Даждьбог Русский язык
Древние славяне верили в чудесную силу солнечного света, что пробуждает к жизни всё живое. Покровителя его нарекли множеством имён– Даждьбог,Сварожич,Радегаст, Дабь– однако образ божества был неизменно светлым и добрым,таким же,как ласковые солнечные лучи.А вот письменные упоминания о Даждьбоге показывают,насколько зна-чимой фигурой он был в пантеоне.Летописец Нестор отмечал, что идол этого бога был установлен князем Владимиром наряду с другими верховными божествами. Ипатьевская летопись сообщает, что капища Даждьбога напоминали круг, а конкретнее – солнце. Что примечательно, такое описание святилищ переносит нас в Скифию, где солнечному богу поклонялись все кочевники. Вероятно, культ Даждьбога берёт начало именно у скифов.Разве мог он быть незначительным божком? конечно,нет,ведь Даждьбог непос-редственно влиял на урожай,от которого зависело выживание народа,на плодородные силы земли,от чего зависели наши предки.Великий прародитель.Даждьбог был не просто почитаемым божеством для русского народа. В «Слове о полку Игореве» все русичи прозваны внуками этого бога, а значит, он считался прародителем многих славянских племён. Хочу отметить и некое «раздвоение», что описано в славянских мифах. Наши предки верили, что Даждьбог появляется дважды в году – летом и зимой. В тёплое время года он несёт радость и свет,повелевает силами земли, заставляю-щими расти всходы и наливаться урожаю.Но и с приходом морозов Даждьбог не стано-вился грозным и сердитым. В зимнее время он олицетворял собой снежную мягкость и сияние солнца, а также являлся покровителем свадеб.Рождение света во тьме.Уже одно прозвище Даждьбога,Сварожич,явно говорит о его происхождении.Он приходился сыном великому кузнецу Сварогу,подарившему людям многие знания и ремёсла.Как гласи легенда,однажды Сварог реши взглянуть на мир,к созданию которого и сам был причастен. Увы, он не смог разглядеть ничего в кромешной тьме. Тогда Сварог решил, что земле необходим свет, после чего вынул из-за пазухи Даждьбога. В то же мгновение свет ярких лучей залил мир,а люди получили не только тепло,но и надеж-ду.Теперь они могли выращивать растения, жизнь которым давал Даждьбог, после чего благодарили бога за щедрый урожай. Жизнь на земле резко переменилась с появлением Даждьбога, а потому славяне стали звать себя его потомками, воспевая славное имя своего покровителя.Даждьбог как отражение славян.На мой взгляд, сам характер Даждьбога открывает особенности славянского менталитета. Этот бог-труженик, ежедневно отправляющийся в небо, чтобы озарить весь мир. Он не стремиться к войнам и не жаждет славы, а является мирным покровителем всех, кто нуждается в нём. Однако Даждьбог – справедливый защитник, а потому не допустит обиды слабого. Все эти качества явно отражают славянскую натуру, человека, который счастлив жить и трудиться на своей земле, того, кто желает мира с другими народами. Возможно, образ Даждьбога стал своего рода «зеркалом»,отражением того,что видели славяне.
Солнце-щит и запряжённые львы.Как же выглядит Даждьбог? В древних преданиях он описан как статный мужчина со светлыми волосами и ясным взглядом голубых глаз. В своей колеснице он мчит, крепко сжимая в руке поводья и чудесный щит. Именно от щита Даждьбога (а точнее, от солнца) исходит такой ослепительный свет. Если же недобрые силы решат подступиться к волшебной колеснице, Даждьбог метко поразит их своим копьём – пусть по натуре он не воин, однако это не лишает его мастерства в воинском искусстве.Кроме того,верными помощниками бога являются львы,запряжённые в колесницу (в некоторых версиях мифов говорится, что Даждьбога везут кони или вепри).Не так просто управлять этими огненными животными,от которых исходит жар,но Даждьбогу по силам то,что не осилит ни один смертный.В фольклоре можно встретить несколько преданий, что рассказывают о могуществе Даждьбога. Так, одна из весенних песен рассказывает, что перед приходом весны Даждьбог просит свою птицу, соловья, выполнить его поручение. Крылатый помощник мчит к воротам, за которыми томится весна, и отпирает их. Место весны за воротами занимает зима, запертая соловьём,который в своих напевах прославляет светлого бога.Три брака – одно счастье.Несмотря на обилие помощников, уважение людей и богов, в личной жизни у Даждьбога всё складывалось непросто.Однажды он заметил спящую Златогорку, в которую без памяти влюбился.Красавица согласилась стать его супругой, однако проявила излишнее любопытство.Во время прогулки на горе Латырь Златогорка заме-тила странный хрустальный гроб.Он так привлёк её внимание,что она решила отдох-нуть в нём(вот тут совершенно не понимаю поступка Златогорки).Выбраться из зача-рованного гроба она не сумела.Лишь с помощью силы Даждьбога душа его жены освободилась, однако ушла в потусторонний мир. К счастью, переродилась она в облике богини Мары, вот только счастья Даждьбогу это не принесло. Мара полюбила Кощея, ради которого бросила супруга. Однако третья жена принесла настоящее счастье Даждьбогу. Ею была Жива, что умеет становиться тремя богинями – Ладой, Лелей и Макошь. Сыновьями, рождёнными в этом браке, считаются Кисеек и Арий, от которых и произошло человечество.История Даждьбога показывает, что и у божеств не всё бывает гладко. И всё-таки главный символ этого божества – надежда. Одно только имя Даждьбога открывает нам обращение людей к нему, а значит, почитатели его не переставали верить в силу своего защитника, никогда не теряли надежды. Как и сам свет, он всегда рядом с человеком, находясь не только вокруг нас, но и в наших душах."(ст."Даждьбог: «дед» славян,дающий свет и надежду",Мусагет(мифы, легенды,сказания),2023)
"За рекой Смородиной стоит высокий терем, созданный из бесчисленного множества сверкающих зеркал. У входа – дракон, что всегда готов расправиться с незваным гостем. Это – царство Морены. Что же открывают нам славянские поверья о ней?
Рождённая из искры.Каждый из древнеславянских богов описывался как личность со своим характером, однако далеко не ко всем было однозначное отношение.Одной из самых противоречивых богинь была Морена,которую более боялись,чем уважали. Почему же? Да просто одно её имя выдаёт созвучием родственность со словами «мрак», «мор» и «смерть».Марена,Мара,Морена и даже Кащеевна– всё это имена божества,которое могло наслать смертельный холод и забрать жизни.Как же появилась на свет Морена? О рождении многих богов есть легенды,а вот о ней– целых две версии.Одна расска-зывает о том,что однажды бог Сварог ударил своим огромным молотом по Алатырь-камню.Искра,родившаяся от удара,внезапно превратилась в Морену,что и стала счи-таться дочерью бога. Здесь, на мой взгляд, есть символический момент: Сварог – покровитель всего живого, а Морена – вестница смерти. Казалось бы, противоречие в их натурах совершенно не роднит богов,но смерть ведь тоже является составляющей существования на земле,то есть самой жизни.Совершенно другого родителя Морене приписывает иной миф о её появлении. Ранее считали, что на землю властительницу смерти и холода привёл Чернобог, однако позднее эта легенда была опровергнута. В старинных песнях и преданиях были найдены упоминания о Чернобоге, вот только там он представал в образе супруга Морены.Надо заметить,что пара вполне гармоничная (тьма и смерть),но со временем образ Чернобога рядом с Мореной тускнеет,а богиня становится независимым персонажем и даже находит другого мужа.От юности– к старо-сти.Как же выглядела Морена? Я думаю, этот вопрос интересует всех, кто знакомится с историей этой богини, а ответ на него является неожиданным. Как может выглядеть смерть? Вряд ли она имеет прекрасный облик, однако Морена может появиться перед человеком в самых разных ипостасях. Древние славяне верили, что Морена приходит в зримый мир лишь в конце осени,а уходит по весне.Конечно,это не означало,что всё остальное время она не уносит жизни,однако лишь в этот период Морену можно было увидеть.Тот, кто встречал её в последние осенние дни, видел образ прекрасной молодой девушки с ясным взором, белым лицом и длинными волосами смоляного цвета. Зимой Морена вступала в свои права, насылая на землю лютые морозы, от которых умирали живые создания, не нашедшие приюта. Время шло, и за зимние месяцы богиня старела и преображалась. К весне приходила она сгорбленной старухой, что не могла двинуться без своей клюки. Яркие серебристые наряды Морены сменялись лохмотьями, а драгоценные украшения таяли, как снег.Изгнанная солнцем.Почему же Морена уходит с земли? Весной свои силы возвращают Ярило и Жива. Два могущественных бога с лёгкостью пригоняют Морену в её тёмный терем, что находится в мире Нави.И если осенью богиня настолько сильна,что не боится никого из божеств,то весной пред-почитает уступить им,поскольку чувствует,что последние силы покинули её.Неудиви-тельно,что более прочих морене поклонялись на северных землях Руси.Именно там дольше царил холод,а потому считалось, что там и находится обиталище этой богини. Как же попасть туда?Думаю, немало смельчаков решались на это, но в сказаниях всё-таки сохранился маршрут к терему Морены. Путь к нему преграждала Смородина-река. Её нельзя было переплыть или перейти, а потому единственным местом перехода служил Калинов мост. Впрочем, даже после преодоления препятствия в виде реки путника ожидала неудача - царство Морены охранялось летающим змеем, который следил за тем,чтобы никто не нарушил покой его хозяйки.И тёмная,и светлая.Морену можно назвать не просто богиней, а настоящей колдуньей. Она могла замедлять ход времени (как будто замораживать его), владела оружием, что с лёгкостью разрывало нити жизни людей или богов, могла дарить бессмертие. Правда, последнее Морена проявляет лишь в отношении своего сына Богумира,которому давала волшебные яблоки, чтобы продлить тому жизнь.Своими знаниями Морена делилась с людьми,теми,кто верно почитал её.Конечно, многие боялись Морены и её власти над жизнью и смертью,но наши предки видели и обратную сторону деяний богини.Да,Морена забирала жизни лю-дей,унося их в Навь,однако это она делала не для собственной выгоды.Древние наро-ды осознавали, что смерть – неизбежное явление, а потому Морена лишь выполняла возложенные на неё обязанности.Более того,души в мире Нави она отпускала в новые тела,чтобы те могли заново возродиться.Нередко во время похоронных обрядов зву-чали ласковые обращения к богине– так родные просили за умершего,веря,что Морена непременно прислушается к их мольбам.Не осуждали Морену и за месяцы холодов и морозов. Я уверена, что всякий крестьянин был благодарен ей, когда она засыпала землю снегом, защищая посевы и давая отдых растениям. Кроме этого, никто из людей не сомневался, что с весной Ярило вступит в свои права, а потому грозной Морене придётся отступить. Со временем образ Морены сохранил свои черты лишь наполовину, а смерть стали описывать как старуху с косой. Именно коса и серп, сделанные из чистого «лунного» серебра были главным атрибутом богини, которая ловко разрезала нити судьбы в отведенный человеку срок.Морена несла людям зло или добро? На этот вопрос сложно ответить, и неспроста богиня ассоциировалась с Луной, имеющей две стороны. Она слишком неоднозначна,однако интересна тем,что «дожила» до нынешнего времени. Самым безжизненным сезоном по-прежнему считается зима, а еловые ветви (это дерево-символ богини) часто можно увидеть на похоронах.Но не забывайте,что Морена приносила людям не только гибель и мрак.Она делилась со смертными тайными знаниями,после которых человек получал не только мудрость,но и способности."
(ст."Морена: дарующая знания и обрывающая жизни",Мусагет(мифы, легенды,сказания), 2023)
"Числобога без особых натяжек можно охарактеризовать как божество, прямо ответственное за научные знания, а также за время и, в известном смысле, судьбы обитателей Прави и Яви. Так, если Велес даровал миру динамику, то герой этой статьи регламентировал её и другие процессы, предложив людям для этого свою систему, известную как «Круголет». Также он является патроном людей помнящих о своих предках-богах и живущих в соответствии со своей совестью, таким он всегда придёт на помощь в случае нападения на них тёмных обитателей Нави или тех, кто мало отличается от аспидов Чернобога. Но в чём заключается его служение мирам богов и людей?Наши достославные предки видели этого бога в образе средних лет мужчины с клинком в левой руке, смотрящим жалом в землю, а значит символизирующим оборону. В правой у него щит с изображением рунического Круголета. Кумиры этого божества обычно имели два лика,сходных один с луной,другой с месяцем.В отечест-венном фольклоре он фигурирует в качестве персонажа второго плана, неприметного старичка у которого главные герои получают данные о том,как,собственно,выполнить весь «квест».Собственно этим и исчерпываются все его эпические подвиги, но, как известно «сказка ложь, да в ней намёк» - во всяком деле нужна система. Помня об этом,царевичи с богатырями,прежде чем приступить непосредственно к делу, начинают сбор информации, в чём им и рад помочь премудрый Числобог, если ему будет оказано подобающее уважение.Наиболее известным и полезным подарком этого божества челове-честву является уже упоминавшийся Круголет, который некоторые источники несколько упрощённо характеризуют как простой календарь древних славян.Но даже в этом каче-стве незначительная на первый взгляд разница заключается в том, что современный календарь диктует линейное восприятие движения времени,тогда как Круголет оттал-киваясь от реальных законов природы,предлагает круговое или спиральное восприятие временного хода.В славянском мире год,состоящий из трёх сезонов(осень,зима,весна ) начинался в период 20.09.– 23.09,каждое время года делилось на три месяца этом нечётные имели 41 сутки, а чётные 40. Каждый шестнадцатый год был священным, все месяцы в нём были полными, а сам год соответственно насчитывал 369 суток. Сами же сутки начинались в 18:00 и состояли из шестнадцати часов примерно по 90 современных минут каждый.Преимуществом Круголета было то,что он ориентировался не на планета-рный цикл Мидгард-Земли,а на ритм существования всей Вселенной,что позволяло славянскому миру более гармонично,нежели сейчас,сосуществовать с ней.Также дар Числобога позволяет «читать» грядущие события по расположению объектов звёздного неба относительно нашей планеты,иначе говоря,Круголет кроме всего прочего являет-ся древнеславянской астрологической системой. Точно так же, как и по современным наработкам в этой области по нему можно, например, по дате рождения рассчитать родовое имя каждого индивидуума, получить информацию о его предках и всей его жизни вплоть до физической смерти.Хранителями и толкователями системы были волхвы Числобога, которые особо почитались в славянском мире, как реальные представители научного мира,вся жизнь которых протекала без отрыва от научной и астрологической деятельности.Так,они жили,как правило,в непосредственной близости от храма или кумира Числобога рядом с которым разбивали целый сад или цветник.Бутоны растений, как известно, обычно открываются и закрываются на рассвете и закате, что давало жрецам-учёным точную информацию о времени суток.Также разные растения по разному ведут себя при смене времени года, приближении климатических или космических аномалий, это давало соответствующую информацию, которая была весьма актуальна в условиях господства в экономике того исторического периода аграрного сектора.
Сакральным символом Числобога являются непосредственно варианты Круголета,харак-теризующие те или иные процессы,например,актуальный на 2018 г.астрологический вариант выглядит следующим образом:Треба ему: выпечка и мясо, зерно и плоды, вино и питный мёд.Дни чествования– история о них памяти не сохранила,но логично пред-положить,что Числобога благодарили за получение разного рода прогнозов,оказав-шихся полезными.Это могло произойти в любой день года.Оценивая значение Числобога для славянского мира надо констатировать,что хотя он и выполняет функции присущие светлым богам,для него характерна некоторая отрешённость как от обитателей Сварги ,так и от обитателей мира Яви.Он бог стихии времени,которая,как известно,не щадит никого,ни ясуней,ни дасуней,ни людей.Подчиняясь собственным законам,оно идёт сво-им путём,не оглядываясь на тщету своих попутчиков,конечный удел которых,так или иначе– лишь забвение.В этом контексте можно утверждать,что хотя это божество и пользуется немалым уважением в ведическом мире,оно скорее является его надмирной, нежели органичной частью."(ст."Славянский бог времени и повелитель порядка", Мусагет(мифы,легенды,сказания),2023)
"Он искренне любил своих сыновей, но часто запирал их в темнице. Одного жеста его властной руки достаточно, чтобы создать разрушительный шторм или принести тёплый ветер весны. Что мы знаем о величественном Эоле?В сказаниях об Эоле проявляется отношение древних греков к своим божествам, которым они приписывали немало человеческих качеств. Одним из тех, кто раскрывает нам образ этого бога, стал Гомер, который рассказал о странствиях Одиссея, не забыв при этом упомянуть о грозном Эоле.В древнегреческой мифологии Эол предстаёт перед нами властителем ветров. Обитал он на Эолийских островах. Именно эта часть суши среди беспокойных морских волн стала пристанищем для подданных бога,ветров.Коронован Эол был одной из главнейших богинь пантеона - Юноной. В одних мифах говорится, что супругой его была Аврора, в других – Эо. Любимая жена подарила Эолу шестерых сыновей. Они были ветрами, но, несмотря на близкое родство, сильно отличались друг от друга. Самым добрым, тёплым и нежным был младший сын Зефир, дыхание которого означало скорый приход весны и давало жизнь замёрзшей земле.Его старшие браться были совсем другими – нередко они несли разрушения и бедствия людям, хотели сеять смуту и хаос.Лишь благодаря строгому правлению отца они не разрушали всю землю, покоряясь воле Эола.В своей поэме Вергилий рассказывает,что суровый бог держал своих сыно-вей в темницах, сковав цепями.Это не было проявлением жестокости,так как лишь такими крайними мерами можно было удержать буйный нрав ветров.В гневе строптивые сыновья пытались разрушить стены пещеры,де находились,но это им не удавалось. Ослушаться же отца не решался никто из них,поэтому сразу же по его велению,пусть и неохотно,приходилось возвращаться в темницу.Сам Эол по поручению других бессме-ртных или по собственному желанию управлял своими сыновьями.Порой он отпускал на волю ласкового Зефира,что обнимал теплом растения,а затем,отозвав его обратно, давал волю остальным сыновьям,повелевая бурями и штормами.Согласно преданиям, Эол нередко помогал людям. Совместно с Дедалом он создал паруса для кораблей, что несли суда по волнам, позволяя двигаться быстрее, покоряясь ветру. Гомер рассказывает, что Эол оказал помощь и герою Улиссу. Тому нужно было добраться на родину, а повелитель ветров отправил с ним попутный ветер, завязав остальных в мешке, который отдал Улиссу. Всё завершилось бы прекрасно, если бы спутники героя не поинтересовались, что спрятано в заветном узелке. Когда ветры вырвались на свободу, они устроили чудовищной силы ураган, погубивший часть экипажа корабля.До нашего времени известен древний храм, который афиняне посвятили ветрам. Покоряясь могучей силе Эола и его сыновей, люди создали шестиугольное сооружение, на каждой из стен которого запечатлели изображение ветра. Каждый из них замер в полёте, однако кажется, что вот-вот сорвётся и помчится дальше, неся с собой гибель или тепло, смерть или жизнь.Отдельное внимание стоит уделить описанию каждого из сыновей Эола.Восточный Эвр предстаёт перед нами в виде молодого мужчины,уверен-ного и решительного, но нередко любящего поозорничать и своеобразно пошутить (нередко после его «шуток» приходилось восстанавливать строения).Юго-западный Нот имеет совсем иную внешность. Это старец с густыми бровями и бородой, укутанный в накидку из туч. Один его облик говорил о том, что этот ветер не слишком радушен. И действительно– часто он приносил долгие ливни и наводнения, позволяя чёрному небу пролиться в полной мере.В своих стихотворениях Овидий говорит,что само дыхание Нота тяжело и влажно,по его волосам струится вода,а когда сжимает он в ладони облака,льются обильные дожди.Южный Зефир обычно изображался милым юношей с охапкой цветов в руках. Он приносил жизнь растениям, пробуждая их от зимнего сна. К тому же, его супругой была Флора, которую он нежно любил. Поскольку тёплый ветер не мог сразу побывать в нескольких местах, но всюду был желанным гостем, он посещал различные регионы Греции в соответствии с очерёдностью.Кор и Аквилон производили пугающее впечатление на людей. Они несли снежные бури и холода, а потому их приближение заставляло смертных скрываться в жилищах, где они могли согреться и побыть в уюте.Самым внезапным был северный Борей. Он приносил град и бури, обладал самым скверным характером. Но и ему не чужды были вполне человеческие чувства. Он был влюблён в Орифию, которая постоянно убегала, едва почувствовав его дыхание. Однажды она не успела скрыться в своём убежище, и борей подхватил её, унеся в своё ледяное царство. Она стала его женой, а впоследствии подарила ветру двух сыновей-героев. Другая легенда рассказывает о кобылицах царя Дардана. Они славились своей быстротой,потому считалось, что ни одно создание не в силах настигнуть их.Борей принял облик коня и,воспользовавшись своими способ-ностями,догнал каждую из кобыл,после чего те произвели на свет двенадцать жере-бят.Древние греки нередко подчёркивало наполовину божественное происхождение Эола. Считается, что рождён он был от Посейдона простой смертной. Возможно, именно поэтому он хорошо понимал людей и их чаяния. Большую помощь людям Эол оказал в изучении звёзд. Считается, что он был отличным астрономом, а потому научил моряков находить путь в море по звёздам, чего прежде они не умели. Это позволило многим странникам избежать гибели в морских волнах.Имя Эола и в наши дни ассоциируется с воздухом и подвижностью. Интересен факт, что у бога был менее известный тёзка – царь Эол, что правил в Фессалии. Именно он дал начало племени эолийцев, которые в течение многих веков являлись коренным населением родных мест правителя.Эол – интересный и яркий представитель мифологии. О нём писали многие древние авторы, воспевая его могущество и власть над стихиями. Конечно, в мифы можно не верить,но то,что человек зависит от воли ветров,и в наше время является фактом." (ст."Грозный владыка воздушных просторов",Мусагет(мифы, легенды, сказания),2023)
"Есть мнение, что русские люди использовали арабский язык для создания новых слов. Старые же, поношенные, потом отдали бедуинам. Вместе с алфавитом. По-этому арабы сейчас так странно пишут, – без гласных, мутными закорючками и не в ту строну. Славяне-то и слов своих не имели, – понятно, какой у них алфавит мог быть… Нельзя, короче, объяснять языковые понятия историей, которая, как известно, может быть фальшивой…Это очень интересное мнение, – настолько, что я сохранил его на скринах, как таковое. В пространных комментариях оно не нуждается. Согласно ему, например, образование новых русских слов из арабских в тайне от народа продолжалось, минимум, до 90-х годов – прошлого века.Но кое-что, всё-таки, добавить можно. По поводу любимого лингвистами-любителями «создания новых слов» на базе некого другого языка. Очень трудно понять, как они это себе представляют
Например, – стакан. Обычно, стакан,– как минимум,если речь о слове,– не вызывает ненависти.Поскольку мало кто знает,что это один из множества тюркизмов,проникших в русский.Происходит от «тостакан»– «пиала».При заимствовании слово укоротилось, для удобства произношения, но не изменило смысла, продолжая обозначать чашу для питья.Именно так– в реальном мире– происходит обогащение одних языков заимство-ваниями из других. Если человек знает татарский,– в XIV веке это было принято на Руси вместо английского,– в каких-то случаях чашу «тостаканом» он будет называть. И данная идея может захватить окружающих.Как мем.Потом уже от «стакана» будут образовываться новые слова по правилам русского языка, – однокоренные с ним. Например, «устаканиться».В альтернативном же мире «устаканиться» происходит сразу от «истакан» – стать спокойным. То есть, независимо от «стакана», имеющего, вероятно, какое-то отдельное происхождение. Точно также, «вешать лапшу на уши», происходит от арабской фразы со смыслом «изворачиваться»... независимо от «лапши».Общей чертой любительски-лингвистических изысканий, таким образом, является игнорирование корней слов и организации их в объединённые общим корнем семейства."(ст."Версии: Откуда есть пошёл язык русский",Есть мнение,2023)
"Есть мнение, что фестский диск давно расшифрован. Но не учёными. Потому что наука не понимает реальной истории и индоевропейского(условное понятие)происхож-дения минойцев не признаёт.И у науки везде так.Не может она,например,найти прародину славян,хотя древние Русы переселились на Русскую равнину ещё 75 тысяч лет назад– сразу после затопления Арктиды на карте Меркатора.Это интересное, длинное,богатое захватывающими подробностями мнение.Не считая,пеласгов-кельтов, говорящих на древнерусском,впрочем, не оригинальное.Каким образом Арктида могла утонуть 75 тысяч лет назад, если по мнению Меркатора, – так на карте написано, – в XVI столетии материк ещё существовал, – это хороший, правильный, но не имеющий отношения к делу вопрос. То же касается и полученного при расшифровке перевода. Это не первая удачная попытка прочесть спираль знаков на диске по-русски. И каждый раз получалось что-то новое.Вопрос к теории у меня возник другой. Неожи-данный. Допустим, микенские критяне и пеласги – один народ (у греков, заставших тех и других, было иное мнение, но не суть). Допустим, они говорили на языке индоевропейском, – который комментатор называет древнерусским… А греки,которые не понимающие на языке пеласгов ни слова,тогда на каком говорили? Не индоевропей-ском?В гомеровскую эпоху языки индоевропейцев ещё не разошлись, и наречия племён Греции, Фракии и Малой Азии оставались взаимно понятными. Как следствие, ахейцы с троянцами переругиваются, не встречаясь с языковым барьером. И это совершенно естественно.Пеласгов и микенцев, часть которых на Крите не была полностью ассимилирована до классического времени, греки считали другими народами. «Варварами» по выражению Геродота…Вот. Следовательно, и сами греки говорили не по-древнерусски. По-древнерусски они называли бы пеласгов «немцами». Смысл слова тот же: «говорящий на непонятном языке»."(ст."Расшифровка фестского диска и арийское происхождение минойцев",Есть мнение,2023)
"Во-первых, — и это правильный вопрос, — о котором Потопе речь? Много их было придумано ещё в древности, да и ныне альтернативная наука постоянно радует нас открытием Потопов новых. Но в данном случае речь не об одном из вымышленных потопов, а о реальном. Вызванном извержением вулкана на острове Санторин в 1628 году до н.э..Это было грандиозное событие,точно датированное методами дендрох-ронологии. Краткосрочное изменение климата записалось в древесных кольцах даже на Ямале. Весь восток Средиземноморья оказался засыпан пеплом. Образование кальдеры могло привести к возникновению волны высотой 260 метров. Или хотя бы 100. Или, по другим расчётам, 30. Ну, в крайнем случае метр или полтора. Странно было бы, если б волны не было вообще. И хотя береговые отложения свидетельствуют, что масштаб затопления оказался до удивления невелик, относительно к силе взрыва, что-то в тот бедственный день точно ушло под воду.Во-вторых, о тексте. Но сначала о диске. Кратко излагая общеизвестное, стоит отметить, что найден он был в тайнике при раскопках принадлежащего минойской цивилизации дворца в Фесте на острове Крит. Это — отлично сохранившееся изделие из терракоты (обожженной глины) диаметром 16 и толщиной 2 сантиметра, покрытое расположенными по спирали письменами с обоих сторон. Знаки нанесены методом выдавливания, с помощью набора печатей. В тайник диск был помещён около 1700 года до н.э. вместе с другой «глиняной книгой», представлявшей собой образец критского линейного письма А.Вообще, на минойском Крите использовалось четыре разновидности письменности.Но не одновременно.Критя-не же не японцы,всё-таки.Сначала,как и положено,возникло рисуночное письмо.Из которого позже,по мере того как обозначавшие предметы значки приобретали и допо-лнительное абстрактное значение,выросло критское-иероглифическое.Упоминаемое
письмо А — уже слоговое. Как и в Египте, на Крите быстро догадались записывать собственные имена фонетически, —используя иероглифы, передававшие слово из одного слога. Но в отличие от египтян, минойцы скоро начали писать так и нарицательные имена.А позже,— уже после эпохи Фестского диска,— появилось и критское линейное письмо Б,в котором слоговые знаки,упростились и утратили сходство и рисунками. Причём это здесь? При том,что на данный момент критские надписи,а также несколько видов письменности возникших в восточном Средиземноморье под влиянием линейного письма А или Б(«троянское»,«кипрское» письмо и так далее),расшифрованы лишь фраг-ментарно.Благодаря нескольким двуязычным надписям,в которых минойский текст дуб-лируется греческим(алфавиты довольно долго использовались параллельно),понятным стало фонетическое значение некоторых знаков,и смысл нескольких слов.Но как и в случае с этрусками,этим успехи и ограничились.Язык минойцев оказался неизвестным и не индоевропейским.Система письменности, использованная создателями Фестского диска, также не расшифрована. Как минимум, вменяемыми людьми. Понятно, что для лингвистов-любителей прочтение текста проблемы не составляет. С точки же зрения профессионалов,расшифровка едва ли возможна ввиду ограниченности материала.Фес-тские знаки не встречаются больше нигде.Что породило споры о возможно не критском происхождении артефакта.Споры эти,впрочем,не привели никуда.Ибо с одной стороны, некоторые из фестских знаков сходны с другими— критскими.Другие же— нет.Располо-жение текста по спирали встречается на Крите,но и в других местах,— например у этрусков,— тоже.Не удалось понять даже которая из сторон диска— лицевая,и как текст направлен— от краяк центру или наоборот.Консенсус достигнут лишь в том, что текст состоит из 61 слова,записанных с помощью 45 различных слоговых символов. Общее количество знаков 242 или 243.Это всё, что известно точно. То есть, —точно, что на диск нанесена надпись. Это не астрологический календарь, не культовый предмет покрытый магическими рунами, и не что-то ещё другое. Текст, даже не прочтённый, обладает определённой, узнаваемой, присущей лишь осмысленному тексту и ничему иному, структурой. Позволяющей сделать некоторые выводы даже о языке, накотором написан. И такие выводы даже были сделаны, хотя ничего и не дали. По причине указанной выше и общей с проблемами чтения линейного письма А: это какой-то неизвестный, не родственный современным язык древнего Средиземноморья.Но что же тогда диск поведал о мире до Санторина? На самом деле, не мало и информация эта оказалась весьма нетривиальной.Вся соль в методе нанесения надписи— с помощью набора штампов.Подобная техника использовалась ещё шумерами,и позже забыта не была.Не говоря уж о наборном шрифте,печати применяются до сих пор.Однако,в древ-ности она не использовалась для нанесения длинных надписей.Штампы удобны,позволя-ют работать быстро и аккуратно, но не подходят для письменности иероглифической. Знаков слишком много,и долго искать нужный знак в горе палочек.Не подходят они и для нанесения упрощённых символов,обозначающих слоги или буквы.Тут уже удобнее становится одинострый стилус,и возникает клинопись.Однако,в переходный период, когда рисуночное письмо,быстро,без утраты сложности начертания знаков,пройдя стадию иероглифического,превращается в слоговое,—50-60 штампов идеальное решение проблемы скорописи.Да. Но такая проблема, для начала, должна появиться. Смысл изготовление набора штампов приобретает лишь при значительных объемах переписки. Если бы диск представлял собой уникальный артефакт, его проще было бы расписать вручную. Значит, таких писем было много. Следовательно, где-то фестское письмо имело широкое распространение.Где? Не на Крите. Крит слишком хорошо изучен. По тем же причинам, цивилизацию, использовавшую фестское письмо, нет смысла искать в Междуречье, Египте или на Палестине. Но благодаря диску известно, что где-то в Средиземноморье, —и даже точнее, в восточной его части, ибо некоторое сходство, в первую очередь идеологическое, между фестским и критским письмом не может быть случайностью, —потерялась ещё одно небольшое (большое было бы замечено), однако, развитое и самобытное государство бронзового века."(ст."Фестский диск: Что рассказала спиральная строка о Земле до Потопа",Цитадель адеквата,2022)
"Рассмотрение проблематики «чуждого разума» невозможно даже начать с традици-онного «есть мнение». Ибо мнений нет — ни альтернативных, ни научных. Существует лишь формулировка.Смысл которой прозрачен разве что в формализованных,изначально построенных на научных и логических принципах игровых мирах.В D&D,например,под «чуждым» имеется в виду разум,в деятельность которого невозможно вмешаться с помощью стандартного набора заклинаний.Таковым могут обладать демоны,големы или машины,мышление которых построено на иных принципах.У некоторых и синапсов нет.
Но это— фантастика.Ответ же на вопрос о критериях и следствиях «чуждости» разума в случае мира реального придётся искать без помощи магии.Начав с попытки разоб-раться в том,что именуется «разумом» вообще.Обращение к энциклопедиям и философ-ским словарям возможно,но бессмысленно.Официальные определения бесполезны: крите-риев различия «разума» и «не разума» в них не заложено.А значит,придётся рассмо-треть проблему с технической,— а в данном случае с биологической точки зрения.В таком случае,разум— в широком смысле— можно отождествить с сознанием.Специфи-ческой форме обработки мозгом информации,— виртуальному моделированию возможного, в случае принятия тех или иных решений,развития ситуации.Разумное существо можно понимать,как «продуманное».Оно не просто реагирует на раздражители,а,основываясь на опыте,— ранее уже сделанных выводах,— пытается выбрать оптимальное решение из нескольких,предварительно «проигранных» в воображении вариантов.Но «разумными» в таком понимании являются все птицы, практически все плацентарные млекопитающие, а, — возможно, — также некоторые представители иных классов.Человек лишь— «самый разумный».С нашей точки зрения даже уровни разумности дельфинов,человекообразных и слонов— чуть выше плинтуса.Иной сторонник теории мирового заговора поумнее дельфина будет…Что, а первый взгляд,не делает разум братьев меньших в какой-либо мере «чуждым».Животные в достаточно предсказуемы,а принципы их мышления,как каже-тся,понятны.Ну как «понятны»? Если не прибегать к магии,с определением «чуждости» возникает некоторая проблема.Что имеется ввиду?..Самое очевидное— методы.Разум— инструмент приспособления.Конкретно же разум человека— оптимизирован для приспо-собления путём общественного образа жизни и орудийной деятельности.Соответствен-но,разум дельфинов,от идеи орудийной деятельности далёких,должен быть в известной мере чужд…И что из этого следует?Кое что, вероятно, следует. «Чуждый разум» будет восприниматься,как a priori более низкий чем…это следует из объёма мозга— фор-мальных вычислительных мощностей. Ибо чуждость подразумевает некую иную форму их использования. Абстрактный «дельфин» будет казаться — человеку и по человеческим меркам — глупым, поскольку он не сможет решать задачи человеком же и для человека сформулированные также хорошо, как человек. Насколько же хорошо дельфин решает свои дельфиньи задачи, — проверить не можем уже мы. Поскольку не в состоянии эти задачи правильно понять и перед дельфином поставить.И, кстати, иллюстрацией к вышеизложенному,скорее,могут служить не дельфины,а слоны.При устойчивой репутации существ пугающе умных, в списках интеллектуалов животного мира не значащиеся. Ибо известные способы тестирования интеллекта не действуют на слонов.В отличие от
дельфинов,обезьян,собак и даже крыс,они не понимают и,соответственно,не решают задачи,которые человек ставит.Ну…слон в лабиринте,— это минус лабиринт и никаких новых данных.Таким образом, некие общие критерии «чуждости» уже можно ввести. Определяется её степень образом жизни и способом приспособления вида (причины затруднений со слонами могут заключаться в том, что это травоядные животные). От уровня интеллекта — размеров мозга — «чуждость» не зависит. Так как от интеллекта зависит способность к решению задач, а от «направленности» разума, — то какие задачи будут ставиться.Некоторые выводы— хотя и верные только в рамках указанного выше понимания «разума» и «чуждости»— также могут быть сделаны.Первое: при встре-че с чуждым разумом человек без труда узнает его— ибо узнаёт же.Даже интуитивно, как в случае со слонами.Второе: «чуждый разум» будет казаться нам тем более низ-ким,сравнительно с его действительным уровнем,чем выше «чуждость»— то есть,раз-ница в способах приспособления видов.Причём,недооценка окажется взаимной.Предста-вители каждого из видов будут видеть в представителях другого «сообразительных животных».И это вообще не зависит от количества операций,на которое способен мозг каждого из видов.Даже встреча с фантастическим супермозгом, подобным Солярису, не переломит тенденцию.И проблема не в том,что мы не поймём его,и не сможем оценить степень разумности мыслящего глубоко в себе какую-то ерунду океана. Проблема в том, что он тоже ничего не поймёт. Ибо его разумность, как бы велика она не была, не предполагает возможности ставить и решать— даже осмысливать— обычные для чело-века задачи.Разница в образе жизни между общественным хищником и питающимся све-том океаном слишком огромна.И, кстати, о фантастическом. О тех, с кем понятие «чуждый разум» обычно ассоциируется. Инопланетянах. Проблема здесь в том, что ассоциация ложна. Ибо если они построили корабли, чтобы достигнуть Земли, значит, некогда махали каменными топорами. То есть, их разум так же как и наш будет направлен на приспособление с помощью орудийной деятельности. Никаких затруднений с адекватной его оценкой и пониманием логики пришельцев возникнуть не может. Ибо логика порождённая теми же закономерностями эволюции будет казаться человеку «человеческой».По той же причине не удивит землян и внеземной интеллект. Он будет достаточен для изобретения топора с ручкой и огнива…а больше просто не получится. Дальше естественный отбор прокачивать мозг не сможет."(ст."Чуждый разум: Насколько мышление других существ может отличаться от человеческого",Цитадель адеквата,2022)
Свидетельство о публикации №223102301292