Влад ПRЯхин. Новый тупик

В этом ироничном стихотворении Влада ПRЯхина акцентируются цифры, автор с ними играет, с их смыслами и "безсмыслами"… Актуализируется сам по себе цифровой символизм, а цифры естественно ассоциируются с точными науками, в том числе и в нашем контексте - со словом "интегральность". В двух строфах представлены два вида прямой речи. Сначала собственно цитата - речь по телефону, видимо. После этого - комментарии после услышанного, обращённые - интегрально - и к самому себе, и к читателю одновременно. Эти комментарии переходят постепенно в философские обобщения, превращая в финале реальный вокзальный тупик в тупик символический. Определение "новый" дополняет ироническую интонацию, которая оттеняет тривиальность этого символизма, упреждая возможные обвинения в этой тривиальности. Более того - появляются новые оттенки сюжета и смысла - вплоть до тупика отношений с любимым человеком (оттенки жанровой интегральности). Автор позиционирует своё стихотворение как лёгкую вариацию (VERSИИфикацию) старой темы, как ещё одно наблюдение "из жизни", как очередной пример в длинном ряду банальных сравнений того или иного пути с тупиком… И тут надо отдать должное автору, который удержался (не столь важно, по какой причине) от прямого употребления в тексте слова "ПУТь", в котором видится корневая палиндромия с "ТУПиком". А ведь слово "путь" обрело бы в вокзальном контексте по меньшей мере двойной - опять же, объединительный, интегральный - смысл (путь друг к другу / путь как термин, как платформа на вокзале). Но в то же время, по этой же причине, и - в совокупности, интегрально - по причине своей рифмо-фонической близости с заглавным словом "тупик", слово "путь" должно продуцироваться - неявно, ассоциативно, пунктирно, мерцающе - в голове читателя… И в этом тоже "фишка" этого И-стихотворения… Мейнстримовские для И-стиха вариации длины строки сочетаются в стихотворении автора - уже традиционно для И-стиха - с интеграцией в одном небольшом стихотворении сильной рифмы (тупика / строка / тупика), ассонанса (не было / 3-го), квази-рифмы - рифмоида? - с совпадением заударной части (меняется / появился), а также очень далёкой рифмы-отзвучия - меня / меняется… И все эти рифмы - тоже традиционно и характерно - ощущаются в И-стихах естественным наполнением свободно развивающейся поэтической речи. Авторское полу-отсутствие пунктуации - это тоже - вполне оправданные здесь - интуитивные игры в интегральность, пробы пути - блуждание по экватору графического воплощения планеты Поэзия с её полюсами "соблюдение строгих орфографических норм / вольность авторской орфографии". Vlad ПRЯхин пишет в одной из соцсетей (по другому поводу, но по своим текстам книги "Внутренний ветер"): "…видимо, это результат работы подсознания, скрытого "считывания" информации…"

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.

P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Vlad ПRЯхин


НОВЫЙ ТУПИК

- привет, дорогая!
я отправляюсь к тебе из 5-го тупика
уже дважды объявили по вокзальному радио
и на экране об этом бегущая строка

да, из 5-го ещё ни разу не было
обычно из 3-го
или хотя бы 2-го тупика
но всё в жизни меняется
старое исчезает и возникает новое
вот и он появился -
новый тупик

2018



ПАДЕНИЕ ИММУНИТЕТА

ночью у Банина упал иммунитет
удар был не очень громким
и соседи не проснулись
но глядя на стеклянные
похожие на брызги осколки на полу
Банин понял
что с иммунитетом покончено

он лежал, глядя в потолок
и чувствовал
как террористические отряды стафилококков
и стрептококков
шигелл и сальмонелл
обступают его со всех сторон
и готовятся к штурму
а когда он, наконец, уснул
то во сне плавал в вязкой среде
среди патогенных организмов
и огромные, шарообразные
похожие на морские мины вирусы
притягивали его к себе
и пытались удержать своими присосками

утром Банин взял веник
сгрёб осколки иммунитета в совок
и беспристрастно выбросил в мусорное ведро
пытаясь приучить себя к жизни с ещё одной
очередной потерей

позже
когда на кухне Банин
поднял чашку с кофе правой рукой
его левая рука внезапно остановила правую -
микробы и вирусы вели локальную войну между собой
внутри Банина
используя его тело как полигон

не теряя оперативной инициативы и тут
Банин тотчас ухватил чашку левой рукой
и быстро допил кофе
пользуясь временной победой анаэробов

2020



СОН ТИТАНА

сон Титана размером с озеро
но ему тесно и в этом пространстве
видения выплёскиваются на берег
стекают по песку обратно
оставляя на нем тёмно-синий и липкий след

что ему снится?
то вскипает поверхность
то на ней возникает воронка:
мала озёрная глубина для титанических снов
и сон сверлит скальные породы дна
пробивается  внутрь земли

вот и сам Титан
лежит, спящий, на берегу своего сна
он заслоняет собой солнце
но сон Титана больше него
и Титан прикрывает  лицо ладонью
заслоняет себя от своего сна
как от ослепительных лучей
или от вспышки взрыва

или от взгляда циклопа?

похоже
ему снятся кошмары!

а что ещё может сниться
давнему пленнику бездн?

2020


***

змея языка облизывает вещи
делает их влажными
стирает грани
округляет углы
крутит во рту спряжений и склонений
приклеивает слизистые хвосты суффиксов
тянущиеся следы окончаний
вроде тех, которые остаются за улитками
когда они уползают

и любая вещь становится похожей на кусок мыла
или леденец
или шоколад
теряющий форму
прилипающий к небу или губам

разве такими были они, эти вещи
когда язык еще не касался их
когда они еще не имели имен
таких рыхлых, таких скользких
таких глухих
даже если они считаются звонкими?

разве может существовать это глухое "эс" в полоске стали?
в настоящей стали, а не в имени
каким ее наделили:
"сталь" или "steel"?

наш рот наполнен именами вещей
наш разум наполнен именами вещей
все они так похожи друг на друга
почти одинаковые
как личинки насекомых
или как зерна риса

это ; наши слова
а сами вещи
ушли далеко от нас
остались там
где царит молчание
в местах недосягаемых
для нас
создающих копии
познающих мир
с помощью  языка

я видел тебя
настоящую
прекрасную
и хочу сохранить такой!

поэтому я сжимаю губы
и ничего не скажу
и ничего не скажу
совсем ничего не скажу!

2020



МОЛЧАЩИЙ

итак
он в себе поселил
речь молчания
и узнавали о происходящем
из тишины
листья падали и не возвращались
шел дождь
вода многозначительно замерзала
облако надвое разрезало небо:
молчание знает
как говорить
не произнося слов
и узнавали о том
о чем хотели услышать
но было не принято обсуждать
слушали то
о чем невозможно сказать
слушали всюду
и просили ещё
так он молчал
и не умели остановить его молчание
которым он говорил
и учил других
слушать молчание
и говорить его языком
и одни слушали
а другие приходили в ярость
но не знали
как это запретить
а трава высыхала
и мелели реки
и вместе с ними молчали
выбросившиеся на берег киты
и о других вещах его молчание сообщало
о  тех вещах
имена которых изъяли из языка
тогда враги его
стали затыкать  уши
но тишина разъедала их изнутри
одевшись в чёрный бархат
как смерть

2021



eius  phobia

- дважды я превращался в дерево
и дважды меня возвращал страх
оказаться спиленным -
так начинает он свой рассказ
и произносимые им слова подхватывают его
берут под руки
встряхивают
и на землю падает жёлтый лист

- да, и видение осени -
продолжает он -
страх наступления холодов:
однажды я уже замерзал

и ещё боязнь высыхания
я помню эту жару и сухость
постоянное желание пить
я представил, что вместо губ у меня будут корни
и они, растрескавшиеся и кровоточащие
будут искать в темноте
край стакана
и не находить
а когда найдут
он окажется пустым

может быть лучше сразу стать последствием
совершенного насилия
а не претерпевающим процесс?
сразу стать пнём
сухой веткой
или прелой косточкой
из которой уже ничего не прорастёт

я думал об этом
пока не узнал
что руки мёртвых растут из их тел
даже если были утрачены до казни
или в момент её совершения
и что каждое дерево имеет своего двойника
растущего в небытие:
каждые 10 сантиметров вверх
это 10 маленьких шагов к своему завершению:
дорога вверх параллельна реке времени
невидимой в темноте

потому берёзы в тундре так не торопятся с ростом
что даже успевают внутри себя окаменеть

нет, наяву
деревом быть я не хочу

2021

=
Vlad ПRЯхин
Поэт, прозаик, переводчик, издатель. Родился в Туле. Живёт в Подмосковье. В советское время активно печатался в самиздате, выпускал самиздатовский журнал поэзии и прозы "Идеалист". С 1992 г. стихи, заметки и статьи публиковались в журналах, альманахах и периодических изданиях Москвы, Подмосковья, Тулы и др. городов России (газ. "НГ-Ex Libris", журнал поэзии "Плавучий мост", эл. ж. "Сетевая Словесность", "Лиterraтура", "На середине мира", "Артикуляция" и др.), Латвии, Польши, Германии, Израиля, США и Канады (в переводе), автор десяти поэтических  книг и книги прозы, с 2012 г. - редактор и  издатель международного альманаха литературы и искусства "Среда" (в настоящее время "Тонкая Среда"), основатель одноимённого сетевого ресурса (sreda1. рw). В последние годы занимается экспериментами в области психологии творчества, создания поэтического метаязыка, сюрреалистической, абсурдистской и фантастической прозой. Член Союза российских писателей и Московского союза литераторов (МСЛ). Лауреат премии "Золотое перо" (2012), шорт-листер премии "Московский наблюдатель" (2020), дипломант Международного фестиваля поэзии в Туле (2014), ряда других фестивалей и конкурсов. Тексты переводились на английский, немецкий и польский языки.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Vlad ПRЯхин, стихи, 2018 ... 2021.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022, 2023.


Рецензии