех, кто им попадался под руку, включая половцев, берендеев, чёрных клобуков, поляков и венгров. Ядро этноса (народа) тогда составляли русичи, а «украинцы» и «великороссы» (то есть, те, кого сегодня принято называть «русскими») появятся «на арене истории» лет через триста! Тогда почему Ключевский назвал Боголюбского «великороссом»?
                А вот почему! В 1155 году, когда Юрий Долгорукий в третий раз занял Киевский «стол», он посадил своего старшего сына Андрея (Боголюбского) рядышком в Вышгороде. Вышгород — это небольшой городок-спутник, расположенный примерно в 20 километрах от Киева, и до него можно добраться из Киева за 30 минут на троллейбусе или за 15 минут на автомобиле. Согласно летописи, там был когда-то дворец легендарной княгини Ольги. Так вот в 1155 году этот самый Андрей (Боголюбский), не спросив разрешения у отца, удрал в свой любимый Владимир на Клязьме, прихватив с собой из женского монастыря в Вышгороде икону, которую потом назовут «иконой Владимирской Божьей Матери» (см. Н.И. Костомаров «Черты народной южнорусской истории»). Он «не хотел сидеть» в Киеве и всю дальнейшую жизнь провёл в своей резиденции, в селе Боголюбово, что невдалеке от Владимира. Из этого факта следуют выводы. Во-первых, престиж Киевщины уже начал падать, а Владимиро-Суздальский регион, наоборот, стал приобретать всё больше политическое значение. Во-вторых, Андрей Боголюбский невольно стал «реформатором», потому что до него  звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Андрей впервые «отделил старшинство от места». Заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Есть версия, будто бы Юрия Долгорукого в 1157 году отравили киевские бояре. И якобы в отместку за это в 1169 году, по воле Андрея Боголюбского, его старший сын Мстислав в сопровождении воинов 11-ти князей захватили и разграбили Киев.
                В течение двух дней суздальцы, черниговцы и смоляне «потрошили» «мать городов русских», включая Софийский собор. Иконы, кресты колокола и ризы сдирали самым варварским образом! «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая», — горестно восклицал летописец. В числе грабителей были и Черниговские князья — Олег Святославич и Игорь Святославич (герой «Слова о полку Игореве»), и Смоленские Ростиславичи — Рюрик, Глеб, Роман, Давид и Мстислав.
Однако не следует думать, что Киев грабили какие-то «союзники-великороссы», а защищали бедные «украинцы»! Там дрались родственники-князья с их дружинами. Пройдёт несколько лет, и кое-кто из перечисленных выше «союзников» Андрея будут с ним так же отчаянно биться за Новгород. Примеров «комбинаций», где одна группа князей дерётся с другой, а потом они «меняются местами» и снова дерутся, в те времена — не счесть!
          
            Но ведь абсолютное большинство людей об этом не знает. А вот цитата такого авторитетного человека, как историк Ключевский, сбивает их с толку и даёт лишний повод для беспочвенных обвинений! Прав был Тютчев, когда писал:
            «На не дано предугадать, как наше слово отзовётся»!..


Рецензии