Холодная война. Режиссер Павел Павликовский. 1 201

  Советскому зрителю название фильма кажется политизированным и не вызывает желания его смотреть. Все устали от патриотических лозунгов, от противостояния России со всем миром;  за термином «холодная война» неизменно возникает образ железного занавеса. Первая ассоциация, конечно, с «Варшавской мелодией». Но это впечатление от названия обманчиво. Война происходит скорее между социумом и личностью и между двумя любящими сердцами. Однако, политические реалии неизбежно присутствуют, но пунктирно, очень ненавязчиво. Ничего не выпячивается, хотя сцена, когда хор, исполняет  песню о мудром Сталине на фоне его портрета, производит жуткое впечатление,  по ассоциации в памяти возникла сцена  гитлергюнда в фильме «Кабаре». Фоном видим лозунг «партия и народ - едины». Понимаем, что героям приходится идти на компромиссы и даже доносительство. Но всё это отнюдь не самое главное в этом фильме, где мы видим судьбы двух любящих сердец на фоне истории послевоенной Европы.
 
  По визуальному ряду фильм Павла Павликовского смело можно сравнить с голливудской классикой. Изысканное черно-белое изображение вписано в квадрат кадра. Оператору Лукашу Зала нигде не изменяет чувство меры и стиля. Оба героя Томаш Кот и Иоанна Кулиг с начала и до конца не отпускают зрителя своей притягательностью и неуловимой трагичностью. История их любви может показаться странной и немотивированной. В их отношениях много необъяснимых поворотов. Меняются страны, место их встреч, идут годы, но судьба неумолимо кидает их навстречу друг другу и финал кажется предопределенным. Повествование очень лаконично, авторская позиция  отстраненная, многое остается за кадром и требует додумывания и осмысления. Нет никакого пафоса, ни в требовании партийных работников включения в репертуар народного ансамбля пропагандистских песен, нет выкручивания рук в предложении о сотрудничестве с органами. Все буднично и просто в жизни Виктора во Франции, нет взлетов, но нет и падений. Но неизменной остается только одна линия: потребность героев быть вместе и невозможность совместного существования. Пространство и время спрессованы в фильме и отношения 15- летней протяженности укладываются в формат полуторачасового  фильма. Музыка занимает здесь особое место и придает неповторимый аромат действию. А песню «сердце, тебе не хочется покоя» можно сделать эпиграфом и к моим впечатлениям от фильма и к самому фильму.


Рецензии