О помыслах

«Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него? По крайней мере, остров противится волнам. Так и мы не можем остановить помыслов, но можем противиться помыслам».
Преподобный Ефрем Сирин

***
За моим окном время от времени пролетают птицы, попадая в моё поле зрения и как бы бросая мне на лету:
-Мы пролетаем!
-Ну и что? – мысленно отвечаю я,- Пролетайте себе…
Это и есть помысел, на который я как-то среагировал.
А если бы я ничего в себе не произнёс, но сказал бы так:
-Господи, помилуй!
Тогда я действительно пропустил бы мимо ушей действие какого-либо помысла; пусть себе мелькают птицы мимо моего окна, мне от этого только радостно: я вижу, что жизнь проходит повсюду и в небе, и на земле, и в морях – слава Тебе, Господи!
Это значит, что никакому помыслу я не дал прохода: ни в свой рассудок, ни в свою душу; и, состояние ума моего оставалось бы спокойным, до возникновения какого-либо нового помышления.
Но я был бы уже наготове и встретил очередной помысел молитвой Иисусовой:
«Госпoди, Иисусе Христе, Сыне Божий, пoмилyй мя грешнагo».
И, конечно же, отбил вражий замысел смутить как-то мой ум...

«Господи, помилуй!» – самая краткая молитва.
Святой Иоанн Кронштадтский говорил об Иисусовой молитве, что она «бьет в нашy гoрдoсть и вызывает чyвствo cмирения».

Когда верующий человек постоянно произносит в себе «Господи, помилуй!» значит, он жив душой и всё в его уме исправно.

Октябрь, 2023


Рецензии