Эстии

В начале I тысячелетия н. э. на территории нынешней Калининградской области ширилась и росла торговля. Добываемый в этой местности янтарь был востребованным в Римской империи товаром. Балтийское побережье сулило богатство тем, кто будет контролировать торговые пути, и число желающих припасть к этому источнику богатства закономерно возрастало. Главным бенефициаром торговли тогда стали эстии. Самый большой доход от этой торговли получала, как это бывает во всех ранних цивилизациях, родоплеменная знать. У соседей эстиев на северо-востоке, куршей, происходили похожие социальные процессы.

Побережье активно заселялось. Рост богатства на торговле с Римом в I—II вв. сыграл двоякую роль в истории предков пруссов. С одной стороны, он привел к объединению их разрозненных племен, к тому, что зона их расселения к I—IV вв. стала самой обширной среди всех балтоязычных народов. С другой, в перспективе это сыграло с ними злую шутку. Другие народы не имели доступа к подобным востребованным ресурсам, и были вынуждены развивать земледелие, орудия труда, совершенствовать технологии обработки земли и т.п. У пруссов в этом не было необходимости, большая часть населения занималось янтарным промыслом, и спад спроса на янтарь мог мгновенно обрушить все их благосостояние (только в отдаленных XI—XII вв. основным занятием пруссов станет земледелие, но это уже совсем другая история) Орудия, связанные с сельским трудом, среди всех народов региона находят только у протоятвягов, при том что они жили вдали от моря, да и находки эти относятся к V веку. Найденные в погребениях на Самбийском полуострове и в регионе Хроно-Халибо наконечники из железа оказались не земледельческими, а промысловыми орудиями. Их применяли как долото в изготовлении бортей для пчел и как пешни для долбления прорубей в зимнем льду – для рыболовства.

Больших различий в погребальном инвентаре эстиев II и III века найти не удается. Определить разницу позволяют … украшения. Фибулы в форме арбалета с кольцевым орнаментом, гривны (шейные обручи), сделанные из бронзы, браслеты из пластин позволяют датировать захоронения III веком. Порой их дополняют перекладчатые фибулы, попавшие военным или торговым путем из римских провинций. При этом фибулы арбалетовидной формы с тремя кнопками на пружине и гривны из дрота, обмотанные проволокой, маркируют III-IV века, а фибулы с звездообразной ножкой и пряжки с круглой рамкой – конец IV и начало V века. Также благодаря элементам одежды, характерным для германцев - пластинчатым гривнам и пряжкам - мы можем узнать об участии эстиев в готских походах на римские территории (вероятно, это военные трофеи). Такие, казалось бы, неочевидные источники, а не богато представленные в захоронениях эстиев копья, щиты, мечи и одиночные шпоры из пластин и дрота помогают пролить свет на военную историю эстиев времен поздней Античности. Характер захоронений дает нам возможность отследить связь с более древними эпохами. На западе современной Калининградской области со времен Бронзового века известны громадные каменные вымостки, которые возводились над ритуальными захоронениями. Эту традицию переняли эстии, используя её помимо характерных для 200-260 гг. грунтовых погребений.

В 260-475 годах грунтовые погребения уступают место кремации. Обычно покойников сжигали на погребальном костре, который располагался неподалеку от могильника. Кости сожженных, очищенные от остатков костра, погребались в могиле. Каждый умерший удостаивался собственной могилы, в которой помещалась урна с его прахом. На урнах стоит остановиться подробнее –они могут приоткрыть завесу над религиозными представлениями древних эстиев. Урна типа Гребитен были распространена у них на всем протяжении периода кремации (III- V вв.). Она представляла собой огромный сосуд цилиндрической формы, высотой до 60 см, с налепным орнаментом в верхней части, который напоминал обвивавшую этот сосуд веревку. Поверхность урны была обработана очень грубо, особенно в нижней части. Своим внешним видом она подозрительно напоминает борть – прадедушку современных ульев. Добыча меда была важным промыслом многих народов на низком уровне общественного развития, что не могло не отразиться на их верованиях. Предки эстиев индоевропейцы, видимо, почитали пчел как путешественников между мирами живых и мертвых (кстати, представления далеких предков отразились и в русских сказках, где говорится о дуплах как о «порталах» в другой мир). Можно сделать предположение, что грубая лепка урны повторяла поверхность дерева, в котором обитали пчелы. Источники более поздних времен утверждают, что пруссы продолжительный срок после смерти человека сохраняли его труп. Если это действительно так, то не исключено, что они могли использовать в качестве консерванта мёд.
 
В этот же период кремирования резко сокращается количество товаров римского происхождения, что может лишний раз сообщить нам о закате могущественной империи.

Эстии, как и любое другое племя, существовали в контексте эпохи и вынуждены были постоянно бороться с другими племенами за место под солнцем. Рассмотрим этот контекст. Вдоль реки Вислы на юг активно перемещались «варвары» с севера европейского континента, в поисках земель и военной добычи. Значимым игроком здесь были готы – племя северных германцев, прибывшее в Поморье со Скандинавского полуострова. Готские походы III-V вв. вызвали значительные потрясения в этом регионе. Византийский историограф Йордан, изучавший историю готов (он основывался на труде остготского историка Кассиодора «О происхождении и деяниях гетов») писал о том, что готы, высадившись на побережье, дали ему название Готискандза (что переводится как «гавань готов»). Благодаря этому источнику ученые установили приблизительное место высадки – город Гданьск (корни этого имени лежат в том самом древнем названии «Готискандза»). Археология подтвердила эти данные – в районе города найдены следы пребывания переселенцев с острова Готланд (предполагаемая родина готов).

Йордан также упоминает о «вполне мирном народе» эстиях, а затем об их соседях вивидариях. Это германское племя, имя которого переводится с древнеготского как «вещие воины». Вивидарии часто контактировали с эстиями и привнесли в их культуру такой интересный элемент, как захоронения боевых коней в полном снаряжении вместе с воинами – соседство с другими племенами далеко не всегда означало завоевание и подчинение.

Вопрос о влиянии германских племен на эстиев давно вызывает споры между учеными. В регионе, который прусский хронист Симон Грюнау назвал топонимом таинственного происхождения «Хроно-Халибо» (согласно его работам, это прибрежная территория Калининградского залива), ученые прослеживают готское влияние в украшениях эстиев. Основываясь на отдельных находках германских украшений в погребениях эстиев, немецкие историки времен Третьего рейха строили теории о завоевании Пруссии готами в III в. н. э. Однако современная археология не может с этим согласиться: обряды захоронений и погребальный инвентарь говорят о преобладании культуры эстиев, а найденные на Самбийском полуострове германские украшения скорее всего попали туда вместе с женщинами, захваченными эстиями в плен.

В конце IV в. резко сокращаются захоронения родовой знати (о ней мы можем узнать по коням, которых хоронили вместе с хозяевами) – ее роль в обществе эстиев пошла на спад. Те же самые процессы происходили у всех «варварских» народов, буквально заполонивших территорию бывшей Западной Римской империи в процессе и после ее распада - в период так называемого Великого переселения народов (V-VI века). Именно тогда начала складываться первая политическая карта Европы. Конечно же, гигантские перемены в жизни континента не могли не затронуть и регион эстиев.

V век ознаменовался бурными переменами. Из глубин Евразии на запад мигрировали гунны – кочевой народ, с которым долго воевала Китайская империя. По дороге они вобрали в себя множество племен, а в Европе вызвали настоящую цепную реакцию среди местных варварских народов. Сгоняемые гуннами с насиженных мест племена уходили дальше на запад, подвергали грабежу и насилию римские провинции. В 420-450 годах достигает своего расцвета недолговечная гуннская держава. С 434 года ей управляли братья Бледа и Аттила. После гибели в 445 году Бледы (который погиб, судя по всему, не без участия родного брата) Аттила становится единоличным правителем империи. Примерно в это же время, в 425-455 годах, представители гуннов появляются и на побережье современного Калининградского залива. По некоторым данным, эстии принимали участие в гуннских походах против Римской империи. Это вполне вероятно: в союзе с гуннами тогда было огромное число племен, в том числе остготы. Движение огромных масс народа сопровождалось завоеваниями бывших римских территорий «варварами»: в 449 году англы, саксы, фризы и юты захватывают Британский остров; в 450 году гунны и их союзники дают старт перемещению народов через римскую провинцию Дакию (сейчас – территория Румынии), которое продолжится как минимум следующие 500 лет; в 453 году остготы захватывают Паннонию – территорию современной Венгрии; в 454 вандалы заселяют остров Мальта и т.д.

В 451 году в битве народов на Каталаунских полях союз римлян, готов и франков под командованием римского полководца Флавия Аэция громит гуннов, и на этом история их влияния заканчивается. Напоследок в 452 году они опустошают север Италии, а после смерти в 453 году легендарного Аттилы теряют и единство, и могущество. Но запущенный ими процесс Великого переселения народов продолжился – ведь у него были корни внутри распадающейся Римской империи. Полчища гуннов стали всего лишь катализатором этих проблем. Не успели вернувшиеся на родину эстии как следует познакомить своих соплеменников с боевыми обычаями кочевников, перенятыми во время гуннских походов, как Восточную Пруссию захлестнуло нашествие готов. В отличие от гуннов, они основали здесь несколько поселений и даже увековечили свой поход в топонимике, дав название городищу Хайлибергайль (сейчас – город Мамоново). При этом эстии, согласно археологическим данным, оказались равнодушными к германской культуре и сохранили свою, не смешиваясь с готами. По данным археологов, в конце V века на периферию ареала эстиев переселяются отдельные представители запада Балтики – саксы и фризы. Расширяющееся в эти годы королевство франков вытеснило их из родных мест – низовьев реки Рейн. Ремесленники из числа беглецов поделились с эстиями секретами своей работы и продукцией (фибулами со звериными масками), а опытные воины пополнили ряды дружин.

Как раз в это время эстии переживают процесс распада родоплеменного общества. Это было огромным шагом вперед в социальном плане. Одним из последствий этого процесса стала замена родового ополчения, собиравшегося только на время войны, на дружины, которые могли набирать воинов из разных родов. Дружиной командовал князь. Теперь ему, а не родовым старшинам, дружинники вручали всю добычу, полученную от сбора дани или военных походов. За это он был обязан содержать своих дружинников. Согласно великому советскому ученому-лингвисту Трубачеву, от имени фризов (многие из которых пополнили дружины эстиев) произошел хорошо всем известны этноним «пруссы». Видимо, именно так славянские племена называли балтских соседей, а изменения в их языке как раз совпадают с эволюцией названия пруссов.

Между тем взаимоотношения эстиев с готами не прекращались, но о том, в каком виде протекало это взаимодействие, ученые спорят до сих пор. Восточная ветвь племенного союза готов – остготы – в III веке поселились на территории Северного Причерноморья и совершали оттуда походы на римские владения. Косвенно они затронули и эстиев. Ряд исследователей предполагает, что эстии на рубеже V-VI вв. были завоеваны остготами, точно так же как их предки ранее, в IV веке, якобы попали в зависимость от готов. Но, как мы уже упоминали, версия о господстве готов является несостоятельной. А что же с остготами? Йордан пишет, что остготский король Теодорих (годы правления 471 – 526) получил караван янтаря в дар от эстиев и ответил на это письмом с благодарностями. Это доказывает, что Теодорих рассматривал эстиев как равноценных партнеров – ведь не стал бы он благодарить своих подданных за собранную с них дань. Да и никаких данных археологии о том, что во время Великого переселения народов кто-то завоевывал народы Прибалтики, попросту нет. Даже наоборот: эстии завоевывают земли в нижнем течении Вислы, на юго-западе от исконных мест своего расселения. Они впервые появляются здесь в начале VI века, видимо, благодаря постоянным контактам с видивариями. Желание поставить под контроль Янтарный путь на р.Висла вскрывает тенденцию к накоплению прибавочного продукта, которая напрямую связана с разложением родовых отношений. По этому пути на рубеже античности и средневековья идут караваны в Скандинавию, сбор дани с которых и является главной причиной этих завоеваний. Также этим временем археологи датируют клады эстиев с отнятыми у германцев украшениями и монетами поздней Римской империи.

События времен Великого переселения народов привели к переменам в культуре эстиев, на основе которой уже в 450—475 гг. формируется кардинально новая, прусская культура. Но о ней мы расскажем как-нибудь в другой раз. А пока придется погрузиться в события, происходившие параллельно в совершенно другом регионе, которые по прихоти исторического процесса приведут нас снова в древнюю Озерикту.


Рецензии