Предвкушение жажды

Опыт интуитивной публицистики.

"Есть пища скотская, есть пища человеческая.
И есть люди, которые одной только скотской питаются".
(Поэт мудрец)
---

 - "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного пользоваться результатами других".
Такой новый импульс вдруг высоко прогремел и широко пролетел над страной...

Народ ошарашился.
В ответ зазмеились пояснения и  оправдания...
"... в советское время считалось: человек состоялся только если он превратился в выдающегося конструктора, изобретателя - какого-то именно творца. А если человек может умело использовать идеи и знания других людей, то он не состоялся, не добился какого-то выдающегося результата. И я сказал, что это абсолютно неправильно, потому что такая постановка вопроса делает несчастными миллионы людей.
... вузы убеждены были, что должны готовить творцов. А творцы не всегда и не везде нужны".

- Погоди, постой-ка... рванули в контратаку возражающие:

"- Известный философ Александр Зиновьев сказал, что идеальный потребитель – это что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку;

- Достоевский в «Подростке», - "Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели";

- Когда-то М.Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход – это стараться опустить тексты до уровня читателя, а второй подход, советский, – поднять читателя до уровня литературы. Современные СМИ не только опускаются до наличного уровня читателя – они активно тянут этого читателя вниз"

- Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой, стремиться к победе в районной олимпиаде.
И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так и было. Модно было быть умным.

- Чему сейчас учат? Как себя вести в социуме, как вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию или написать CV. А физика с химией – это нудьга, совок, прошлый век.
Знать, в смысле держать в голове, – учат нас – ничего не надо. Всё можно посмотреть в Википедии.
Мне иногда приходится беседовать с молодыми людьми, поступающими к нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, имеют некоторые навыки селф-промоушена и при этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории по образованию, не знающая, кто такие большевики..."

Но зазвучали и расширения педологического спича.
От банкира...
- Грамотным народом невозможно манипулировать, управлять.
От чиновника...
- Государство не просило вас рожаться.
От предпринимателя...
- Ну подумаешь, вымрет миллионов тридцать.

Поветрие, прям оглашение какое-то, "репей" английского церемониального  "повешения-потрошения-четвертования", подброшенный на Российскую почву.

- Да нет, наверное подобные высказывания - служебные оговорки, перебор от жаждущих шума корреспондентов.
Словесная Бабайка.  Ведь есть же наглядная, светлая и позитивная, отечественная реальность, глядите в неё.
---

Приспичило мне обзавестись Атласом автомобильных дорог России. Обычно они лежат в магазинах книг, в отделе полиграфической продукции.
В городе С. (полное название озвучить воздержусь) я прожил половину жизни, но теперь - наездами. Город стремительно меняется. Для подстраховки запросил в интернете адреса книжных магазинов - нашлось с десяток. Часть указанных адресов отбрасываю сразу, даже зданий тех давно нет. По остальным проехался, но с поразившим меня  результатом, обнаружив, что книжных магазинов в городе С. вовсе не осталось.
Это в городе, где ещё при царизме иринархом Иваном Шимановским была создана первая библиотека, где при Советской власти центральную улицу возглавлял магазин КоГИЗ - Комитета Государственного Книжного издательства.
Это в столице, наполненной работниками высокого уровня и образованности, где молодые и энергичные руководители.
И где теперь, при развитой либеральной демократии, книжные магазины вдруг перешли в ранг атавизмов прошлого.

Хотя, похоже, не совсем так - в одном из универмагов таки увидел полочку с тоненькими раскрасками. Спросил у продавщицы, есть ли у них, да и вообще в городе, книги, книжные магазины.
- А как же, конечно... Она повспоминала. Она позвонила старшей сотруднице. Уже вдвоём девушки стали звонить по знакомым номерам... и удивлённо подтвердили моё недоумение, что таких специализированных магазинов теперь и вправду нет.
Хотя...
- А зачем они в наше время? Ведь сейчас всё есть в интернете.
- Но этот ваш интернет заверил меня, что книжные магазины в городе есть. На деле же их не оказалось. Так получается, что он иногда обманывает. А я хотел бы обрести Атлас автомобильных дорог, который в серьёзном пути полезен альбомом реальным, чтобы его полистать в поисках до-сто-верной информации.
- Так ничего же нет проще, чем в интернете его и заказать.
Женщины быстренько отыскали предложение - Атлас, за три тысячи рублей.

Дороговато.
Но зато прояснилось - скорее всего книжные магазины, с такими-то ценами, превратились в выставки книжных обложек, а потеряв рентабельность, откинулись рефлексивным вздрыгом прагматичного бизнесмена.

Вовсе не фантастические "пожарники" от Рэя Брэдбери, "спалили" сегодня книги в общегородском масштабе.
Они... ну, таков уж настрой этого писателя.
Роман "451 градус по Фаренгейту" был задуман после впечатляющих кадров сжигания книг Берлинскими нацистами. Брэдбери стал считать книги своими друзьями, библиотеки - учителями. Он опасался, что телевидение тоже уничтожит книги, он запрещал электронную публикацию своих произведений - "Это бессмысленно и нереально, это просто нечто в воздухе... электронные книги пахнут как сжигаемое топливо".
Он опекал бумажные книги.
"Что-то страшное грядёт" - ещё одно из пророчеств Брэдбери, рассказывает о прибытии в городок странного цирка. От пронырливого нахрапа "креативных, наполненных свежими идеями" его клоунов уцелевшие жители спаслись... в библиотеке.
Но это же - так, субъективное.
А объективно - совершенно мирно, без фокусов, отменила бумажные книги в масштабах города, прагматичная хватка Мамоны.

- Исчезновение книжных лавок фантастично, ведь есть в мире солнце, есть город, есть городские управляющие, блюдущие традиционные ценности.
Даже библиотеки есть.
И читальный зал, в который приходи, заказывай что почитать, садись среди посетителей, шурши страничками... Тем более, что сейчас везде и всё модернизируется по вкусам посетителей - вот в знаменитом Доме книги на Невском проспекте бывшего Ленинграда, потеснив литературу, добрую половину площади заняли обеденные столики и развалы других интересных товаров...

- Но это же принципиально отличается от патриархального семейного гнёздышка - собственной комнаты, света неяркой лампы и мягкости любимого кресла.
С полочки, любимых авторов.
Где зрением, обонянием, прикосновениями происходит тактильный живой контакт с книгой.
Из которой желанно воспринимается посев семян полезных интересов и активного участия в народной жизни.
С детством. С маминым близким теплом и вкусом хлебной горячей корочки. С бабушкиной ладонью на маковке и папиными попутными сюжетами. С кошкой в помощницах.
С прикосновением к следу земных столетий, со вслушиванием в голоса талантливых предков и современников.
С тем, что в совокупности, всё вот это - домашняя книжка и есть.

С дружелюбной готовностью принять, просеянный временем  книжный посев, чтобы возгонять в своей судьбе полезные подражательные росточки.
Отметая сразу же, резко не приемлемые в родном гнезде, всходы враждебных сорняков.
Душа детская зарождается и развивается книгами не вскачь, а в домашней тишине.
Пиры. "Пирами" нарекли философы их написание и чтение.
Вот мысли великих людей о книжном чтении в щедрой подборке Анатолия Шуклецова- http://proza.ru/2013/10/02/34

- Но так-то уж,  драматически-то, воспринимать бытие...
Есть городская Школа искусств, есть Концертный зал, музей, Ледовая арена, Каток, - этакая массовая общегородская, активная, действенная "книга".
Огромные средства тратит город на обустройство игровых публичных и дворовых зон.
Город делается красивым и весёлым - посещай, слушай, танцуй, качайся и сияй, гоняй и скачи.
Это реальность.

- Которая почему-то напоминает задорные массовые подпрыгивания детей на школьных дворах, с выкрикиванием мобилизующих речёвок.
Как потенциальное продолжение, продуманного кем-то,  веселья.
---

И вновь, теперь уже с опаской воспринимаемая, возвращается, всплывает дальняя фраза, мысль странная, сторонне угрожающая - "Мы должны вырастить потребителя..."
Так это шутка была? Или вкрадчивый план действий?

Как и следующие изречения?



Иллюстрация... Десяток лет тому, как переснял эту картину сибирской художницы, но имя к сожалению забыл. Просьба к читателю, возможно кто знает, быть может сумеет через поиск определить, чтобы дать ссылку на её творчество.


Рецензии
Здравствуй, Володя! Я живу в восьмидесяти км. от Бруклина. Последние годы редко стал бывать там, а если случалось, то большей частью из-за книжных магазинов. В том мальчике, в кресле с книжкой, вижу себя. Картина изумительная, жаль, что автор неизвестен, низкий ему поклон. Так вот, самый большой русский книжный магазин в Бруклине, на Брайтоне, исчез. Разорился. Это по теме. Часто вижу на улицах среди ненужных вещей выставленных для транспортировки на свалку, стопки книг... Что-то живое, одухотворенное выбрасывается вон из человеческого гнезда... Жаль мне книжки. Зачем они, все есть в компьютере, и твой атлас автомобильных дорог, да все что угодно. Обидно за предков. Мужики старались писали на каменных плитах, потом втемяшилось кому-то писать на бересте, придумали бумагу, книжки, рукоплескали им, жгли, потом снова печатали, в итоге много ценной информации осталось для потомков. Компьютеры - зыбкая вешь. Гавкнет в одночасье вся эта умная хрень и - Hitler kaput. Все к этому и идет. Вишь, шо в мире творится. По делу ты затронул эту тему и изложил на потрясающем уровне, и хотя она мертвому припарка, тем не менее увесистая затрещина для размышления. Хотелось бы еще кое-что добавить, но выбился из сил - простыл во второй раз, сижу дома. Вчера вечером прочитал твою тему, но отложил на сегодня. Всего доброго! Владимир

Владимир Рубанов   31.10.2023 21:43     Заявить о нарушении
Володя, спасибо.

Ты прав, не только прошлое пожирает цивилизация, а вместе с прошлым и нас, вместе с нашим детством.
На любом, самом сверхбезопасном средстве передвижения по морям, всегда обязательно имеются спасательные шлюпки, на БМРТ они деревяные, вместимостью по 50 человек. Это кроме всплывающих из под воды, в случае затопления, спас-плотиков. Старомодные, патриархальные, требующие постоянного ухода. В музеях бы уже им место. И как мудры оказались осторожные конструкторы Титаника, несмотря на всестороннюю продуманность его живучести, таки не отбросивши их, эти шлюпки.

Да, книги выбрасывают, частенько выставляют коробками на крылечках, у нас на вокзалах можно увидеть полки "книги в дорогу" - бери и читай. Никогда не прохожу. В Новокузнецке мне посчастливилось найти редкую книгу Андрея Платонова ,,Одухотворённые люди,,
Вот фрагмент из рассказа ,,Броня,, в котром немцы гнали на чужбину пленённых женщин...
- Одна женщина опустилась вдруг на колени о поникла к земле. К ней подошёл солдат и, схватив сквозь платок за волосы, приподнял, чтобы она шла, но жешщина поникла обратно. Тоска её и любовь к привычной земле, откуда её уводили, была, видимо в ней сильнее страха смерти. Она припала лицом к земному праху и заголосила грудным и нежным голосом, вскормленным на больших открытых пространствах её родины. Мы вслушались в её голос, в нём не было слов, но было долгое, вечное горе, от которого обмирало её сердце, и голос её звучал столь чисто и одухотворённо, что в нём не слышаллсь никакого телесного усилия, словно это звучала одна её поющая душа.
Мы заслушались эту песню пленницы, гонимой на смертную работу.
Немецкий солдат ещё раз попробовал коснуться обмершей пленницы, чтобы заставить её подняться и идти, но пленница вдруг сама поднялась навстречу ему. Она сначала поправила котомку за плечами, а потом отвела от себя руку содата и пошла в обратную сторону, домой, ко двору...
Она уходила спокойно, точно чувствовала своё право свободы. Тогда фашист прижал к себе ложе автомата и выстрелил в женщину несколько раз. Пленница была ещё близко от своего врага, и он в неё попал, но она, не оглянувшись, продолжала идти домой.
Немец выстрелил ещё, однако женщина не пала мёртвой и шла обыкновенно, как прежде...

В этой женщине теперь мне видится наша книга, наша литература, наша вся жизнь вместе с прошедшим временем. В которую плюют и палят сиюминутные...

Перепечатываю отрывок и страшусь, вдруг исчезнет с дисплея планшета набранный текст, по любой мимолётной компьютерной причине...

Владимир Рысинов   02.11.2023 05:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.