Б. Новицкий-англ Агни Водяной

  "Можно отметить, что в ИЕ языках, находящихся даже в отдаленном родстве, в наибольшей степени сохраняются почти неизменными основные глаголы.Естественно и глаголы со временем обрастают синонимами, а те, которые были изначальными могут менять коннотации, смыслы. И тогда один глагол может иметь десятки синонимов, а в сочетании с предлогами и до сотни.Но устойчивость изначальных корней глаголов во времени – удивительна. В группе славянских языков – это особенно заметно. Что и неудивительно – все непосредственно вышли из праязыка, единой языковой общности, сформировавшейся, видимо, в фатьяновской культуре 5 тысяч лет назад, а еще ранее, 8-9 тысяч лет назад, на Балканах.Но и в английском языке, который прошёл долгий извилистый путь становления, в том числе и через славянскую стадию, большинство глаголов обнаруживают свою изначальную суть, близкую его восточноевропейским истокам.Так, к их числу относятся, видимо, глаголы мысль/мыслить/размышлять и думать. Вот их славянские варианты:Мысль : мисао (серб., босн.), мисла (макед.), misel (словен.), my;l (пол.), my;lienka (словацк.). Если вспомнить русские слова у-мысел, про-мысел, за-мысел, то, видимо, эти полногласные гласные варианты идут из праязыка. Его остатки видим еще в словенском – misel (мисел). Потеря же гласных – это было уже свойство поздней славянской стадии языка: мысел ;мысль. Поскольку первичный словарь праязыка, как полагают некоторые лингвисты был полногласных. Что кстати, подтверждают и его древнеиндийские образцы.Думать:duma;; mniema;; my;li; (польск.); dumati, mysleti, h;dati (чеш.); мислити(серб.).Теперь английские:Muse(англ.)- размышление,размышлять,размыслить, мыслить. Очевидно, костяк согласных МS – это основа корня "мыс",естественно, с пониманием того, что смысл и древнерусского аналогичного глагола и английского совпадают.На этот счёт английский этимологический словарь пишет:[середина 14 в., из др.-фриз. muser (12 в.) "задуматься, мечта", от muse "морда", от галло-романского *musa "рыло" неизв. происхожд., вероятно связано по смыслу с «муза» (сущ.)].О «морде» и «рыле» говорить нет смысла! Что касается, «неизвестного происхождения»,то это говорит только об одном– о нежелании обращаться к славян-ским языкам.Ведь уже в древне-фризском в 12 в.это слово в значении «задуматься» указано. А дальше – куда идти? Надо идти к первокорням. Тогда приходим к: МыС-лить ; MuS-e (МС; MS).К слову, известный писатель Дэн Браунв книге «Ангелы и демоны»использовал этот глагол: "I'm brilliant, he mused" [Я – гений,- подумал он].Deem(англ.)– думать,мыслить,размышлять,полагать.Здесь в английском сохраня-ется,хотя и изменённый акцентом,но изначальный костяк праязыковых согласных DM. Английский этимологический словарь говорит о староанглийском варианте этого глагола в форме deman «судить, осуждать, думать, рассудить». Также указывается его возможный путь на Британске острова: dema (древне-фризский) судить; dma (древне-норвежский)судить,рассудить.И уже не удивительно,что все они идентичны древнерусскому слову ДУМА.К слову, по мнению словаря в старо-английском и средне-английском имелось такое слово, как deemer (думарь) – судья. Два судьи в 17 в на острове Мэн назывались deemsters (думцы), «титул прежде очень распространенный как в Англии,так и в Шотландии».Вот,например,еще один,всем известный английский глагол put [put](класть,вкладывать,поместить…).Уже только одно его произношение подозрительно не согласуется с общими правилами английского чтения.Общепринято, что "u" в закрытых слогах читается "a",как в слове but,например.Но put читается так,как пишется– [put].Вот информация из этимологического словаря[Среднеанглий-ское putten, от позднего др. английского *putian, "толкать, выталкивать" (что-то; значение, ныне устаревшее), также "перемещать физически предмет, чтобы поместить его в какую-то ситуацию",подразумеваемое в putung "подстрекательство, понужде-ние", буквально "высовывать; "относящийся к putian "высовывать, выпячивать, пучить" (глаза].Если следить внимательно за объяснениями словаря, то прекрасно можно увидеть,, что в древнеанглийском языке коннотация (смысл) глагола putung был более приближен к первоисточнику и близок, как не может показаться странным, к древнерусскому значению - «пучить».Найти это слово в нашем древнем словаре нетрудно– всё,что появилось там от природы(по А.С.Шишкову)– в нем сохранилось до сих пор.И это было слово "пукать".От него и пошло "пучить" в период прохождения первой палатализации в славянских языках: к;ч Подробно значение слова разобрано в словаре В. Даля:Пуклый, пухлый, выпуклый, горбом, коробом, раздутый. Пучить, пучивать что, выпялить, вздымать, вздувать…Многозначный современный глагол Put в английском языке, сегодня при переводе его в тексте на русский вполне насчитывает сотню-другую значений. Но первые его следы ведут к значению «выпячивать, пучить» из праязыка, который русским знаком не понаслышке.Итак,пуч-ить после ряда тран-сформаций в английском приняло вид – put.Судя по всему, нельзя не согласиться со словами замечательного исследователя Платона Лукашевича об английском и еще раз напомнить их, который писал:«Относительно своего языка и происхождения англичане ровно ничего не знают, хотя в итоге не жалеют затрачивать на этот предмет громадные деньги и сколько у них историков и исследователей об этом предмете, столько выходит из-под их пера сущих пустяков, достойных сожаления; точно так эти предметы исследованы и у прочих народов Западной Европы».Тут впору составить настоящий словарь этимологического словаря английского языка с указанием на большой «пласта славянской лексики в их языке»,а еще раньше древнерусской. Линг-висты же, исследуя этимологию английской лексики, ведут ее к праиндоевропейским (ПИЕ) гипотетическим (*) корням. Но предлагаемые ими корни, как правило, по базисной лексике аналогичны современным корням русского языка в идентичных по смыслу словах.Далеким предкам англичан островитянам, Господь дал вполне себе близкий к праязыку язык, но их неблагодарные последующие пользователи исхитрились
растратить все его достоинства. В этом убеждаешься всякий раз, когда анализируешь этимологию английской лексики. А современным англичанам приходится пользоваться тем, что им в итоге досталось. Они мастерски владеют тем языком, который из их предкового, якобы, "германского" языка получился. И полагают, в полном неведении, что это их необычное произношение– досталось им от Бога.Бесцеремонно и самоуве-ренно поэтому, они навязывают свой пиджин и ближним, и дальним. Теперь уже эту их эстафету подхватили американцы….Есть еще один корень (*Men-),доставшийся англи-чанам от латинян, входящий в современные английские слова – mental; mention; mind и ряд других в значении «думать».Но к латинянам он пришел из праязыка, в котором имелось слово "мнить"- корень ПИЕ,означающий «думать»,с производными,относя-щимися к качествам и состояниям ума или мысли.Все варианты его представляет и этимологический словарь английского языка:Русск. mniti (мнить, думать); церк.-слав. mineti (мнети) думать, санскр. manas- (ум, дух), matih (мысль), munih (мудрец, провидец); авест. manah (ум, дух); гр. mania (мания), mantis (провидец); лат. mens (ум, понимание, разум); ст.-англ. gemynd (память, сознание, интеллект).
В словаре В. Даля: Мнить, церк. мнети, думать, полагать или предполагать, иметь мнение о чем-либо.Манием Творца миры зиждутся и рассыпаются в прах.Срезневский: Се бо мьнитьс; намъ….Мънитис;(думать,предполагать).В санскрите также ман, манате (мнить)-/man/manate/имеет значение: знать,думать; считать,полагать.Так что,«сов-ременный русский самый сложный по внутренней структуре,самый "гласный" по арий-ской системе,самый архаичный язык,- писал О.Рыжков.- А только вслед за ним идут уже другие языки славянской группы,у каждого из которых была своя история станов-ления в более близкие к современности уже письменные времена, что и отложилось в многочисленных искажениях изначально доставшегося им языка».Наиболее показатель-ны, укрывшиеся в корнях современных английских слов абсолютно почти устаревшие глаголы древнего языка русов,связанные с понятием "говорения".Толковать – talk. Его фиксирует 1200 годом. Пришло от восточных фризов, у которых в значении "говорить, болтать, шептать" был глагол talken.Вякать – voice (голос). Досталось англам от латинян в конце 13 в. в основе пракорень *wekw-. В латыни получил звучание vocare "звать", vox "голос". В санскрите ближе всего к русскому "вякать" – vakti "говорить".Баять, баяти - ban запрещать, banns оглашение брака, от др. английского bannan (призывать, провозглашать). Но от пракорня *bha-, означающего «говорить, рассказывать». В санскрите - bhanati рассказывать.Балаболить -blab (болтать, разбалтывать).Известен с конца 13 в.,как среднеанглийское существитель-ного blabbe "тот, кто слишком много говорит".Голосить, звать – call (звать, звонить). Фиксируют с середины 13 в. от пракорня *gal- (гол-) «звать, кричать». Отмечается связь старославянским glas "голос," glagol "слово",а также с валлий-ским galw "звать".Лгать - lie (лгать). В этимологическом словаре английского языка констатируется, что «слово имеет неопределенную этимологию, с возможными связями с церковно-славянским и даже русским. В латыни, греческом и санскрите – не обнаружено».В русском же имеется целая палитр однокоренных слов: лгать,ложь, лжёт,ложный,лживый,лжец,лгун,лжа,лганье и пр.и даже– лажа(вранье).Даже слово word [ворд] можно рассмотреть как огрызок изначального го-вор/говорить - го-ВОРТ. Такое допущение показывал А.С.Шишков.Как бы то ни было,несмотря на тысячелетнее влияние на английский язык всякого рода завоевателей,возможность обнаружить в его древнем виде те же корни,что и в современном русском языке,сохраняется.А глаголы– как динамические элементы речи– сохраняют в языке,видимо,большую консервативность форм." (ст."Наконец выяснено происхождение английского глагола put? И начала его обнаруживаются в древнерусском?",Б.Новицкий,2023)

  "Известным фактом является то, что первой в истории была составлена нормативная грамматика санскрита, сохранившаяся и сегодня.Эту большую работу выполнил в период VI – II вв. н.э. великий древнеиндийский филолог Панини. Его грамматика дала возможность выяснить, что арьи (/;rya/) принесли в Индию язык, который характеризовался как флективный и синтетический (составная система построения слов). В нем и сегодня насчитывается восемь падежей, три числа (единственное, двойственное и множественное), большое число глагольных форм.Так или иначе, санскрит, не мог быть праязыком, хотя об этом еще можно услышать в некоторых статьях. Это типичный пракрит. Но его достоинство в том, что он обладает разительным сходством с русским языком. При том, что расстояние, которое пришлось пройти арьям на пути в Индию с Восточно-Европейской равнины – не одна тысяча километров. Удивительно то, что им и на протяжение более 2 тысяч лет удавалось свято сохранять язык, культуру и богов и донести его на новую родину ариев. Оставшиеся на первой родине арьев носители языка унитарного пранарода, сохранили его и развили до современного русского языка. И былое бытие в единой общности не могло не сказаться на близости их языков.И то, что предковый язык будущих англичан также был синтетическим и флективным, может указывать только на то, что он из синтетического языка и вышел. И обладал полным набором, характерным для такого языка – окончания, суффиксы, приставки, свободно ударение, полногласие, падежи и спряжения.Информация об этом– в его лингвистической истории.Замечательно только его полное постепенное перевоплощение до середины второго тысячелетия новой эры в его полную противоположность – в аналитический язык. В таком языке нет падежей, склонений, спряжений глаголов, суффиксов, только редкие атавизмы. Полностью разрушенной оказалась и грамматическая структура языка Британии. Очевидно, что английский язык не смог сохранить во всей полноте лексическое наследство своих лингвистических предков в Русской равнины.Только следы былой лексики можно увидеть в устаревших и просторечных формах соврем.английского, которые хранят еще его словари.Впрочем, английский язык не один такой,Из новообразованных языков Европы, созданным на основе индоевропейской словарной базы, к аналитическим диалектам относится также французский,и даже болгарский.Что касается других германских языков,то все они удаляются от синтетического-флек-тивного арийского типа,но,как полагают лингвисты,с разной скоростью.В числе язы-ков с некоторой флективностью- немецкий,фарерский и исландские языки.По наблю-дению лингвистов другие германские языки удаляются,но с разной скоростью, от синтетического-флективного арийского типа.Таким образом, прямыми продолжателями праязыка являются языки, которые сохранили синтетическую структуру, в частности, все славянские языки. Аналитические же диалекты, образовались после разрушения исходной грамматики синтетического языка.Скорее всего, это кельты, которые, как полагают, были первыми носителями, возможно, уже искаженного, но еще близкого к истокам праязыка Восточно-Европейской лингвистической общности, принесли его в Британию. Начало их экспансии на Британские острова в 800-700 годах до н.э. историки оставляют за бриттами, ставшими основным ее населением. За ними по сведениям Беды Достопочтенного последовали гэльские племена скоттов, а затем и пикты. И последними подошли, в 75 году до н.э., белги из северной Франции.Так или иначе, по научным представлениям кельты были древнейшим народом Средней Европы. Затем они были вытеснены во Францию и на Британские острова Впрочем, реальные следы их обитания обнаруживались только в Германии (латенская культура), где до сих пор сохранились реликты их языков. Хотя ученые, кажется, сами не знают, те ли это кельты, которых кто-то назвал кельтами, и кого считать кельтами? Поскольку всю Среднюю Европу в период с 1300 г. до н.э. уже занимали венеты. Которые кельтами не были, а стали предтечей славян.Венеты,прежде чем оттеснить «кельтов» из Германии на запад, и оказались источником языка той своей части, которую уже на западе стали звать кельтами.Типичную картин древней кельтской-славянской деревушки, обрисовал бриттский монах Гильда (Gildas), хотя и на латинском языке. Ее жители обрабатывали землю небольшими железными плугами, которые тянули волы, выращивали овес, рожь, пшеницу и ячмень. Зерно на хлеб мололи ручными мельницами; из муки и меда изготовляли алкогольный напиток, известный как «медовуха» (mead). Жили в круглых хижинах, построенных из плетня,обмазанного смесью соломы и навоза и покрытых соломенной крышей. Мужчины и женщины любили одеваться в яркую одежду; красный цвет был их любимым цветом. Также кельты были мирными людьми, но им было известно оружие – мечи, ножи, а у вождей имелись двухколесные колесницы, которые пограбали вместе с хозяевами после их смерти. Кроме mead – мед, известны такие кельтские слова, как слово друид от слова– древо,гвуаль– вал.Известное кельтское слово «клан» в значении «род» идентично русскому «колено» в том же значении. Видим здесь единый костяк согласных: клн – клн. Византийский хронист XI века Иоанн Скилица относил к кельтам и варангов (или варягов). И писал, что «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков». Как бы там ни было, видимо, за названием «кельты» в истории скрываются разные языки и культуры, в одних случаях родственные, в других – далекие друг от друга."волохи" сопоставимо с кельтскими волхвами - друидами. А волохами или влахами чехи, до поляки до сих пор зовут итальянцев (W;och), а также румын. Так же кельтские и романизированные народы именовались в древнегерманских языках. И этот этноним идет от античных кельтов.Кельты-волохи обитали вперемешку со славянами. И их антропологический тип менялся в зависимости от субстрата – предшествующего населения. Так, восточнее древнего славянского государства Норик (территория совремнных Австрии и Словении), известного из Повести временных лет, как отмечал А.Г. Кузьмин, «с латенского до славянского времени фиксируется один и тот же антропологический тип в целом славянского облика».Так или иначе, история ИЕ языка насчитывает порядка 6-9 тысяч лет. "Кельты" появляются на европейской арене всего 2500 - 3200 лет назад, но уже с индоевропейским языком.Известно, что кельтские жрецы-волхвы считались колдунами. Отсюда и "кельт" (клт-клд) - КоЛД-ун. И если кельтов можно связать со сколотами, то имя Так что, выделились ли кельты из славянской среды, либо находились в близком родстве с славянами-венедами, но уже более чем за тысячу лет до завоевания Британских островов в 5 веке англами, саксами и ютами, определенный вариант ИЕ языка, возможно, уже звучал в Британии. То, что эти новые завоеватели с континента могли нести, возможно, свои наречия ИЕ языка, с заметными германским элементами фонетики и грамматики, очевидно, сказывалось на языке островов. Нельзя не напомнить и о латинянах и французах, заполонивших современный английский своей лексикой. Всё вместе взятое и накладывалось на грамматику и лексику «древнеанглийского» английского.Так или иначе, с предковым языком будущих англичан происходил ряд интересных изменений, которые в итоге и сделали его таким «странным» по выражению американца Дж. Маквортера. Можно коротко напомнить их.Начиналось все, видимо, с переход ударения в лексике предкового языка Британии на первый слог. До этого ударение в нем было свободным, как в современном русском. Этот переход ударения, как полагают, был связан с неким германским фактором и привел к ослаблению окончаний слов (флексий), суффиксов, и в последующем к их потере и упрощению начальных слов до корневой основы. Многосложные слова стали двухсложными, односложными, как в современном английском. Наблюдалась и потеря начальных согласных, как, например: к-олея ; alley, в-епрь ; aper (зоолог.), в-ост-ок ; east, П-ар ; air. По той же причине и полногласное "яблоко"(й-абл-око)превратилось на периферии первоязыка в усеченное apple (апл\эпл).Я часто упоминаю закон Якова Гримма, который показал, что целый ряд звуков, которые были присущи языку-основе (и сохранились в русском языке), в так называемых германских языках изменились на другие звуки.Это был этап коренной трансформации праязыковых согласных в германские звуки:P ; F (плато ; flat, пламя ; flame; пакля ; fakel; и др.), K ; H (ки-кимора ; chimera); Bh ; B, Dh ; D, Gh ; G;B ; P, D ; T, G ; K. (горе ; caru (др. англ.) ; care (совр.)).G ; K (говядо, корова ; cow, гол-осить ; call, глина ; clay, гурт ; herd (стадо)).B ; P ; F (брод ; ford; бор (лес) ; forest; и др.)D ; T (драть ; tear; до ; to; дерево ; treow ; tree; и др.).T; ; (th) (три ; three; таять ; thaw, тысяча ;thousand; тонкий ; thin; ты ;thou)Следующие изменения связаны с превращением примерно в XI веке сочетаний hn, hl, hr в начале слова в обычные согласные. Например, еще в VIII веке писали – hrin; (кольцо), hnutu (орех), hlud (громкий), в XI же веке стали писать – ring, nute, lud.Далее, в среднеанглийский период происходит перестановка согласных hw ; wh. Например, др. англ. – hw;t (что), ср. англ. – what, др. англ. – hwit (белый), ср. англ. – whit.Также произошло изменение сочетания SC на SH. Современное слово English еще каких-то 500 лет назад имело вид – ;nglisc, и было, как видим, снабжено суффиксом SC (СК). После изменения и в начале слов это сочетание трансформировалось. Например, scip – ship (судно), scoppa – shop(магазин), scort – short(короткий), scearu – share (), scrine – shrine (скрыня). Или в конце слова – fish (рыба), plash (плеск).И наконец, великий сдвиг гласных, который случился в английском языке «совсем недавно», в 14-15 веке. До сдвига гласных их произношение было как в латыни. После него пять долгих гласных изменили свое звучание, а два долгих гласных стали дифтонгами. Если бы так произошло в русском языке, мы имели бы полное изменение акцента. Некоторые примера на этот счет:ПлАмя (flame) – фламе – флейм; блеять ; bl;tan (блэтан) ; bleat [блиит]; блеклый ; bleik ; bleak [блиит].И в заключение о букве «ф», которая русскому языку была не присуща. Исследователь Ю.В. Откупщикова предположил, что она изначально была чужой для индоевропейских языков. А вот Л.Н. Рыжков установил, что «в Испании граница распространения буквы «F» совпадает с границей распространения арабского нашествия по территории страны».А поскольку латынь ее имела, в русский нет, то в части словаря праязыковые формы праязыка в русском языке сохранились в большей чистоте.Впрочем,достаточно только в некоторые английские слова вернуть обратно изменившиеся тысячи лет назад согласные и мы получаем русские корни и слова.Так что, «изменения в языке в историческую эпоху не только не всегда являются развитием языка,но и бывают его деградацией,упроще-нием и функциональным ослаблением. И истинный сложный и совершенный его облик надо искать в праформах далёкой древности» (Л.Н. Рыжков. О древностях русского языка).Возможно, что русская и славянская лексика может вполне оказаться славным прошлым латыни и английского языка до его деградационных изменений, так же как и славным прошлым пра-иранского языка и пра-санскрита."(ст."В устаревших формах современного английского видим ясные следы былой лексики,близкой лексике русских предков",Б.Новицкий,2023)
  "Новизна информации о реальной возможности рассматривать историю Русской равнины уже, начиная с периода в 3000 лет до н.э., тем не менее, не отвергает фактов еще более древней истории этой территории.Впрочем, ряду ученых смириться даже с первой датой необыкновенно тяжело, говорить же о каких-то заоблачных тысячелетиях русской истории – это для многих катастрофическое нарушение некоего табу.Но факты упрямо выстраиваются в стройную линию, свидетельствующую – за ними стоит нечто большее, с чем истории России, возможно, придется считаться в недалеком будущем. Речь идет об удивительный топонимике северо-запада Руси, впечатляющей архаичности лексики и грамматики русского языка, а из последнего – о генеалогии русских, общий предок которых жил 3000 лет до н.э.Вот здесь и будет полезной дополнительная информация по миграциям и времени возникновения, живших в истории Русской равнины родов,ДНК-генеалогия.Тем более,что мои уважаемые коммен-таторы напоминают об этом сразу после моей лингвистической информации, подтверж-дая,что все обозначенные направления исследования расширяют фактологию по иссле-дованию истории России.Свыше ста лет назад профессор Страсбургского и Йенского университетов Теодор Пеше поставил цель узнать,в каких природных условиях обитали общие предки арийских народов- славян,балтов,германцев,латинян,греков и других. Для этого он провел анализ общих корней индоевропейских языков,который показал, что в ИЕ языках есть общие названия для животных медведь,волк,и растений береза, дуб северной и средней полосы,и такие северные названия,как снег,лед,зима.Но в них не оказалось общих слов для обозначения,например,тигра,верблюда,пальмы.Поэто-му,по мнению Т.Пеше,границы прародины индоевропейцев очерчивают территорию,ныне занимаемую Центральной Россией и Белоруссией.Также он показал, что арии знали медь, золото, серебро. Видимо, по на известным месторождениям Олонецкого края. Домашними животными у них были собака,корова,коза,лошадь,свинья.Стоит обратить внимание в его анализе на тот факт,что счет родства они вели по мужской линии и отличались характерными для бронзового века патриархальными нравами.Русскийантро-полог А. П. Богданов, подтверждая выводы Т. Пеше, в 1882 году сравнил скелеты из захоронений последовательных исторических эпох.И отметил,что «только в Центра-льной России прослеживается плавный эволюционный переход от самых ранних ее оби-тателей до современных».Тогда как в Западной Европе и Южной России антропологи наталкиваются на обрывы такой постепенности. Что свидетельствовало о вторжении сюда пришлых племен и о смене населения.А.П.Богданов называл население Центрально России "унитарным пранародом",и имел в виду,очевидно,известную археологам фатья-новскую культуру.Которая 3000 лет до н.э.и,возможно,ранее занимала центр России– Ивановскую,Ярославскую, Костромскую, Московскую области, и принадлежала общим предкам ИЕ народов эпохи бронзы.Информация о топонимии не только центральной части России, но и северной, не была затронута этими исследователями. Тем не менее, полученные позднее данные по названиям водоемов севрной Руси, созвучным с названиями водоемов из индийской Ригведы, позволили С. Жарниковой отметить, что«мы можем с большой долей уверенности предполагать, что на территорию Русского Севера во 2 т.до н.э.(как и в более ранние периоды)продвигались индоевропейские племена,которые встречали здесь отнюдь не финно-угорское,а родственное себе также индоевропейское субстратное население,с которым и воевали,и роднились.[С.В.Жар-никова].Что это за родственное субстратное ИЕ население они встречали? Возможно, это население и дало те названия,которым и сегодня можно удивляться,судя по их
названиям Индус,Индига,Индель,Индера,Индосарь,Индоманка,Индевка,Инданка а также Синда,Синдамозеро,Синдошь,Синдеш,Синдорское,Гангозеро и др.Вероятно,что продви-гающиеся сюда с запада фатьяновцы рода R1a-Z645,начиная с 5000 лет назад,встре-чали здесь более ранее загадочное субстратное население, также по мнению исследо-вателей индоевропейское, которое могло быть в определенной степени родственное им.Этот факт пока остается в тени. Хотя прямое указание на возможность реального присутствия такого населения может дать не только топонимика, но и информация о присутствии более древних, чем фатьяновцы, носителей субклада гаплогруппы R1a, вовсе не принадлежащих к ветви шнуровиков.Конечно, единичность обнаруженных образцов не позволяет,делать поспешных выводов об их массовости,но есть основание обратить на время их обитания и на его ареал.Образец R1a-YP1306 с Южного Оленьем острова Онежского озера,окруженного типичными индо-арийскими гидронимами,датиро-ван временем 7200 лет назад. Другой,у озера Лача на юге Архангельской области, R1a -YP1306 датируется в 10750 лет назад.Самый ранний из них отнесен его перво-открывателем С.В. Ошибкиной к выделенной ею культуре Веретьё, а ареале который в двухстах километров от озера Лача располагался и первый образец. При этом, их общий предок жил 12800 лет назад. Где он жил, не известно, но его одиночные уцелевшие потомки свой след в истории уже оставили. Были ли еще носители этого терминированного субклада на Русской равнине? Пока не известно! Возможно, и были.Так или иначе, можно предположить, что носители R1a-YP1306 могли быть относительными автохтонами в этом ареале. Выявленные, например, в захоронении Оленеостровского могильника носители гаплогруппы G2a,таковыми не были. На что указывает и датировка общего предка носителей G2a составляющая всего 5000–6000 лет назад.Кроме того, еще факт не повергаемый сомнению – способ захоронения, присущий только носителям гаплогруппы R1a.Это,с точки зрения ДНК-генеалогии – захоронение на боку.Такая религиозная традиция,возможно,тянулась от момента ее образования 24 тысячи лет назад. Носители R1b, и, скорее всего, некоторые носители других европейских гаплогрупп I и G, а также не только европейской С, захоранивали на спине.Относительно Оленеостровского могильника (7,5 т. л.н.) известно, что в 118 погребениях в нем, были захоронения на спине, а только в 14 – на боку. Что дает возможность предполагать, что именно эти 14 костяков имели указанную выше гаплогруппу R1a. Первые же 118 относились либо к G2a, либо к I, либо всех поровну.В погребениях же могильника Попово (на оз. Лача) второй половины 7 тыс. до н.э. все покойники лежали в вытянутом положении на спине. И это могли быть носители гаплогруппы R1b, добравшиеся сюда, например, из ямной культуры.Обитание населения в районе Онежского озера, объединяемого культурой Веретье вполне объяснимо благоприятными климатическим условиями в период от момента глобального потепления, отмеченного учеными, начиная с 13 тысяч лет назад. В результате этого восточная граница ледника сместилась на территорию Скандинавии. А летние температуры в Европе уже 11900–10300 лет назад приближались к современным [Экман И. М. и др.].Что касается населения в районе Онежского озера, объединяемого культурой Веретье, то наряду с относительными автохтонами этого ареала древней культуры мезолита, там могло идти смешение и с пришлыми с юга европеоидами. К тому же, антропологи полагают, что эпоха мезолита, отличалась от палеолитической, исключительной подвижностью населения С. В. Ошибкина отмечала также,что судя по костным останкам Оленеостровского могильника,уже 9 тысячелетий назад происходило смешение северных и южных европеоидов.И еще интересный факт, который приводила С. Жарникова, отмечая особую роль, которая отводилась собаке в религиозной мифологии арьев. В памятнике культуры индоевропейских народов 5-4 тыс. до н.э., гимнах «Ригведы»,спутниками бога смерти Ямы были две собаки– старая и молодая.Так, и в могильнике в Попово (культура Вретьё) в погребении мальчика 7-9 лет,у левой его руки лежали скелеты двух собак,взрослой и молодой.С. Ошибкина подчеркивала, что подобное погребение являло собой устоявшийся и сложный обряд погребения, «в котором собаке отводили важную роль».Такое сходство обрядов может служить важнейшим подтверждением еще более раннего сложения древнеарийской культуры на севере Восточно-Европейской равнины.Причем в могильнике Попово были похоронены люди, определяемые как чистые европеоиды, без каких-либо признаков монголоидности. Уже в эпоху мезолита на севере Восточной Европы, они создавали свою мифологию, культы и обряды. У них считались священными и выделялись из животного мира– лось, бобёр, лебедь или гусь и собака, большинство из которых вплоть до 20 века сохранилась в северно-русской народной традиции. Не выявлено было, кроме прочего, в археологическом материале и следов какого-либо влияния уральских культур в мезолите севера Европейской части России. и население лесной зоны в этот период также в районе реки Сухоны следует по признаниям археологов было европеоидным.Очевидно, что проделавшие долгий более чем в 2000 лет путь до Индии арьи, являлись носители уже развитой, устоявшейся религиозной мифологии, которую они обрели далеко на Русском севере.И где-то между европеоидным населе-нием археологической культуры Веретьё и фатьяновской культурой уложился временной отрезок неолитической культуры ямочно-гребенчатой керамики 5-2 тысячелетий н.э. Можно было бы полагать,что эта культура явилась последовательным и последующим продолжением предыдущей. Тем более, что у ее представителей у реки Нарва 5600 лет назад (поселение Кудрукюла в Эстонии)также была определена архаичная Y-хромо-сомная гаплогруппа R1a-YP1272, общий предок ее жил 7100 лет назад. Правда, это – образец единичный.Но многочисленные предположения об уральском характере этой кульутры, навязывают идею о распространении «финно-угорской» Y-гаплогруппы N1 в культуре ямочно-гребенчатой керамики,Что,фактами не подтверждается.Происхождение гаплогруппы N относят к юго-восточной Азии, ее носителей много,например,в Китае. Они мигрировали севернее, на Алтай, там, видимо, 15,5 тысяч лет назад образовался субклад N1a1.Далее носители N1a1 прошли еще севернее,и перевалили через Уральские горы.Что произошло,скорее всего,не ранее середины II тыс.до н.э.,так как общий предок современных носителей гаплогруппы N1a1 жил примерно 3200-3500 лет назад.
Никаких данных, что древние носители гаплогруппы N1a1 на Русской равнине прошли бутылочное горлышко популяции раньше этого времени, нет. Полагают, что переход через Урал мог иметь место в районе Пермского края, так как пермский язык по современной классификации входит в состав финно-угорской ветви уральских языков. Оттуда они разошлись на несколько миграционных путей.На территорию современной Финляндии предки финнов прибыли 2000-1500 лет назад. Их гаплотипы значительно отличаются от гаплотипов южных балтов.И это всё, что касается угорской гаплогруп-пы,даже если сегодня литовцы с латышами и эстонцами на 40% разбавлены гаплогруп-пой N1a1.Они пришли 2500 лет назад,в середине I тыс.до н.э.туда,где уже обитали носители R1a-Z280.У литовцев и латышей– языки индоевропейские,а у эстонцев и фин-нов – угро-финские.Так что, устаревшие предположения о неких саамах финно-угор-ского роду племени, обитавших на севере Русской равнине до наших древних предков, мягко говоря, не соответствует действительности. Уральцы на земли, уже заселенные протославянами, предками индоевропейцев, пришли поздно.Вот именно где-то на этой территории северо-запада Русской равнины, с высокой долей вероятности, и могла сложиться первичная языковая общность унитарного пранарода до ее распада на вет-ви."(ст."Первичная языковая общность предков индоевропейцев до ее распада могла сложиться на Русской равнине",Б.Новицкий,2023)

  "Некоторые специалисты уверяют,что у поздних неандертальцев существовал прими-тивный язык и была письменность. Основываясь на изучении десятков пещер и скал, с нанесёнными на них рисунками того периода,учёные попытались их систематизировать. Получилась интересная картина – несмотря на тысячи километров, отделяющих общины, в среднем на 70% каждая из популяций неандертальцев и кроманьонцев использовала одинаковые символы, что и породило предположение, будто у них имелись общие язык и письменность.Тем не менее, большинство специалистов не разделяют эту точку зрения и по-прежнему верят, что древнейшая письменность из известных– шумерская. Да,действительно,если говорить о широкомасштабной доказательной базе,то шумерские письменные источники во многом являются самыми старыми из изученных,но к примеру на территории Крита,Греции и Северной Македонии археологи находили разбитые кера-мические горшки с надписями о содержимом.Возраст таких артефактов 6,5-8 тысяч лет.А это уже древнее шумерской письменности.Да, находок неолитического возраста с надписями в Европе довольно мало, но это не значит, что их не было. Более того, интересная особенность: символы, используемые в Греции, Северной Македонии и на Крите очень похожи с древнейшими хорватскими, сербскими,болгарскими, сарматскими, скифскими и славянскими буквами.Это говорит о том,что более поздние – литовские, польские, сарматские, болгарские и другие языки – вышли из единого корня, зачатки которого использовались в 7-м тысячелетии до нашей эры.Пример такого письма можно увидеть на табличке Диспилио, найденной в 1993 году в Северной Македонии. Это яркое доказательство того, что более 8 тысяч лет назад здесь уже существовала письменность,а значит и язык.Символы,которые изображены на артефакте,неперево-димы,но учитывая,что аналогичные «буквы» располагались на керамических предметах быта,говорит о системности использования символов для передачи знаний– то есть древнейшем письме!Современные учёные затрудняются ответить на вопрос о древнейшем языке Евразии.А между тем,альтернативные историки,лингвисты,филологи и этнографы уверяют, что славянскому письму как раз около 8 тысяч лет, и оно появилось из ещё более древней формы. Учитывая, что история о древних славянах исковеркана и оболгана, не удивлюсь, если на табличке Диспилио использована именно древнейшая славянская письменность.Кстати. В 2011 году группа исследователей проводила изыскания там, где был построен Херсонес Таврический. Оказалось, что на его месте неоднократно возводились поселения, и древнейшему – более 8 тысяч лет. Там же были обнаружены каменные глыбы с непонятными выточенными символами. Когда и кем это было сделано – неизвестно. Но, как показал сравнительный анализ, изображения точь-в-точь совпадают с некоторыми символами с таблички Диспилио.Вероятно, тыся-челетия назад в Европе на огромной территории,примерно от Альп и до Урала,прости-ралась вотчина единого народа.Язык был у них общим и,возможно,всё это называлось Русь Ведическая.Та самая,о которой на сегодняшний день остались лишь легенды."
(ст."Древнейший известный письменный текст написан на славянском языке? Табличка Диспилио и находки на месте Херсонеса",Записки Освальдо Просперо,2023)

  "Согласно принятой в современной науке эволюционной теории,homo sapiens появи-лся в Африке около 100 тысяч лет назад.Однако за последние два столетия археологи обнаружили кости и другие предметы, свидетельствующие о том, что такие люди, как мы, существовали на Земле миллионы лет назад. При этом хранители основ науки упорно делают вид, что таких «неправильных» находок нет и быть не может – ведь они противоречат взглядам большинства ученых на историю древности и происхождение человечества. Удивительные открытия замалчиваются, объявляются ошибочными, а на карьере исследователей, настаивающих на своем мнении, ставится жирный крест.В 1960-е годы археологи Жоао Апента Камачо и Синтия Ирвин-Уильямс нашли в Мексике, в городке Иетлако, в 75 милях от Мехико, каменные орудия труда, которые можно сравнить с лучшими образцами кроманьонской культуры Европы. Эта находка не была бы необычной, если бы американские геологоразведчики Гарольд Мелд и Вирджиния Стин-Макинтайр и ученый Роальд Фриксель из Вашингтонского университета не опре-делили возраст артефактов в 250 тысяч лет. Синтия Ирвин-Уильямс поставила под сомнение эту дату, поскольку, согласно классической теории, Homo sapiens мог появиться на американском континенте не ранее 22-25 тысяч лет назад.Она потребо-вала провести новый тест, который дал тот же результат. Причем ошибки быть не могло, поскольку исследователи независимо применили четыре метода определения возраста образцов: датирование по урану; датирование треков ядерных частиц; датирование по гидратации вулканических пород; изучение выветривания месторож-дений полезных ископаемых.Однако эволюционисты отказались верить результатам исследования. Если принять правильную дату в 250 тысяч лет, то это взорвет не только антропологию Нового Света,но и всю картину происхождения человека. Дейст-вительно, с точки зрения официальной науки, люди, способные изготавливать сложные орудия, подобные тем, что найдены в Хьетлако, просто не могли появиться раньше, чем 100 тысяч лет назад, и это могло произойти "только в Африке". Публикация отчета Стин-Макинтайр и ее коллег была отложена на годы.Впервые он был представ-лен на антропологической конференции в 1975 г.Четыре года спустя Стин-Макинтайр написала редактору Фулбрайта,готовившему к публикации книгу с ее статьей: «Архе-ологи подняли большой шум по поводу Хитлако.Из вторых рук я узнала,что различные представители этой профессии считают меня: 1) некомпетентным; 2) сплетницей; 3) оппортунисткой; 4) нечестной; 5) дурой. Очевидно, что ни одно из этих мнений не укрепляет мою профессиональную репутацию! Моя единственная надежда очистить свое имя - это напечатать статью о Хиетлако, чтобы люди могли сами судить о фактах." На это письмо она не получила ответа, книга не вышла и даже рукопись не была возвращена.В конце концов,статья Вирджинии Стин-Макинтайр,Роальда Фрикселя и Гарольда Мэлда была опубликована в 1981 году в журнале Quaternary Research.Док-азано,что возраст стоянки Хиетлако составляет 250 тысяч лет Однако Синтия Ирвин-Уильямс и большинство американских археологов продолжали отрицать датировку,пре-дложенную Стин-Макинтайр и ее коллегами.Это противостояние обернулось личными оскорблениями Вирджинии Стин-Макинтайр, притеснениями по месту службы, вплоть до прекращения финансирования.В результате она потеряла работу и возможность продол-жать исследования. Ее репутация была сильно подпорчена. Это событие позволило всему миру наблюдать за процессом противодействия "неудобной" информации в науке. Еще раньше,в 1953-55 гг.,Томас Э.Ли,антрополог Национального музея Канады,прово-дил раскопки в Шегуянде,на острове Манитулин в озере Гурон.Каменные орудия были найдены в слоях ледникового тилля– отложений камней,оставленных отступающим лед-ником. Таким образом, выяснилось, что люди жили в этом регионе до или во время последнего североамериканского оледенения – Висконсина. Возраст составляет 75-125 тысяч лет. Этот вывод противоречил официально признанной теории, согласно которой homo sapiens мог появиться в этой местности не ранее 25 тыс.лет назад.И послед-ствия не заставили себя долго ждать.Вот отрывок из воспоминаний Томаса Э. Ли: «Первооткрыватель стоянки(сам Ли)был уволен и долгое время оставался безработным, его публикации были прекращены,несколько авторитетных авторов из числа «браминов» (научных элита) выставила свои выводы в ложном свете; тонны артефактов исчезли в запасниках Национального музея Канады; за отказ уволить первооткрывателя был уволен и подвергнут остракизму директор Национального музея (доктор Джек Росс), который собирался опубликовать монографию на стоянке; известные и влиятельные представители официальной науки попытались завладеть всего какими-то шестью образцами из Шегуяндаха,которые ни для кого не были секретом,а стоянку превратили в туристический курорт.Шегуйанда заставил бы «брахманов» признать,что они не всеведущи.Это заставило бы их переписать почти все учебники по этому предмету. Дело пришлось уничтожить,и оно было уничтожено».Несмотря на яростное противодействие ретроградов от науки, все больше и больше фактов становятся достоянием общественности, что история человечества гораздо старше того, что написано в учебниках.В 1979 году члены экспедиции под руководством Мэри Лики исследовали город Лаэтоли на севере Танзании. В окаменелом слое вулканического пепла они нашли следы, полностью идентичные тем, которые мог оставить современный человек. Между тем возраст слоя, в котором они были обнаружены, составляет от 3,6 до 3,8 миллионов лет.На страницах National Geographic опубликована статья Мэри Лики под названием «Следы в пепле времени». Автор процитировала Луиса Роббинса, специалиста по отпечаткам пальцев из Университета Южной Каролины, который сказал: «Они обнаружили, что в древнем туфе следы были также "человечны", как и сейчас». Мэри Лики уверена, что отпечатки Лаэтоли были сделаны предком Homo sapiens: «По крайней мере 3 600 000 лет назад, во время плейстоцена, тот, кого я считаю прямым предком человека, ходил, полностью прямо, на двух конечностях,с свободная походка. Форма его стопы была точно такой же, как у нас».Статья вызвала бурную полемику в научном мире. На сторону Мэри Лики встал известный антрополог Рассел Таттл из Чикагского университета, который утверждал: «Форма отпечатков неотличима от формы следов человека,привыкшего ходить босиком большими шагами».Их оппоненты, эволюционисты Штерн и Сусман, были убеждены, что летолийские следы были оставлены ступней обезьяноподобного австралопитека издалека. Они предположили, что древние гоминиды ходили по вулканическому пеплу,поджав пальцы ног под ноги,как это иногда делают шимпанзе.Для них казалось совершенно невозможным,чтобы человек,внешность которого близка к современной,мог бродить по Земле более трех миллионов лет назад .Этот научный спор не закончен и по сей день.А уже в нашем веке разгорелся скандал,связанный с нашумевшей книгой «Запретная археология»,написанной американ-скими исследователями артефактов Майклом Кремо и Ричардом Томпсоном. В этой книге описаны и проанализированы случаи ошеломляющих находок,доказывающие,что современ-ный человек появился гораздо раньше, чем это следует из общепринятой хронологии. Несколько лет назад материалы из этой книги были использованы в шоу NBS «Тайна происхождения человека».Программа вызвала бурю в научном сообществе.Телекорпо-рация получила поток писем от разгневанных корифеев науки,которые называли авто-ров книги и программы мошенниками и аферистами,а сама программа- мистификацией. Более того,они пытались добиться запрета на дальнейшую трансляцию этой телепе-редачи,обратившись в Федеральную комиссию по связи..Хотелось бы надеяться,что в будущем честные имена исследователей,осмелившихся опубликовать информацию о «неудобных» артефактах,будут восстановлены,а история происхождения человечества всё таки пересмотрена."(ст."Археология под запретом",Смотри и думай,2023)

  "Много их — старинных каналов на территории нашей страны. Есть они в тех краях, где позже — в XIX-XX веках — были построены каналы эксплуатирующиеся до наших дней. Например, на севере — между бассейнами Волги и реками текущими в Белое и Балтийское моря. Есть и там, где теперь каналов нет. Например, между верхней Волгой и Западной Двиной. Есть и в местах совершенно неожиданных: на Соловецкий островах, на Урале и за Уралом. Водный путь некогда соединял Обь и Енисей.Только некоторые из этих артерий сравнительно известны. На заглавной картинке шлюз Староладожского канала.И тут,конечно,можно поговорить о потопе,великом откопании и утраченных технологиях гранитного литья. Но не нужно. Данная публикация будет касаться лишь событий реального мира. С появлением ныне заброшенной сети каналов никаких загадок не связано. Все они были построены в XVII-XVIII вв.В частности, самый длинный из них — Староладожский — приказал выкопать Петр I,после того как за одну навигацию на озере была потеряна 1000 кораблей.То есть,загадок не связа-но,но кое-какие правильные вопросы просто обязаны появиться.Например,1000 кораб-лей! А не до многа ли? И что ж они все так организованно утонули? Ладога,конечно ,не пруд.Но и не море.Викинги на ладьях в Америку плавали,в Исландию,и по той же Ладоге,кстати.Тонули,конечно,но не в таких же эпических количествах.Вопрос правильный. Ибо викинги, как и ушкуйники после них, плавали на ладьях. По сути, больших мореходных лодках с 16-30 гребцами. Помимо экипажа, ладья вмещала припасы и некоторое — небольшое — количества товара или военной добычи. Таким образом, если в качестве средства передвижения по рекам она была хороша, то как торговое судно критики не выдерживала. Развитие же торговли потребовало создания нового типа речных судов. Это были плоскодонные (осадка не более полуметра), с очень низким бортом — чтобы проходить под мостами — лодки грузоподъёмностью до 10 тонн. А 10 тонн — это 20-30 возов товара, защищённого от непогоды тентом или лёгкой двухскатной крышей.Из-за крошечной осадки речная баржа могла двигаться везде, где была вода. В том числе и по рекам, в наши дни совершенно не ассоциирующихся с «судоходностью». А значит, и достигать практически любого населённого пункта. Хоть какая-то река имелась везде. Это был изумительно эффективный для своего времени транспорт. Основной в летнее время. И даже практически единственный. До появления дорог с твёрдым покрытием колёсный гужевой транспорт на Руси заметной роли не играл.Страна оживала зимой,когда по тем же рекам— уже по льду,соответ-ственно,— устремлялись на ярмарки многочисленные санные поезда.Из-за малого тре-ния скольжения по гладкой поверхности затраты на перевозки в этот период падали .Летом же использовались баржи. И тут проявляется важный нюанс. При всех своих достоинствах плоскодонки были не просто не мореходными, но и не самоходными.То есть,представляли собой именно баржи.Экипаж из 2-3 человек мог управлять кораблём с помощью руля и шестов,но не привести его в движение вёслами.Короткая складная мачта и парус,в принципе,могли наличествовать на борту,однако,пользы от них было мало.В норме, в качестве двигателя баржа использовала нанятую в ближайшей деревне лошадь. Обычно одну. Это главное преимущество водного транспорта: сопротивление движению ничтожно. Хотя многое зависело от направления и скорости течения. В некоторых случаях тяга могла потребоваться усиленная. Как говорили наши мудрые предки, для разворота мельницы на ветер нужны четыре лошади, или два мужика, или одна баба. Но в крайнем случае и бабу почти везде можно было найти.Как бы то ни было,тяга двигалась берегом— бечевой.То есть,по специально проложенной дорожке вдоль водной артерии.Оборудованием бечевы,для чего выравнивался грунт,засыпались овраги, сооружались мосты или броды через ручьи и вырубались деревья вдоль русла, как и расчисткой самого русла от упавших стволов, занималось население ближайших деревень.И не столько по требованию местных властей, сколько по собственной инициативе.Предоставление услуг речникам являлось весомой прибавкой к доходам крестьян.И тут уж история с потерей тысячи кораблей на Ладоге (а были ещё и Онега, и Белое озеро, вдоль которых также пришлось проложить каналы) перестаёт казаться странной. Баржи не были приспособлены к плаванию даже при минимальной волне, да и двигались через озёра с огромным трудом. Иногда, установив почти бесполезную мачту, а чаще на буксире парусных или гребных лодок. Именно для этого вида речного транспорта канал был необходим.Как следствие, каналы и строились, в том числе и там, где их нет сейчас. Ибо сейчас в тех местах каналы построить невозможно.Но речным баржам не требовалось много воды для плавания.Так,— чуть-чуть.Символически.И там,где работали мануфактуры и,соответственно,использовались водяные двигатели,инфраструктура могла быть совмещённой.Одни и те же водохрани-лища запитывали, как водяные мельницы, так и миниатюрные шлюзы,позволяющие баржам заходить на территорию предприятия. Пётр, кстати, намеревался широко использовать этот транспорт,как делалось в Голландии и Венеции,и для внутригородских перево-зок.Но климат и суровая гидрография Петербурга не позволили в полной мере реали-зовать замысел.Уличные каналы— «линии»— пришлось засыпать.Но,кстати,о бечеве.Выше упоминалось,что это дорога для лошади.А как же бурлаки? Бурлаки работали в краях по меркам даже XIX в.диких и неосвоенных.И,соответственно,не на смирной речке средней полосы,а на полноводной Волге.Там и баржи ходили другие,и бечева была не везде.Перескакивала с одного берега на другой.Плюс,бесчисленные притоки Волги,
сами по себе являвшиеся крупными реками,и полное отсутствие мостов.Где можно,бур-лаки шли берегом,где нужно брались за вёсла.А лошади так не умели.Речная инфрас-труктура (её подробное описание, кстати, можно найти в книге Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»), включавшая и множество узких и мелководных каналов,достигла расцвета в первой половине XIX в.,но уже к его концу оказалась полностью заброшенной.В это время появляются дороги с твёрдым покрытием(а значит и летний колёсный транспорт),затем железные дороги,обеспечивавшие несравненно более высокую скорость движения грузов.А главное— пароходы.Конкурировать с более быстрыми поездами речные суда могут,— и до сих пор делают это,— благодаря большой грузоподъёмности.Так что,использование пароходов потребовало строительства,— там где это оставалось целесообразным,— новых каналов с более высокой пропускной спо-собностью."(ст."Забытая сеть каналов по всей России: Кто, когда и зачем построил её",Цитадель адеквата,2021)
  "Многие древние народы верили, что огонь – это великий дар, посланный людям свыше. О том, как появился он на земле, существовало немало преданий (вспомнить того же Прометея).Индийцы не могли обойти вниманием эту могущественную и прек-расную стихию.Покровителем огня– как разрушительного,так и дающего жизнь– стал знаменитый Агни,о котором и пойдёт речь.Что особенного в этом божестве,которому поклоняются и поныне?Ровесник великого огня.Согласитесь, одно только имя этого бога навевает мысли об огне. Это действительно так: оно имеет индоевропейские происхождение. Уже на заре истории индийцы поклонялись этому божеству, воспевая его в гимнах и песня. Кстати, исторические источники подчёркивают, что имя Агни упоминается в двух сотнях текстов – подобной чести удостаивался далеко не каждый бог.Первые упоминания об Агни встречаются за два тысячелетия до нашей эры, однако на тот момент бог выступает не новичком, а покровителем огненной стихии, которого знают все. Конечно, как и сам огонь, Агни – один из самых древних богов. Кроме того, образ его не претерпел значительных изменений. Ведь разве изменилась сама его стихия за это время? Конечно, нет.Огонь может быть разным.Агни чаще всего выступает в трёх ипостасях.Он может олицетворять и Солнце,и молнии,и обыкновенное пламя,которое люди видят на земле. Все эти три направления деятельности связаны с жаром и теплом,которое излучает бог.Но если Солнце ещё можно сравнить с пламенем, горящим в небе,то почему Агни покровительствовал молниям? Здесь выражается осо-бенное понимание огня древними индийцами.Прежде всего,они считали,что это источ-ник божественной энергии.Он не всегда согревает или опаляет,но неизменно несёт в себе великую силу.Энергичного Агни мы встречаем на старинных изображениях. Стоит заметить, что облик бога может меняться в зависимости от видения художника. Чаще всего Агни показан пламенным божеством с двумя или тремя головами.Эти три нап-равленности символизируют не только три разновидности огня, но и три важнейших этапа жизни человека– появление на свет,бракосочетание,смерть(а точнее– переход в иную форму).Его неизменным спутником выступает баран.Поскольку Агни отвечает и за тепло домашнего очага,то это животное символизирует благополучие и достаток.Между людьми и божествами.Интересно,что со временем культ Агни стал уступать своё пер-венство другим индуистским божествам.Знаменитая тройка Шива-Вишну-Брахма стала господствующей в пантеоне,а сам Агни отступил на второй план.При этом его божес-твенные качества не остаются забытыми,благодаря чему он обретает новую «долж-ность».Как и Прометей,о котором уже упоминалось,он становится тем,кто связывает богов и людей.Правда,судьба посредника Агни была гораздо спокойнее,нежели у гре-ческого титана.В поздних преданиях Агни часто приносит вести людям,обучает их искусствам,а затем просит за них перед богами.Образы Агни.Как и огонь,Агни может быть совершенно разным. Чаще всего он показан в мифах мудрецом,которому известно всё о мироздании. Он знает о многих тайнах мира, однако хранит их,не нарушая гармонии. Иные сказания повествуют о Вадава-Агни. Этот образ бога нельзя назвать таким же миролюбивым. Согласно тексту Вед, однажды чудовище,что представляет собой Вадава-Агни, поднимется из океана, чтобы уничтожить Вселенную.Индуисты смотрят на подобное предание философски– когда настанет пора погибнуть миру, ничто не сможет его спасти.Проклятие вечным молчанием.Одна из самых интересных легенд связана с появлением Агни на свет. Известно, что после его рождения на земле появился огонь. Божества решили воздать хвалу за такое чудо,а потому решили принести жертву. Вот только Агни это совсем не радовало. Он испугался,что после совершения ритуала все просто забудут об огне, который погаснет.Это же сулило гибелью самому Агни. Тогда бог поступает парадоксально– он укрывается под водами океана. После того, как на земле не стало Агни,всё вокруг погрузилось во мрак. Обрадованные демоны и прочие злые силы начали бесчинство,а боги отчаянно разыс-кивали Агни.И тогда рыбы рассказали им,что бог скрывается под водой.Животных попросту напугал жар,который распространялся от тела Агни.Из-за такого «преда-тельства» бог огня пришёл в ярость и наказал рыб,лишив их голоса.А вот боги вер-нули его на землю,отметив,что отныне огонь будет в его власти,а потому бог будет вечно жить.Агни – в каждом человеке.Что касается родственных связей, то отцом Агни является сам Брахма. Согласно преданию, верховный бог создал чудесный лотос, из которого появился тёплый огонёк, что превратился в Агни. У божества есть и две жены – Сваха и Свадха. Во время молитв к Агни жертвоприношения подносятся не только богу, но и его спутницам, поскольку супруги могут помочь человеку или задобрить Агни.Согласно древнейшим верованиям, Агни является богом,что живёт в сердце каждого человека.Как это может быть? Просто Агни воплощает собой божест-венную силу энергии,знание и страсть– то есть «огненные» качества.Именно благода-ря им человек добивается успеха,совершенствуется и познаёт счастье жизни.Агни является благословением,которым боги одаривают смертных.Поэтому нередко божество это ассоциируется и с внутренним огнём, что горит в человеке. В индуистской культуре Агни является также символом физического здоровья. Благодаря этому богу в человеке поддерживаются иммунитет и жизненная энергия. Почитатели бога Агни верят,что обратиться к нему можно не только в храме,но и в пределах собственного дома– достаточно лишь разжечь огонь в очаге и собственном сердце.Сегодня покло-нение Агни уже не так распространено,как в прошлые столетия.Но разве это умаляет роль бога в жизни людей? Нет,индийцы верят,что чудесный Агни защитит их от неудач и зла– так же,как огонь прогоняет ночные страхи и подступающую темноту.Пока горит пламя,об Агни не забудут."(ст."Агни: древний «Прометей»,воспетый Ведами",Мусагет (мифы,легенды,сказания),2023)
  "Согласно поверьям у каждого природного объекта имеется свой обитающий в нём дух, а если их несколько, то один их них становится старшим над прочими, отвечая за благосостояние вверенной ему территории. Так, в водоёмах над русалками и прочими духами воды главенствует Водяной, который также может принимать на себя функции командира ополчения конкретной водной экосистемы, если она подвергнется нашествию тёмных сил (заболачиванию). Но что представляет собой этот дух?Как известно, стихия воды характеризуется своей дуалистичностью (вода даёт жизнь она же может её и забрать), поэтому и командующий в ней водяной дух воспринимается как достаточно непредсказуемое,хотя и не злое априори существо.Обычно его предс-тавляют как мудрого и обстоятельного коменданта вверенной ему акватории,обладаю-щего способностями управлять её основными показателями: течениями,уровнем воды, высотой волн,а также наделённого верховной властью над всеми её обитателями и не терпящего суеты и разного рода конфликтов между ними.Сам Водяной подобно прочим духам природы подчиняется богу Велесу,перед которым время от времени отчитывается за проделанную работу и состояние своего водоёма. С представителями других стихий и локаций он, как правило, не ладит, охотно вступая в драку с полевыми, лесными и домовыми духами, исход которой, впрочем, заранее предрешён– он ретируется в своём водоём. Здесь у него нет достойных противников.Водяной может выглядеть по-разному , в «человеческом» варианте он может являться в качестве опутанного водорослями старика, вся растительность на лице которого состоит из тины. Его непременными атрибутами являются посох, также «украшенный» водорослями и сом, на котором он перемещается в воде, что и определило ряд прозваний этой рыбы, таких как «речной конь».Очевидно, он нужен водяному духу только для «парадных выходов», так как в своём «естественном» облике он имеет рыбий хвост и перепончатые руки и ноги, что позволяет ему перемещаться в воде столь же быстро, как и прочим её обитателям. Обычно Водяной в качестве места для своей резиденции выбирает самые глубокие омуты, но может осесть и в роднике и возле водяной мельницы, последнее особенно вероятно, если мельник знает как с ним взаимодействовать к удовольствию обеих сторон.Как правило, водяные пользуются уважением людей, так или иначе связанных с водой. Так, опытные рыбаки отдают им первую пойманную и мелкую рыбу, также в качестве подношений приносят пищу, приготовленную на земле, ибо он большой до неё охотник. Как результат, «правильный» Водяной весьма благосклонно относится к тем, кто уважает его и живую природу, а при необходимости и приходит на помощь к тем, кто по роду своих обязанностей призван её оберегать. Иногда он может даже презентовать им что-нибудь из своих сокровищ, накопившихся в его подводной резиденции за столетия или даже тысячелетия её существования.Отдельная тема – отношения водяных духов и хозяев водяных мельниц, которые тесно взаимодействуя с ним, особо почитают его, принося разного рода жертвы (конские черепа, продукты своего производства). Также мельники нередко держат на своих объектах чёрных животных, которых любят водяные. Бывает, что их также приносят в жертву, если чем-то умудрились сильно прогневить водяного духа и тот начал проказничать, что приводит к возникновению на мельнице аварийных ситуаций.Нередко мельники им одним известными способами спрашивают у водяных совета по тем или иным вопросам, так как, живя на стыке двух миров, те обладают многими сакральными знаниями о законах мироздания. Это закрепило за мельниками репутацию ведунов, поэтому нередко именно они выполняют эзотерические обряды в день пробуждения Водяного 3 апреля, когда собравшиеся со словами: «Храни, спасай нашу семью» приносят требу – сыплют в водоём муку и в день его ухода на зимний отдых 4 октября, когда после принесения требы ему желают спокойной зимы.В общем, Водяной это хозяин каждого конкретного водоёма с которым в отличие от подчинённых ему русалок вполне можно найти общий язык, если уметь правильно взаимодействовать с ним. Однако стоит также помнить и о том, что он склонен к разного рода проказам и если свёл дружбу с ним приходится учитывать этот фактор."(ст."Водяной– хранитель водоёма",Мусагет (мифы,легенды, сказания),2023)


Рецензии