Великий Октябрь. Урок труда
Пожилой трудовик довольно улыбнулся и махнул рукой.
- Поехали!
Что тут началось! Дети рванулись к куче инструмента и начали хватать кому что достанется - старые ножовки и клещи, молотки и киянки, топоры...
Педагогическая задумка учителя труда Ревкома Карловича Гагарина состояла в том, что инструмента на всех никогда не хватало и нерасторопные ребятишки попадали под наказание. Таким образом успевающие ученики вроде как получали поощрение, а неуспевающие - вроде как справедливое возмездие. Это, в понимании учителя, было педагогично.
В этот раз инструмента не досталось Маняше и ещё нескольким ребятам. Маняша стояла, понурив голову. К ней подошёл Надя со старыми клещами в руках.
- Возьми, Маняша, мои клещи.
- Нет, Надя!
- А я сказал - возьми!
- Нет.
- Тогда я их другой девочке отдам!
- А зачем?
- Я хочу быть с тобой!
Маняша вспомнила как Октябрина Ильинична пела на уроке литературе песню на стихи какого-то старорежимного поэта:
- Я хочу быть с тобой!
Я хочу быть с тобой!
Я так хочу быть с тобой
И я буду с тобой!*
Октябрина Ильинична пела отвратительно, но Маняша запомнила слова и мелодию и даже записала слова в тетрадь.
- Ну что-ж. Ребята с инструментом идут за верстаки и как обычно - выпрямляют гвозди и жесть, лентяи, которые работать не хотят - ко мне!
Надя! Ты почему стоишь?
- Я тоже не хочу работать!
Надя не успел отдать свои клещи.
- Не понял... Ты не хочешь что?
- Работать, Ревком Карлович.
- Святые Маркс и Энгельс! Да я... Да я тебя за эти слова...
Трудовик наморщил лоб, начал сжимать и разжимать мозолистые руки..
- Я тебя за такие слова живьём схороню, падла!
Маняша испугалась за друга и решила заступиться.
- Не надо хоронить Надежду, Ревком Карлович! Это он из-за меня!
- Ах ты сопля малолетняя! Заступаться вздумала за дружка! Ну ничего, твари старорежимные, вы у меня этот урок надолго запомните!
Сначала Надюша и Маняша выкопали ямы в сугробе, потом Ревком Карлович собственноручно забросал их снегом, оставив снаружи только головы.
Маняша закалялась сначала сама, а потом по системе Корчагина, которой научил её знакомый дедушка. А вот Надя не закалялся и поэтому заболел.
Маняша навещала его после занятий в школе. Ей было от чего-то приятно, что друг не бросил её в трудную минуту. В её глазах он был настоящим героем, как Павлик Морозов. Маняша пела Наде песни, а он лежал на постели и слушал, и ему тоже было от чего-то приятно и почему-то щемило в груди. Его рука протянулась к руке девочки.
- Что ты делаешь, Надюша?
- Потрогай лоб. Горячий?
- Горячий.
- Не убирай руку, Маняша...
Конец.
*Илья Кормильцев.
Свидетельство о публикации №223102301145