О двух сложностях христианского богословия

О ДВУХ СЛОЖНОСТЯХ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ.

1. ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ - ТРИНИТАРИЗМ

Христианское богословие тем и отличается от параллельных ему «авраамических» способов представления бога, что утверждает троичность его природы и сущности. Так, если для монистического представления бога характерным является утверждение, что сущность бога следует мыслить лишь в качестве некоторой непостижимой абстракции, то христианское богословие начинает с того, что делает эту сущность удвоенной, дифференцирует сущность бога, вводит различие между двумя субъектами и требует представлять эту различность как абсолютную простоту, как единицу. Сложность поэтому заключается в том что бы природа бога не понималась отныне как безразличная и неопределенная бездна, но что бы всё это целое, это единство отца и сына (эта живая интерсубъектность) между которыми нет временного разрыва стало отныне той единицей, которая, будучи этой конкретной определенностью, этой живой жизнью, - не распадалось на противоположные стороны, а было единым духом, одной бесконечной природой, самодвижением, сущностью бога.

«...Они,- пишет поэтому Августин,- все же не суть три силы и три премудрости, но одна сила и одна премудрость, как один Бог и ОДНА сущность.» («О Троице»)

...О дефиците интеллектуальной культуры и неподготовленности ума некоторых богословов в попытках понять высшую форму единства, - необходимость мыслить единство вместе с различием, как триединую единицу, и сравнивая триединство с имеющим мысль умом (в котором наличие мысли не уничтожает его простоты), то есть о дефиците необходимых логических навыков у «некоторых богословов», можно, к примеру, найти следующее выражение у Григория Паламы:

«Как поймет он [невежда] нас, утверждающих, что каждый ум ИМЕЕТ МЫСЛИ и что эти мысли, [в свою очередь], есть наш ум? Разве не будет он насмехаться и [возмущенно] кричать, [обвиняя нас], будто мы учим о том, что каждый человек обладает двумя или более умами? Тот, кто не может слышать и говорить об этих неделимых, как о делимых, разве способен говорить или учить такое же о Боге...» (Г. Палама «150 Глав»)

2. ВТОРАЯ СЛОЖНОСТЬ - ИНТЕРТРИНИТАРИЗМ

...Для тех у кого бог остается покрытым мраком, вполне очевидно, что также и созданный богом мир будет покрыт столь же непроницаемым мраком как и сам бог. Ибо, поскольку бог есть абсолютная сущность,- истинное основание, то непостижимость этого абсолютного основания, неразличенность его в себе - делает также и все предпринимаемые попытки разумного постижения мира,- безосновательными, то есть лишает почвы и достоверности всякое систематическое познание. И, в совершенно обратном и перевернутом виде можно найти отношение к миру там, где абсолютное основание постигается как конкретная сущность, конкретное самодвижение, конкретная сила, конкретное триединство. - В христианской религии потому не только природа бога становится этой конкретной жизнью, но благодаря этому выходу на принципиально иной уровень понимания сущности бога,- благодаря этому прояснению абсолютного основания,- с противоположной от этого основания стороны,- и созданный богом мир проникается внутренним светом, становится в полном смысле разумным,- прозрачным для нашего интеллекта. В результате чего одно подтверждает другое: благодаря постижению мира,- природы, истории, психологии, политической экономии и т.д., мы познаем абсолютное основание, то есть находим его в этих конечных предметах и наоборот,- благодаря постижению абсолютного основания - бога, мы более дерзновенно, с гораздо большей уверенностью проникаем в глубины конечного духа, истории и природы.

Поэтому Августин просит, что бы его оградили от агностической болтовни о непостижимости мира и абсолютного основания:

«...да защитит и оградит меня Бог … дабы я не медлил в исследовании Его сущности или путем (изучения) Писания, или же путем (изучения) природы.» («О Троице» Книга 2)

И Нил Синайский пишет про бесконечную взаимосвязь обозревания мира, богопознания и самопознания:

«Когда познаешь себя, тогда сможешь познать и Бога и, как должно, обозреть мыслью творения.»*

И, не считающий "триединство" узко теологическим "атрибутом", в русле всё той же, подлинно богословской традиции константинопольский патриарх Геннадий Схоларий:

«...Бог истинно есть также и Троица, и преестественным и исключительным образом — начало ВСЯКОЙ троицы, созерцаемой в сущих.» («Различие между божественной сущностью и её действиями»)

3. ЕДИНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ; АБСОЛЮТНЫЙ ИНТЕРТРИНИТАРИЗМ.

Первое что таким образом заставляет нас выйти из праздного и только абстрактного представления бога и активирует в нас интеллектуальную деятельность это необходимость соединения двух субъектов в одном понятии, то есть необходимость мыслить единство вместе с различием, самодвижение живой жизни как триединство. И это первое, что заставляет «вспотеть», бывший до этого лишь монистическим ум. И, так как от нас требуется разъяснить,- в чем состоит это постигнутое триединство, то в это же самое время мы обращаем внимание на триединую форму нашего человеческого интеллекта и прежде всего на тот факт, что как говорит Палама (а ещё ранее Аристотель) - ум наш, имея мысли,- не есть два ума, но один ум. Кроме того, мы замечаем наличие триединства в семье и в политической сфере (смешение трех основных политических форм по Аристотелю и у Платона только и может быть истинно гармонической формой), в природе,- рассматривая переходы между водой, воздухом и огнём (или в симметризованных «облаках» атома Шредингера (на конец 20 века)) ...Мы обнаруживаем возможность дать пояснение высшему триединству через его конечные формы; мы открываем, что бог,- обнаруживает себя и не одно только писание может расширить и прояснить наше понятие бога, но и природа и этот, наличный, духовный мир может служить средством двоичного подтверждения и понимания: бога через наличный мир и наличный мир через бога. ...Сначала мы открываем эту возможность только абстрактно, в качестве некоторой игры и лишь вспомогательного орудия. Однако, научный прогресс не стоит на месте, знания расширяются и в какой то момент, для погруженного в ход этого расширения интеллекта, водораздел между многообразной конечной наукой и теологией будучи неким разграничением между ними перестаёт существовать как таковой: триединство просвечивает через практически все сферы наук... В результате чего наука приобретает характер вполне завершенной, цельной, интердисциплинарной системы, в которой каждый её момент становится тем более ясным сам для себя чем в большей мере он вовлечён в общую жизнь этой системы.


--===========================================
=========================================
00000000000000000000000000000000000000000000
0000000000


*"Сокровища духовной мудрости; Понедельник о самопознании".

** Г. Палама: "...божественный свет является и умным, когда действует, и умопостигаемым, когда созерцается нашим умом через умное чувство; и он же, входя в разумные души, освобождает их от случайного незнания, приводя их от многих правдоподобий к единому и ЦЕЛЬНОМУ знанию."; "Согласно с этим и великий богослов Дионисий говорит, что “присутствие умопостигаемого света единит все освещаемое им, собирая в ЦЕЛЬНОЕ и истинное знание”". ("Триады в защиту священнобезмолвствующих")

Бл. Августин:

«Я потому привел эти слова из книги Премудрости, чтобы никто из верующих не подумал, будто бы, пока я не достиг человеческого ума, я сначала напрасно и тщетно искал в творении (как бы постепенно посредством определенных троиц своего рода) признаки Той высшей Троицы, Которую мы ищем, когда ищем Бога.» (Августин «О Троице»)
_______________________________________

2 Добавления.


а) К седьмому столетию нынешней эры, древо которое мы можем представить себе в качестве христианского богословия не завершило свой рост... Лишь тот кто двержо сумел вцепиться в его вершину...

б) Общий принцип развития можно выразить необходимостью обладать знанием, мыслью, логосом в самом мышлении, в самом себе. Иоанн Дамасин прямо поэтому говорит, что Философия это и есть уподобление Богу. Обладание достоверным знанием есть благо, позволяющее уверенно действовать в сфере практической жизни. Но так как Бог есть абсолютное Благо и основание всякого блага, то и развитие теологии заключается в том, что Бог понимается как источник научной достоверности или основа тотально научной трансгрессии достоверности.(Достоверность всех достоверностей) Интердисциплинарная система наук таким образом есть необходимая цель развития Христианского богословия. Никакая другая религия не может явить понятия Бога как имманентного всем наукам Источника блага как достоверного знания. Лишь в христианской религии достигается понимание необходимости обладания полным знанием, обладания логосом всех и вся как высшая цель освобождения и развития человека. ...Абсолютная интертринитариальная достоверность.


Рецензии