Следствия бесконечности

          Начну свое скромное эссе с упоминания забавного рассказика, который можно найти на просторах Интернета, про милую обезьянку и печатную машинку. В нем описано, что делает милое животное с этой машинкой и что может случиться при этом. Кому интересно – можете поискать и ознакомиться, а кому лениво и кому интересно мое видение эксперимента с обезьянкой, то я попробую на полях моей словесной работы высказать мнение. Добавлю нескучные и забавные мысли, расширю сюжет и в конечном итоге углублюсь, погружусь в более серьезные вещи, которые связаны с мироустройством, философией, но не с головой – могу утонуть. Своеобразие к сему тоже присовокуплю. Без элементов математики не обойтись. Начнем.
          Давайте пригласим к печатной машинке обезьяну. Кстати говоря, вместо обезьяны для предстоящей задачи можно рекрутировать любое животное и даже человека, а печатную машинку заменить обыкновенным ноутбуком, на котором я печатаю эти буквы. Ну возьмем меня. Пусть я буду участником опыта, а обезьянка пусть занимается своими делами и не вникает в предстоящие глупости, которые я буду творить в рамках эксперимента.
          Условия эксперимента – они многочисленны и для нашего мира непонятны, фантастичны. Но всё же.
          Первое условие – мир вечен, бесконечен, существовал всегда и никогда не прекратит свое существование – не разлетится из-за ускоренного расширения и никогда не схлопнется (есть такие теории в космологии), а также я вечен – никогда не умру.
          Второе условие – ноутбук вечен – никогда не сломается, никогда не надо обновлять операционную систему. Комната и дом вечны.
В итоге ничего мне не помешает вечно находиться в комнате вместе с вечно исправным ноутбуком.
          Задание эксперимента – нажимать произвольно на клавиатуре ноутбука буквы русского алфавита. Просто рандомно тыкать пальцами в буквы, знаки препинания, не о чем ни думать и не печатать осознанно слова. Хотя можно иногда и напечатать – это никак не повлияет на итог эксперимента. Процедуру необходимо не прекращать, не останавливаться.
          Цель – напечатать последовательно, слово за словом, главу за главой какое-нибудь художественное произведение, например роман Л.Н. Толстого «Война и мир», без включений в текст каких-либо посторонних букв, слов, символов, которые не входят в произведение русского писателя. То есть напечатать на клавиатуре такой текст, который полностью - буква в букву – совпал бы с оригиналом. В конечном итоге из бесконечного хаоса нажимаемых букв на мониторе моего ноутбука должен появиться роман.
          Начало эксперимента. Старт. Я начинаю произвольно нажимать на клавиши клавиатуры, выбивая буквы и символы на экране монитора ноутбука, думая при этом о природе и погоде. Чтобы начать роман, надо сначала написать его название. Первая буква в произведении Толстого – это буква «В» из слова «Война». На клавиатуре много букв, символов. Я буду стучать по клавиатуре некоторое время, печатая разные буквы, и в конечном итоге я все же попаду в клавишу с буквой «В». Вероятность нажать букву «В» будет мала. Еще же символы есть. Ну давайте их пока не будем принимать во внимание, а посчитаем вероятность нажатия клавиши с буквой «В». Так как в русском алфавите 33 буквы, то для вычисления вероятности надо разделить 1 на 33. Получится 0,03. Грубо говоря, вероятность попадания 3 случая из 100 нажатий. Маловато, но далеко не смертельно и вполне приемлемо.
          После буквы «В» в слове «Война» идет буква «О». Вероятность нажатия клавиши с этой буквой такая же, как и у всех остальных букв – 0,03. Но, чтобы последовательно напечатать две буквы, то есть после буквы «В» набрать букву «О», а не какую-нибудь другую букву, требуется значительное время и вероятность такого события становится еще меньше. Ее можно посчитать и поможет вам несложный курс теории вероятности.
          Положение дел становится еще хуже, когда надо последовательно набрать слог «ВОЙ» из слова «Война». Тут становится совсем печально – вероятность этого события резко уменьшается и равна уж совсем малому числу.
          Не буду сильно загружать математикой. Просто скажу – вероятность напечатать роман Толстого последовательно, не пропуская ни одной буковки и знака препинания, равна числу с запредельным количеством нулей после запятой. Это событие нереально по меркам существования вселенной. Чтобы осуществить подобное, необходимо триллионы лет. Но, так как время бесконечно (условие эксперимента), факт написания произведения когда-нибудь, но все же произойдет – вероятность ведь не нулевая.
          Вывод из эксперимента такой – в вечной вселенной любое событие возможно. Вероятность произвольного события не будет равно нулю. Или по-другому – событие, которое кажется нам нереальным в существующем мире, невозможным во временных рамках существования вселенной согласно действующей космологической модели образования мира, может произойти в мире с бесконечным временем. Просто потому, что время вечно, бесконечно.
          Кстати говоря, если в условиях эксперимента попросить меня продолжить печатать буквы уже после написания романа, то в конце концов, через триллионы лет я напишу второй раз роман Толстого и …бесконечное количество романов «Война и мир». А пока я буду беспрерывно тыкать пальцами в клавиатуру, возможно на экране между делом появятся какие-нибудь повести Гоголя Н.В., «лесенка» Маяковского, «Бытие и время» Хайдеггера или даже художественное произведение, которое никто никогда не сочинял, не принадлежит перу никакого автора, но я его случайным образом напечатал, и это творение обрело смысл, сюжет, самобытность и стало литературным шедевром, авторство которого становится проблематичным – вроде я его написал, а как будто и не я, так как процесс написания был неосознанным – просто случайно набралась такая последовательность букв. Странные повороты, не правда ли?
          Подобным случайным образом, я могу на экране ноутбука написать не только художественный текст, но изложить новую (или уже имеющуюся) математическую теорию, применяя специальные символы на клавиатуре, и она будет прикладной и реально описывать математические структуры. И кто же тогда будет автором нового математического закона?
          Бесконечное время изменяет мышление и видение мира. Делает мировосприятие другим. Время приобретает мистические качества или божественные – кому как нравится. Хотя…хотя, появляющийся на экране осмысленный текст, возникающий из хаоса случайных букв и цифр, можно объяснить обыкновенной математикой – теорией вероятности – и не привлекать сюда какие-то потусторонние силы.
          А если меня посадить за пианино? Я, который ничего не понимаю в музыкальных инструментах, в нотной грамоте, в конце концов, через триллионы лет, бесконечно тыкая в клавиши пианино (пусть оно будет тоже вечно, как ноутбук), сыграю, например, пятую симфонию Бетховена. Вероятность этого события, повторюсь, дико мала, но не равна нулю. Исполнить какую-нибудь мазурку или сонет тоже смогу, которые до этого никто никогда не слышал, а я их случайным образом через миллиарды лет озвучил. Кто руководил мною, когда я блестяще – ноту в ноту – сыграл Бетховена? Может кто-то управляет мной и моё Я уже не Я? Одним словом, тут есть повод забросать вопросами философов – пусть они поковыряют сознание и то, что за ним, возможно, стоит. А может делать ничего надо – просто математика.
          Совсем забыл. Пожалуй, это надо было сказать ранее – в модели мира, которая на данном этапе развития человечества является утвержденной ученым сообществом, время имело начало (странно звучит) и, возможно, не будет длиться вечно. Поэтому, чтобы свершилось такое редкое событие, возникающее из хаоса букв, как, например, написание романа «Война и мир», надо триллионы лет, а не миллиарды. Триллионы лет вселенная не существует. Ей всего лишь около 14 миллиардов лет, а солнечной системе с нашей планетой еще меньше – 5 миллиардов лет. Но и эти цифры не существенны, так как человек разумный обитает на Земле миллионы лет. А за миллионы лет никто и никогда не напечатает произведение Толстого, а вот написать «Мама мыла раму» скорее получится выполнить.
          Поэтому «Война и мир» появится на мониторе ноутбука лишь в рамках бесконечного времени, ну а мы с позиции нашей вселенной, с позиции человека, который ничтожно мало существует в масштабах существования вселенной, говорим, что такое событие просто нереально.
          Все указанные странности вечного времени ведут к более любопытным и забавным, на мой взгляд, вещам, о которых я далее выскажу мнение, слегка пофантазирую, но в пределах существующих законов математики и биологии (почти). Также замечу, что предыдущие размышления тематически увязаны с предстоящими – имеют общий посыл. Итак…
          Все прекрасно знают, как произошел человек – в процессе эволюции - этому учат в школе (я не принимаю во внимание другие альтернативы дарвинизму, например божественное происхождение или вмешательство пришельцев). В течении короткого по меркам существования вселенной периода времени из простейших организмов появился человек разумный посредством законов эволюции, биологического развития. И я есть продукт эволюции.
          А вот теперь представим, что время бесконечно, мир вечен – ровно те условия, которые я описывал ранее, когда рассказывал про себя, печатающего на ноутбуке. И представим обыденную жизненную ситуацию, когда я, например, ем пельмени на кухне и вдруг на кухню заходит человек похожий на меня – абсолютная копия. Он говорит также, как и я. Он одет также, как и я. У него мимика такая же, как у меня. И если я у него спрошу, кто твои родители, то он ответит правильно. Он даже знает то, что знаю только я один и больше никто. Этот пришелец есть абсолютная копия меня – и внешне, и внутренне. Все внутренние органы его не отличаются от моих. Ничем.
          А откуда он такой взялся? Ответ - этот пришелец есть случайное соединение атомов, молекул в организованную структуру под названием человек. И этот человек (а как его еще назвать?) подобен мне. Мой двойник. Я сотворен моими мамой и папой, а он случайно скомпонован в похожее на меня тело из атомов и молекул, беспорядочно находящихся во вселенной.
          Поясню – во вселенной существуют различные химические элементы. В основе своей это водород, но есть и другие элементы из таблицы Менделеева. Их не так много, но все же есть. Так как время бесконечно, то случайным образом (и эта вероятность ненулевая) беспорядочно мечущиеся атомы, молекулы во вселенной объединяются в организованные цепочки-связи и далее в предмет под названием тело. На своем пути к упорядоченному строению молекулы беспрерывно то соединяются в оформленные структуры, то разъединяются, разлетаются. Таких циклов соединений-разъединений происходит колоссальное количество. Этот длительный процесс строения тела путем случайных объединений атомов, молекул подобен ранее описанному эксперименту с ноутбуком, когда я, изнуряя себя многочисленными попытками напечатать последовательно – буква в букву, слово в слово – роман Толстого, все же удачно его реализовал. Эти процессы схожи и имеют единую платформу – бесконечное время. И в эксперименте с ноутбуком и в создании копии меня в итоге получается организованная случайным образом структура – роман или тело соответственно. Чтобы собрать случайным образом сложную молекулу ДНК надо уйма времени – возможно столько же, сколько напечатать главу «Война и мир». Но все же в конце концов, через триллионы лет (опять повторюсь), через многочисленные попытки появляется структура, точь-в-точь похожая на меня или «Война и мир».
          Но вернусь к двойнику. У него каждая составная часть идентична моей. Он – копия моего тела. Даже одежда на нем соответствует моей одежде – так случайно молекулы соединились, например в футболку. Она не сшитая на заводе, как у меня, а сотворенная в материю из свободно имеющихся во вселенной атомов, молекул. Футболка, копия меня и роман Толстого – все это создано по одному принципу – случайное соединение молекул в бесконечном времени.
          Здесь для большего понимания случайности вспомнил еще один наглядный пример. Он прост. Мысленно разделим пространство бутылки на две части и запустим туда газ. Молекулы газа заполнят всю полость бутылки и будут хаотично двигаться там. Вопрос – могут ли все до единой молекулы газа оказаться только в одной части бутылки? Ответ – на это надо много времени, но такое событие все же произойдет. С копией меня, футболкой, романом – все тоже самое. Невероятное событие становится реальным. Только дайте время, а оно есть – бесконечно.
          Опять затрону тему двойника. Если следовать философско-биологической позиции, что память, сознание есть нейрофизические процессы, происходящие в мозге, а не некий дух, инициированный богом и работающий по неизвестным нематериальным законам, то тогда у моего двойника память также будет подобно моей. Скорее те события, которые происходили в прошлом со мной, двойник точно будет знать – нейроны случайно соединяться у него в его мозге (назовем так). А вот с мышлением все же не до конца все ясно, я могу ошибаться в части равнозначности мышления моего двойника и моего мышления. Мышление происходит в настоящем времени. И здесь все не совсем понятно. Тут можно подискутировать. Чтобы в настоящем времени мысли мои и двойника совпадали, это, видимо, не получится. Хотя… повторюсь – здесь можно поспорить.
          Я слегка поразмышлял – пожалуй, двойник будет знать мое будущее, настоящее и прошлое. Это вариант, когда он существовал до моего рождения. Вся информация в голове у него есть случайно организованная память, и эта личность есть копия меня плюс бонус – знание моего будущего, которое мне не дано. Причем эта копия могла жить (если так можно сказать) миллиарды лет до моего рождения. И тогда в памяти у двойника случайным образом зафиксировались моменты моей жизни, хотя меня еще не существовало. Он тогда уже “знал” все про меня – где я родился, кто мои родители, где я работал и кто моя жена, дети – все то, что память хранит человеческая. Так стройно и упорядоченно организовались у двойника атомы, что создали связную картину моей жизни. Вероятность этого невероятно, беспредельно мала и стремится к бесконечным нулям после запятой, но все же не равна нулю, и посему такое событие произойдет.
          Перейду к любопытности. Все знают, что после оплодотворения биологические существа развиваются в комплексе, то есть организм растет как единое целое. Не бывает такого, что рука отдельно растет от ноги, а голова – от сердца, и что они независимы друг от друга. Трудно представить, что эти члены организма сами по себе существуют и нет объединяющей их силы.
          Но в случае с моей копией, это вполне может случиться, на мой взгляд. То есть составные части копии тела могут образоваться по отдельности в любых уголках вселенной. Повторюсь, что их образование есть случайное соединение различных молекул, химических элементов, которые имеются на просторах бескрайнего и вечного мира. Например, может случиться так, что я рядом с собой увижу лежащее ухо. И оно будет копией моего уха. Это ухо образовалось случайно из химических элементов, но остального организма нет. Или еще нет. Или он был, но в данный промежуток времени рассыпался на атомы и более не существует.
         Такие фантастические метаморфозы возможны только при условии безграничного времени – в таких условиях вероятность появления копии моего уха в комнате возле меня не равна нулю, а также не равна нулю вероятность появления копии моей головы где-нибудь в миллиардах парсек от меня. Но эти члены могут и объединиться, добавив к себе дополнения в виде копий моих ног и рук, тогда появится полная копия меня. Кстати, двойников может быть много. И они могут быть все одновременно рядом со мной. Неловкая ситуация – наблюдать множество копий себя любимого, но такое событие возможно. Не исключен вариант, когда копия меня будет держать в своих руках копию моей головы. Тут вариантов развития событий масса. Фантазируйте, пожалуйста, ведь время бесконечно – не имеет ни начала, ни конца. Соответственно вероятность самых невероятных событий не равна нулю.
          Пожалуй, добавлю еще один занимательный момент. Существующие законы природы имеют место быть, но нет доказательств того, что они вечны, стабильны. То есть, если камень падает на землю тысячелетиями, то это не значит, что завтра он не начнет двигаться по спирали вверх. И если указанный пробел в существующих знаниях природы привязать к ситуации с появлением копии меня, когда я ем пельмени, то возможен вариант, когда мой двойник будет не просто стоять на полу, как того требуют законы гравитации нынешнего времени, а вращаться по часовой стрелке или против часовой – как кому нравиться. Подобное осуществиться при условии внезапного изменения законов гравитации в том пространстве, где расположен двойник. А в месте, где я нахожусь, гравитация будет без изменений.  Такие чудеса не исключены в вечном времени – оно творит все, что мыслимо и немыслимо.
          Надо заметить, что построение меня из клетки в полноценный организм происходил по определенному сценарию и он определен в ДНК.  Процесс развития организма шел в совокупности. По законам биологии. А вот копия меня не создавалась планомерно по организованным лекалам – все происходило случайно. Летающий в пространстве водород при определенным условиях соединялся с кислородом – получилась вода. Затем имеющийся углерод соединялся с водой, азотом, кремнием посредством химических реакций. Далее возникали более сложные молекулы. Затем распадались. Эти процессы организации-дезорганизации длились бесконечное количество лет. Но в итоге на каком-то этапе могла вырасти, например только нога. Или только печень. И не в единичном варианте, а во множественном и в разных уголках бескрайней и вечной вселенной. Важно понять, что образование членов идет разными путями – в одном случае по упорядоченному биологическому движению (это я), а в другом – случайным образом, случайным расположением химических элементов, но учитывая при этом законы гравитации и химического взаимодействия.
          Напоследок предложу еще один вариант развития события в вечной и безграничной вселенной. Предположим, что нынешняя теория о зарождении мира, расписанная и утвержденная во всех учебниках учеными, неверна, то есть не было никакого большого взрыва, время было всегда, а у вселенной нет конца и начала. В этом случае мой двойник может образоваться не только случайно из молекул, но и как биологическая копия. То есть где-то в бескрайней вселенной, на какой-то из бесчисленных планет зародится жизнь подобно жизни на Земле и там появится мой двойник, как биологическое существо с идентичной мне ДНК. Затем этот двойник прилетит на космолете на Землю и зайдет на кухню, где я ем пельмени. Невероятно, но и такое возможно, ведь время бесконечно. Скажу так – на этой арене под названием кухня могут оказаться мои двойники, как биологического происхождения, так и случайного. Каждый будет смотреть друг на друга и ничего не понимать. А вот будут ли их сознания равнозначны, идентичны моему – это вопрос!
          Тут есть место для размышлений, но я, пожалуй, остановлю свое эссе. Возможно что-то можно увидеть противоречивого в рассуждениях – скорее из-за нехватки мной некоторых специальных знаний – однако я уверен, что направление мысли, пронизывающее настоящее повествование, скорее понятно, чем нет, – бесконечное время в корне меняет представление о мире и событиях в нем.


Рецензии