Фильм Павлв Павликовского Холодная война. 2019
Фильм призера Каннского фестиваля 2018 года Павла Павликовского не отпускает и вызывает желание разобраться, заполнить лакуны минималистского повествования, ведь это история почти без слов и после просмотра остаются вопросы без ответа. После просмотра фильма я с удивлением узнала, что режиссер рассказал историю своих родителей и даже дал героям фильма их имена. Это еще больше подстегнуло интерес. Прежде всего, вызывает некоторое недоумение название фильма. Всё-таки термин «Холодная война» имеет историческую привязку и звучит однозначно. Автора даже можно заподозрить в конъюнктурном желании привлечь европейского зрителя к просмотру фильма, пользуясь названием, как наживкой. Но из уважения к режиссеру не хочется так думать. Да, есть контраст между кадрами унылой деревенской Польши и картинам Парижа, Загреба и Берлина. Но герои не жертвы Истории. Послевоенная Европа здесь только фон, декорация для поэтической истории двух сердец и политические разногласия между ними ни в коем случае не являются причиной их разрывов и расхождений, хотя она конформист, а он космополит. Холодность, возникающая между ними, происходит, прежде всего, потому что они mismatch –не подходят друг другу по темпераменту, образованию, происхождению. Он образованный музыкант и музыковед, а она талантливая деревенская девушка без его культурного бэкграунда. Именно поэтому в Париже возникает отчуждение и их отношения окончательно дали трещину. У неё нет того культурного кода, который помог бы ей обосноваться в столице и радоваться жизни. Ей претит желание Виктора угодить влиятельному музыкальному продюсеру. Это снижает его образ в ее глазах. Ведь в Польше, без сомнения, его статус был дополнительным источником его притягательности. Ее оскорбляет, что его бывшая пассия переиначивает слова лирической песни, ей неприятно петь польскую песню на французском, поэтому её не радует первая совместная пластинка. Она просто испытывает дискомфорт в чужом пространстве. Однако, все эти моменты отходят на второй план, когда они расстаются. Сквозь годы, города и страны их сердца стремятся друг к другу и никакие прагматичные соображения не могут их остановить. Возвращаясь к вопросу о названии, очевидно, режиссеру нужна метафора, чтобы мы уловили перекличку: как холодная война между странами отзывается в сердцах людей холодом непонимания и отчужденности, порой вынуждая оказаться по разные стороны баррикад.
Музыка, эта та почва, на которой произошло сближение героев. Она меняется вместе с прошедшими годами. Одна и та же мелодия звучит в разном исполнении несколько раз, от народной песни до французского шансона. В фильме всё продумано до мелочей, а картинка изображения напоминает о том, что неслучайно один из терминов в английском языке для кинооператора – director of photography. Каждый кадр как фотография в альбоме, к которому хочется вернуться.
Свидетельство о публикации №223102301005