Великий Октябрь. Урок труда

   - Наш народ всегда знал важность труда и о труде в народе ходят множество поговорок и всяких умных выражений: "Терпенье и труд всё перетрут", " Делу время - потехе час", "Работа - не ..й - стояла и будет стоять", "Труд превратил обезьяну в человека"!. Вот я сейчас и буду вас в людей превращать!
   Пожилой трудовик довольно улыбнулся и махнул рукой.
   - Поехали!
   Что тут началось! Дети рванулись к куче инструмента и начали хватать кому что достанется - старые ножовки и клещи, молотки и киянки, топоры...
   Педагогическая задумка учителя труда Ревкома Карловича Гагарина состояла в том, что инструмента на всех никогда не хватало и нерасторопные ребятишки попадали под наказание. Таким образом успевающие ученики вроде как получали поощрение, а неуспевающие - вроде как справедливое возмездие. Это, в понимании учителя, было педагогично.
   В этот раз инструмента не досталось Маняше и ещё нескольким ребятам. Маняша стояла, понурив голову. К ней подошёл Надя со старыми клещами в руках.
   - Возьми, Маняша, мои клещи.
   - Нет, Надя!
   - А я сказал - возьми!
   - Нет.
   - Тогда я их другой девочке отдам!
   - А зачем?
   - Я хочу быть с тобой!

   Маняша вспомнила как Октябрина Ильинична пела на уроке литературе песню на стихи какого-то старорежимного поэта:

   - Я хочу быть с тобой!
     Я хочу быть с тобой!
     Я так хочу быть с тобой
     И я буду с тобой!*

   Октябрина Ильинична пела отвратительно, но Маняша запомнила слова и мелодию и даже записала слова в тетрадь.

   - Ну что-ж. Ребята с инструментом идут за верстаки и как обычно - выпрямляют гвозди и жесть, лентяи, которые работать не хотят - ко мне!
Надя! Ты почему стоишь?
   - Я тоже не хочу работать!
   Надя не успел отдать свои клещи.
   - Не понял... Ты не хочешь что?
   - Работать, Ревком Карлович.
   - Святые Маркс и Энгельс! Да я... Да я тебя за эти слова...
   Трудовик наморщил лоб, начал сжимать и разжимать мозолистые руки..
   - Я тебя за такие слова живьём схороню, падла!
   Маняша испугалась за друга и решила заступиться.
   - Не надо хоронить Надежду, Ревком Карлович! Это он из-за меня!
   - Ах ты сопля малолетняя! Заступаться вздумала за дружка! Ну ничего, твари старорежимные, вы у меня этот урок надолго запомните!
   Сначала Надюша и Маняша выкопали ямы в сугробе, потом Ревком Карлович собственноручно забросал их снегом, оставив снаружи только головы.
    Маняша закалялась сначала сама, а потом по системе Корчагина, которой научил её знакомый дедушка. А вот Надя не закалялся и поэтому заболел.
   Маняша навещала его после занятий в школе. Ей было от чего-то приятно, что друг не бросил её в трудную минуту. В её глазах он был настоящим героем, как Павлик Морозов. Маняша пела Наде песни, а он лежал на постели и слушал, и ему тоже было от чего-то приятно и почему-то щемило в груди. Его рука протянулась к руке девочки.
   - Что ты делаешь, Надюша?
   - Потрогай лоб. Горячий?
   - Горячий.
   - Не убирай руку, Маняша...

          Конец.

     *Илья Кормильцев.


Рецензии