Путёвку в профессию дал комсомол

( воспоминания для Альметьевского музея комсомола)

    Я в девичестве Вера Полянская.  В  Альметьевск- молодой   строящийся город нефтяников нашу семью привёз папа в 1957 году. Здесь я пошла в  первый класс в школу № 10 и здесь навсегда подружилась с Валей Кузмидиной, Зоей  Хуснуллиной,Валей Бородиной. 
   В шестом классе  нафантазировала,что буду артисткой.   Мне всегда было интересно что-нибудь воображать: как я войду в класс, как на меня все посмотрят, о чем буду говорить с подружками на перемене. Одноклассники прозвали меня «выбражуля» - так на детский лад переделали труднопроизносимое - воображала.
   Читать и писать выучилась без проблем – это давалось мне легко. Дома книг было мало и я приучилась ходить в Альметьевскую городскую библиотеку. Детское и взрослое отделение располагались в едином здании и книги выдавала одна библиотекарша.
   Меня тянуло к столу, где сдавали книги взрослые читатели. Как-то на глаза попались буклеты о творчестве балерин Большого театра Ольги Лепешинской и Галины Улановой. Я не могла выпустить эти буклеты из рук: так враз покорили своей красотой фотографии со сценами из балетных спектаклей.
Библиотекарь вняла моей немой мольбе и разрешила взять книжки домой.
  Это первое, пусть заочное, знакомство с балетом стало для меня потрясением. Я с восторгом по сто раз перечитывала описания спектаклей, ролей, пыталась перед зеркалом повторить позы с книжных фотографий. Стремилась понять, как можно без слов только движениями показывать на сцене служительницу храма Никию в балете «Баядерка» на музыку Л. Минкуса, заколдованную в белую птицу девушку Одетту в «Лебедином озере» П.И Чайковского, обманутую любимым Жизель в одноименном балете А. Адана, пленницу хана Гирея Марию в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева, Джульетту в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева. В этих ролях блистала тогда несравненная Галина Уланова.
Конечно же, я стала изображать, что разбираюсь в балете. 
     На Новый год мама сшила мне из марли костюм Снежинки, очень похожий на балетную пачку: с узким лифом и многослойной пышной юбкой, которую накрахмалила до жесткости.
В этом наряде я должна была выступать в концерте.
- Как объявить твой номер? Танец Снежинки? – спросила меня перед выходом старшеклассница – ведущая концерта.
    Не знаю, что вдруг на меня нашло, но я сделала важное лицо и выпалила в миг придуманное:
- Вальс из балета «Фея Кренского озера».
Ведущая удивилась такому изобретению и объявила просто вальс. Школьный баянист заиграл популярные тогда «Дунайские волны», но я была уже в образе феи с какого-то там несуществующего озера. Кружилась по сцене, разводила руками и замирала в позе, подсмотренной на фото Улановой. Успех был ошеломительный!
     Тогда же, шестиклассницей я сочинила нечто вроде пьесы о девушке – лебеде и назвала ее почему-то «Сантина». Целую неделю мы с девчонками репетировали этот опус после уроков. Зрители – ученики параллельных классов не могли дождаться показа: рвались в запертую дверь, хихикали и дразнили «артистов».
  Сыграли мы этот мини-спектакль в нашем классе, отодвинув в сторону учительский стол и отгородив ряды парт занавесом, сделанном из диванного покрывала. Конечно, же я играла главную роль – Сантину в своем любимом костюме Снежинки.
    Не только ученики оценили мой «актёрско-режиссерский» опыт, но и учителя. Заинтересовала я учителя рисования Геннадия Сергеевича Стефановского, который страстно любил театр и сам в студенческие годы играл в самодеятельных спектаклях.
    На уроках   Геннадия Сергеевича  можно было разговаривать, пересаживаться с места на место – полная свобода! Как-то раз  Геннадий Сергеевич, наблюдая за моими ужимками и гримасами вдруг спросил:
 - Хочешь участвовать в большом спектакле? Я подбираю исполнителей для «Звездного мальчика» - это сказка Оскара Уайльда. Мы с ребятами уже строим сцену и готовим декорации. А тебе, мне кажется, подошла бы роль маленькой капризной принцессы.
        Я для виду поломалась перед одноклассниками, но на репетицию все же пошла. Роли свои читали сперва по тетрадке, потом учили наизусть. Наш учитель по рисованию, мы прозвали его за глаза Художником, режиссировал: разбирал с каждым исполнителем – старшеклассником, что и как играть. Я с интересом наблюдала, как появляются характеры, особые походка и движения у заколдованного мальчика – Звезды, у его страдающей матери, у жадного дровосека. И только мне почему-то не было никакой подсказки. А я из-за дурацкого самолюбия ничего не спрашивала: просто изображала злую и капризную девочку на троне.
   Сыграли мы этот чудесный спектакль несколько раз с огромным успехом. А финал был такой: прямо на сцене дирекция школы наградила артистов почетными грамотами и подарками. Всех, кроме меня. Я стояла рядом с участниками спектакля, и сердечко мое разрывалось от горя. Значит, я никому из зрителей не понравилась? Или действительно моя героиня была слишком похожа на меня - такую же капризулю, зазнайку и упрямицу. Значит, меня больше не позовут играть в театре, ведь я ничего не умею. Ой, как обидно, как стыдно! Но ведь я хочу стать артисткой, я хочу и буду учиться!!!
     Но следующей постановки не случилось: половину моего класса перевели в новую школу №  14  по месту жительства. Здесь я тоже постоянно выступала на сцене – пела, танцевала, читала стихи. Участвовала в городских смотрах художественной самодеятельности.
   Уроки вокала давал нам учитель пения, а вот танцевального кружка в школе не было. Я и «сочиняла» танцы по фильмам и телеконцертам – индийский, цыганский, молдавский, русский и даже азербайджанский. Во мне всегда жило какое-то природное чувство ритма: стоило только зазвучать музыке и я знала как надо двигаться в такт.
 
  ... А дома большой радостью стала покупка телевизора – черно-белого, с небольшим экраном. Наконец – то я смогла увидеть в фильмах – спектаклях мою богиню Галину Уланову. До сих пор помню балеты «Ромео и Джульетта» и «Лебединое озеро». А еще был потрясающий красоты балетный номер «Умирающий лебедь» на чарующую музыку Камилла Сен-Санса.
   Девчонки -подружки из нашего класса меня не понимали, балет им казался скучным. Другое дело эстрада и современные танцы чарльстон и шейк. Тогда, в 60-е годы только – только начинали свою карьеру Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Валерий Ободзинский, Полад Бюль-Бюль-оглы, Мария Пахоменко. Первые свои песни спела на радиостанции «Юность» Алла Пугачева. Но королем эстрады был Муслим Магомаев. Никто из нынешних певцов, называющих себя «звездами», даже мечтать не смеет о такой бешеной популярности, какая была у Муслима. Я тоже была его поклонницей, да, пожалуй, остаюсь ею до сих пор.
   Наверное, увлечение настоящей литературой и привело меня к сочинительству. Мне стало казаться скучным быть артисткой и говорить всю жизнь чужими словами. Захотелось рассказывать и писать от своего имени.
  И я стала пробовать свои силы.Первые стихи и рассказы  я несла учительнице литературы Евгении Владимировне Добровидовой и она искренне радовалась за меня. За сочинения по литературе я получала «пятерки» -и за грамотность, и за содержание. Их зачитывали вслух не только в нашем классе, но и в параллельных.
  Не помню,каким образом в мою головёнку запала мысль  о профессии журналиста. Никогда  в роду  нашем  сочинителей не было.
      Думаю, переворот в подростковой душе произвели романы  «Мартин Иден» Джека Лондона и «Милый друг» Ги де Мопассана,в которых главные герои начинали свой путь с журналистики. Сразил наповал и фильм Сергея Герасимова «Журналист» с Юрием Васильевым в главной роли.
 И я -школьница  пошла  «предлагать  свои услуги» в городскую газету «Знамя труда». Редакция располагалась в здании горкома партии и горкома комсомола-рядом с Домом техники нефтяников.
     Первую беседу со мной провёл заместитель редактора Борис Иванович Бизяев.
- Красивая у тебя фамилия,Вера Полянская!- с улыбкой сказал он,листая мои  «рукописи»-тетрадные листочки.-  Хорошо будет  такая подпись под заметками смотреться.
И уточнил:
-Ты комсомолка?
   Я гордо стала рассказывать, что мы  с подружками   вступили в комсомол  в 7-ом классе   и теперь  в школе активистками  значимся в первых рядах. А мне даже школьную стенгазету поручили редактировать.
  Борис Иванович взял к публикации мои рассказики и стишки,поручил написать заметку об  учительнице-ветеране педагогического труда. И дело пошло!  Я получила удостоверение внештатного корреспондента газеты,бегала по «объектам»,брала интервью.О газетных жанрах узнавала из справочника по журналистике и, само собой, от сотрудников  редакции.
     Как- то вызвал меня к себе в кабинет директор нашей школы Николай Захарович Жигунов. Сказал, что городской комитет комсомола просит направить меня-активистку в пресс-центр «Голос юности»,который объединяет  самых талантливых  ребят из всех школ района.  Представляете,из нашей  14-й школы  меня  одну пригласили  в пресс-центр!
     Занимались мы по вечерам в актовом зале городского Дома пионеров,а руководил юными корреспондентами молодой сотрудник газеты Владимир Ковалёв-студент заочного отделения журфака Казанского университета.  Он сразу же определил меня  своим заместителем и я очень гордилась таким доверием.

    А потом и вовсе   стала я школьной знаменитостью: замредактора газеты   «Знамя труда» Борис Иванович  Бизяев записал меня  слушателем рабфака журналистики при вечернем университете марксизма-ленинизма и я целых  два года ходила на занятия. Была самой младшей в группе обучающихся. Свидетельство  об окончании рабочего факультета журналистики я  гордо показала в приёмной комиссии МГУ. 
   Но на вступительных  экзаменах у меня оказались серьезные конкуренты школьники – победители Всесоюзного конкурса «Проходной балл», организованного журналом «Журналист». Их было 10 человек и всем давался шанс поступать вне конкурса. 
    Студенткой   МГУ  я не стала-по конкурсу  не прошла. Вернулась домой,   год  работала  завклубом  на Альметьевском автотрактороремонтном заводе и опять писала заметки в газету,собирая публикации   для  очередного поступления на журфак.  И опять не прошла по конкурсу: на этот раз  на заочном отделении преимущество имели  абитуриенты  с двухгодичным творческим стажем.
 Пошла в редакцию «Знамя труда»  за советом, рассказала про необходимый трудовой стаж, желательно по специальности. Мне дали рекомендацию в новую многотиражную газету огромного Минибаевского газоперерабатывающего завода ( МГПЗ).
   Редакция - крошечная комнатка с пишущей машинкой располагалась в заводоуправлении. Редактором попросили стать начальника отдела кадров, бывшего военного и политрука. Кроме меня сотрудницей пригласили учительницу русского языка Лидию Зарипову,  которая никогда в газету не писала.
Самой подготовленной "журналистской" оказалась я.
    Мы с Лидой поделили территорию завода пополам и стали знакомиться с цехами, с рабочими, с ИТР. Писали, как умели. Сами макетировали полосы, машинистка печатала наши опусы  и мы по очереди возили газету в набор в городскую типографию. Там же вычитывали набранный материал, правили и печатали весь тираж. Выходила газета раз в неделю.
   Я очень подружилась с ребятами из заводского комитета комсомола и старалась освещать в многотиражке все молодежные мероприятия. Освобожденным секретарем работал замечательный парень Мусаяф  Сафаров (он был женат, имел детей), а его заместителем (тоже освобожденным) была Татьяна Романова - веселая, черноглазая,заводная.
      Летом  1969 года я отправилась в третий раз -теперь уже в Казань поступать в университет  на журфак.
 В горкоме комсомола под эгидой которого действовал наш пресс-центр "Голос юности" во главе с Володей Ковалевым, мне дали направление и хорошую характеристику. Володя  принёс мне все свои книги и конспекты по журналистике (он учился уже на четвертом курсе) и собрался перебираться в Казань. Ему предлагали должность телеведущего в Республиканском радиотелекомитете.
  ...И  я стала-таки студенткой журфака! Дома  мои родители и брат радовались такому событию и даже гордились моим упорством в достижении цели.  Друзья в завкоме комсомола тоже поздравляли  и подкалывали,что теперь-то я в Альметьевске  не задержусь. Как в воду глядели!
     Благодаря   Мусаяфу и Татьяне я познакомилась с будущим мужем  Сашей  Азарченко.
Мы встретились 9 января 1970 года в ресторане,где  вместе  с активистами  завкома комсомола отмечали  день рождение Тани - нашего вожака и лидера.
А  Саня в декабре демобилизовался из армии, приехал в Альметьевск навестить свою сестру. Зять  на радостях повел их в ресторан. Столики наши оказались рядом. Мусаяф  глазами показал мне на светловолосого соседа в зеленом свитере. Мол, он на тебя, Вера, смотрит. И тут парень встает во весь свой великолепный рост и приглашает меня танцевать.
После третьего танца, когда мы возвращались к столикам, муж сестры крикнул: "Саня, веди девушку к нам, а то другие уведут!"
    Я увидела, как тревожно поднялся с места Мусаяф, и покорно повернула к своим друзьям. Мусаяф с нашими парнями-комсомолятами еще до ресторана договорился: вместе пришли, вместе уйдем, никаким случайным провожатым они меня и Таню не доверят. Саня это понял и назначил мне свидание на следующий день у кинотеатра.
     Новый мой знакомый  оказался родом  из города Бугуруслана.Он  несколько раз приезжал ко мне в Альметьевск повидаться  и уже в марте мы с ним подали заявление   в  ЗАГС на регистрацию брака.  А в апреле друзья- комсомолята Паша,Лёша,Мусаяф с Таней сердечно проводили меня замуж и подарили  настольные часы.
    В Бугуруслане мы с Саней прожили три года,родили сына Сергея. А потом переехали в Таджикистан  и переписка  с подругой Таней из завкома комсомола  оборвалась.
   Столица Таджикистана- город Душанбе  мне пришёлся по сердцу,а мужу нет. Мы с Саней расстались и он вернулся в Бугуруслан.   
    В Республиканской  молодёжной газете «Комсомолец Таджикистана», в Таджикском отделении ТАСС,  в Союзе театральных деятелей Таджикистана я писала об артистах и режиссёрах  театра и кино, художниках,  поэтах, прозаиках,музыкантах,певцах,танцовщиках,композиторах.  Не пропускала премьеры балетных, оперных,драматических спектаклей, дружила со многими знаменитыми исполнителями.
  Здесь,в райском уголке земли-солнечном, цветущем Душанбе я встретила  главную любовь моей жизни- журналиста  Глеба Дейниченко.  Вместе мы пережили  первые страшные годы Гражданской братоубийственной войны 90-х годов и вынуждены были стать беженцами. Переселились в Тульскую область,в  Ханино-сельскую глубинку  в старый деревянный дом умерших родственников.Устроились работать в местную районную газету. А в сельской школе  по предложению директора был организован факультатив «Основы журналистики»  и его слушателей-старшеклассников объединил  пресс-центре "Голос юности». Так я отдала  дань памяти  Альметьевскому пресс-центру,который привёл меня в профессию.
     Мои юнкоры активно публиковались в районной газете и вскоре по решению районного комитета по образованию  при новом Детском творческом центре в городе Суворове открылась школа «Юнкор». К тому времени я уже  разработала авторскую программу подготовки юных корреспондентов,а позже  по заданию Тульского областного комитета по молодёжной политике  обобщила свой творческий опыт в книге «Как стать юнкором». За 20 лет преподавания журналистики  и не сосчитать сколько было у меня выпускников. Есть среди них учителя,фотографы,юристы,историки,дизайнеры,есть и профессиональные журналисты.
   Вот уже  много лет я занимаюсь литературным редактированием и давно не обучаю детей. Но мои повзрослевшие ученики-юнкоры  не забывают меня. Мы общаемся  в соцсетях, а самые  верные даже побывали с семьями у меня в гостях в Гатчине.    Значит,ничего случайного в жизни не  бывает и всё идёт как надо!
 
Гатчина,октябрь 2023 года.
Фото моего комсомольского билета,который мне меняли в узбекском городе Кагане. Там одно время базировался участок строительства газопроводов,на котором работал  мой муж Александр Азарченко.


Рецензии