23. Брюссельский гамбит

Июль, 2019


В ЕС со скрипом завершается процесс формирования, после неоднозначных итогов майских выборов в Европарламент, высших органов управления на ближайший пятилетний срок. И есть основания полагать, что политический маятник в Европе «пойдет вправо», в сторону более жёстких принципов удержания неделимости этого интеграционного пространства.


О том, что на должность председателя Европейской комиссии должен быть, впервые за полстолетия, назначен представитель Германии говорили давно. На этот пост метил Манфред Вебер, баварский политик из ХСС, впрочем, никогда никаких важных постов в самой Германии не занимавший.


Политическую карьеру он сделал исключительно как депутат Европарламента, 15 лет проявляя с его трибуны своё ораторское мастерство. Тем не менее, в период избирательной кампании 2019 года, Европейская народная партия назвала его своим лидером и кандидатом в председатели будущего состава Европейской комиссии.

Итогом выборов в Европарламент стала утрата большинства в нём коалицией ЕНП и европейских социал-демократов, которые более четверти века вместе формировали и проводили политику в ЕС.


В ходе постэлекторального дележа брюссельских портфелей против кандидатуры Манфреда Вебера выступили не только социал-демократы, но и многие депутаты от возглавляемой им ЕНП. Ему отказали в поддержке почти две трети руководителей государств-членов ЕС. Понадобилось почти трое суток непрерывных совещаний глав государств и правительств стран ЕС, чтобы согласовать кандидатуры будущих высших брюссельских чиновников. Само по себе это отразило внутренний кризис в Евросоюзе, впервые с таким трудом избравшем руководство Еврокомиссии и Евросовета.


Берлин не стал настаивать на кандидатуре Манфреда Вебера, своей пешки на европейской шахматной доске. Эта политическая фигура уже сделала своё истинное дело, застолбив за Германией право возглавить Европейскую комиссию на следующую пятилетку. Поэтому её легко сдали в текущей брюссельской партии, выдвинув взамен более мощного ферзя – министра обороны Германии Урсулу фон дер Ляйен.


Вне сомнений, добившись её избрания на пост главы Еврокомиссии, Германия разыграла успешный политический гамбит. Впервые в истории европейского интеграционного проекта Берлин будет прямо контролировать работу «европейского правительства». Причём политические качества фрау Урсулы говорят о том, что этот контроль может оказаться достаточно жёстким и максимальным.


Назвать Урсулу фон дер Ляйен просто «первой женщиной» во главе Европейской комиссии, явно недостаточно. В отличие от многих «сильных женщин» современной европейской политики, она многодетная мать, воспитавшая семерых собственных детей.


Символично, что, начав 14 лет назад министерскую карьеру в Германии, она последовательно была во главе федеральных ведомств по делам семьи, труда и социальных вопросов, став в 2013 году первой в истории страны дамой во главе министерства обороны.


Урсула фон дер Ляйен считается подругой Ангелы Меркель и входит в число потенциально возможных преемников германского канцлера после её грядущей отставки.


Заявления новой «железной фрау» Европы о будущем Европейского союза по-военному прямы и достаточно категоричны. Она видит Европейский Союз в качестве участника глобального геополитического квартета, наряду с США, Китаем и Россией, и призывает к тому, чтобы европейцы были одинаково готовы к возможному противостоянию и с Вашингтоном, и с Пекином, и с Москвой. 


Аристократизм её происхождения (правнучка немецкого барона Людвига Кнопа, ставшего самым успешным российским предпринимателем ХIХ века) и собственный богатый родительский опыт, однозначно будет хорошим подспорьем в выстраивании отношений с малыми партнёрами по ЕС в плане приучения их к «общеевропейской солидарности».


Вполне вероятно, что история может предоставить фрау Урсуле честь быть «чистильщицей» Европейского Союза, которая сумеет преодолеть его центробежные силы, подчинить общим интересам политическое и социальное разноголосье Старого Света.


Также символично, что якобы инициировав избрание Урсулы фон дер Ляйен на пост главного европейского комиссара, президент Франции Эммануэль Макрон добился согласия Ангелы Меркель поставить под французский контроль европейские финансы. На пост председателя Европейского Банка была назначена Кристин Лагард.


Таким образом, Берлин и Париж как отцы-основатели Европейского Союза взяли в свои руки главные рычаги управления европейскими структурами, отвечающими за текущее социально-экономическое и финансовое состояние континента.

 
Причем два других важнейших поста ЕС достались также странам-«старожилам». Еврокомиссаром по внешней политике и обороне стал испанский министр иностранных дел Жозеп Боррель. Европейский Совет возглавил бельгийский франкоговорящий политик Шарль Мишель. Вне сомнений, они будут идти в фарватере германо-французского взгляда на существо дел в Европейском Союзе и руководствоваться соответствующими задачами по его укреплению, диктуемыми из Берлина и Парижа.


Выстраивание подобной властной диспозиции в ЕС на предстоящие 5 лет, как представляется, связано с намерением Германии и Франции укрепить союз на фоне усиления позиций евроскептиков и популистов в Европейском парламенте. В этом плане от руководства ЕС можно ожидать следующих шагов.


Во-первых, более решительной позиции относительно затянувшегося BREXIT.
На смену пассивной тактики предыдущего состава Еврокомиссии, пустившего этот процесс практически на самотёк, может прийти практика жестких условий и ультиматумов Лондону.


Во-вторых, новое евроруководство попытается сбалансировать отношения между Вашингтоном и Москвой. Это важно для Брюсселя как в контексте возможных, диаметрально разных, тенденций в американо-российских отношениях.


При их дальнейшем погружении в конфликтное русло, Евросоюз будет стремиться лавировать между этими глобальными центрами силы, выгадывая для себя тактические и стратегические преимущества. При их возможном улучшении, Брюссель станет всячески предлагать себя в качестве коммуникатора и посредника по острым мировым проблемам.


В-третьих, энергетические интересы объединённой Европы в отношении России будут оставаться главными скрепами в «восточной политике» ЕС. Однако политиканство еврокомиссаров в отношении Москвы усилится, санкционный шантаж продолжится.


Сквозь призму пресловутых «евроценностей» будут строиться и отношения Брюсселя с постсоветскими странами, особенно Украиной, Молдовой и Грузией, возможно Беларусью. Антироссийские настроения у части их элит будут подогреваться с изрядной долей настойчивости.


В-четвёртых, Брюссель также попытается взять под контроль перспективное сотрудничество отдельных стран ЕС с Китаем. В этом плане возможны различные формы участия Еврокомиссии в китайских проектах создания сети евразийской инфраструктуры.


В-пятых, будет усилено давление на страны Восточной и Центральной Европы в плане полного их подчинения политике и интересам Брюсселя (читай – Германии и Франции). Жупелами «российской», «турецкой» и прочих угроз будут пугать каждое новое поколение политиков этих стран.


И в то же время Евросоюз займет более решительную позицию в отношении тех европейских стран, где у власти оказались национально-популистские партии и движения. Против таких правительств будет применяться набор мер, уже апробированных в ситуации с Венгрией или Италией.


В целом предстоящее пятилетие видится судьбоносным для Европейского Союза, нуждающемся в решительном реформировании для выживания в новом формирующемся мироустройстве.


Брюссельский гамбит оказался тактически успешным. Станет ли этот успех стратегическим выигрышем для Европы, покажут конкретные шаги новых европейских лидеров.


Июль, 2019


Рецензии