Шифер
Итак, представьте себе - Рига, последние числа октября. Стандартная рижская погода — холодно, ветер, временами накрапывает дождь. Время в районе 9 часов вечера, идет вторая половина самоподготовки. Открывается дверь нашей учебной комнаты, входит офицер с повязкой, видимо, помощник дежурного по училищу и просит командира нашей группы выйти с ним в коридор. Пару минут они там что-то обсуждают. Командир группы возвращается в класс и дает команду: «Самоподготовка окончена, взять головные уборы и быстро выходить на улицу через боковой выход». Выходим на улицу, и нас ведут строем мимо столовой, направо и приводят на площадку, где происходит развод караулов.
И что же мы видим перед собой? Сейчас я бы просто написал, что на этой площадке стоит фура «реф». А тогда мы еще этих слов не знали, их просто не было в русском языке. В советские времена это называлось так: седельный тягач с рефрижераторным полуприцепом. Я даже помню, что это был агрегат чехословацкого производства Skoda-706RT. Командир учебной группы остановил строй и поставил нам задачу. Этот автомобиль доставил нам в училище шифер. Наша задача - разгрузить его и занести на склад. Когда водитель открыл двери полуприцепа, и мы заглянули внутрь, то кто-то в задних рядах не удержался и выматерился. Во всю длину полуприцепа лежали поддоны со штабелями шифера.
Небольшое отвлечение. Сейчас в интернете легким прикосновением пальца к клавиатуре можно добыть любую информацию о материалах или товарах. Вот во время написания этих воспоминаний я заглянул в интернет, чтобы оценить, что нам предстояло сделать. Лист 8 волнового шифера (наиболее распространенный) имеет размеры 175х113 см и массу 21 кг. При перевозке на один поддон укладывается 100 шт (листов) шифера, или 2100 кг. Сколько поддонов было в машине, я естественно не помню, но их было не один и не два. Перетаскать голыми руками, без каких-либо средств механизации примерно 10 тонн груза — это было очень тяжелое испытание.
Сначала надо было разобраться, как их удобнее носить. Попробовали разные варианты, в итоге решили носить два человека в паре по два листа (это 42 кг). Вся учебная группа разбилась на пары из слушателей, по возможности, одинакового роста (чтобы носить листы шифера) и два человека залезли в кузов, чтобы подавать листы. Пара, которая находилась в кузове, поддевала пальцами верхние два листа в стопке, немного приподнимала их и сдвигала по направлению к заднему борту. Первый человек из очередной пары подхватывал передний край листа, стоя задом к нему, и протаскивал вперед до тех пор, пока второй человек из пары подхватывал задний край листа. Вот в таком положении нужно было пройти 15-20 метров и осторожно опустить листы на другой поддон, лежащий на земле. Не забываем, что шифер — штука очень хрупкая. Следом за ними следующая пара курсантов подходила к заднему борту и вся процедура повторялась. Из свободных в данный момент пар образовалась очередь к заднему борту полуприцепа. Пока твоя пара медленно продвигалась в этой очереди - это были единственные секунды, когда можно было передохнуть. А командир нас еще и подгонял — ведь за сверхнормативный простой автомобиля училищу нужно было бы заплатить штраф.
И потянулась однообразная работа. Первые 3-4 ходки были исполнены играючи. Затем каждая следующая ходка стала даваться все тяжелее и тяжелее. На определенном этапе сознание потеряло реальность происходящего. Ты пребывал как-будто во сне, а твои мускулы, да и твое тело почти на автомате совершали однообразные движения. Так мы работали несколько часов. Далеко после полуночи мы наконец закончили разгрузку этого «океанского корабля» и пошли в казарму спать. И что же мы «наработали»? Сейчас по прошествии стольких лет я не могу точно утверждать, но судя по справочным данным, в этом полуприцепе совершенно реально могло поместиться 5-6 поддонов, или 10-12 тонн шифера.
На следующий день наши руки представляли жалкое зрелище: не пальцы, а какие-то сардельки в ссадинах и кровоподтеках, которые не хотели ни сгибаться, ни разгибаться. Не буду говорить за других, но у меня лично двое суток пальцы авторучку не могли держать. Поэтому конспекты я не писал.
После этого «дежурного взвода» у нас на курсе родилась такая крылатая фраза.
Один военный начальник звонит другому:
- У меня прорвало дамбу, прошу прислать экскаватор,
- Экскаватора нету,
- Тогда пришлите 30 слушателей.
Автор этой шутки, наверное, думал про себя, ах какой он остроумный. Да, в каждой шутке есть доля шутки. К сожалению, в Советском Союзе тех лет это была не шутка, а жестокая проза жизни. Приведу только один пример. Есть такой сайт: https://coldwarsites.net. Этот сайт представляет собой электронный музей холодной войны. На этом сайте есть страница: посвященная реальному музею, размещенному на месте одной из первых в СССР баз баллистических ракет средней дальности (БРСД). Опуская то, что не относится к теме воспоминаний, остановлю ваше внимание на том, что эту военную базу строили до 10 тысяч солдат, в основном это был стройбат из Эстонии. В музее имеются материалы, что пусковые шахты копались солдатами обычными лопатами. На то, чтобы выкопать одну пусковую шахту, уходило 6-8 месяцев. А вы мне тут шутки шутите «30 слушателей»!
Сейчас мне 73 года, естественно я прошел большой жизненный путь. Когда я оглядываюсь на свою «казарменную» молодость, у меня возникает недоуменный вопрос: неужели в 1967 году на складе моего родного училища не было никаких, даже самых примитивных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ? Разве у того офицера, который в Тыле училища отвечал за этот склад, не болела душа за то, чтобы на порученном участке работы все было как можно лучше?
Я больше скажу. Если от этого склада пройти метров 200 в сторону озера, то попадаешь на наш учебный аэродром. Там были различные тележки на авиационных дутиках (так на авиационном жаргоне называются небольшие колеса). Этот грузовик с шифером, он же не с неба свалился. Почему нельзя было накануне доставки шифера попросить на учебном аэродроме упомянутую выше тележку на пару дней? Она коренным образом облегчила бы разгрузку шифера. Вот так получается, когда никому ничего не надо, и под руками всегда есть бесплатная рабсила.
* * *
Разрешите провести некоторые исторические параллели. В ХIХ веке в России многоэтажные кирпичные дома строились без использования башенных кранов. Для того, чтобы доставить кирпич на строящийся этаж, использовалась грубая физическая сила. Поскольку кирпич — это не коробок спичек, его в карман не положишь, было придумано приспособление для переноски кирпича на спине человека, как бы мы сейчас его назвали, чернорабочего. Называлось оно «коза».
К сожалению, никто не фотографировал, как мы тогда таскали шифер. А было бы так познавательно положить рядом две фотографии, между которыми примерно 100 лет. На одной вчерашний крестьянин на строительстве доходного дома купца Морозова на «козе» перетаскивает кирпич, а на другой — слушатель РВВИАУ им. Я. Алксниса голыми руками перетаскивает листы шифера. Получается, что за один век ничего в механизации погрузочно-разгрузочных работ в России не изменилось.
P.S. Когда первый раз в жизни пытаешься писать воспоминания, то приходит чувство ответственности. Прошло много времени, человеческая память не идеальна, не хочется что-то напутать. Когда не уверен в своей памяти, стараешься проверить информацию по другим источникам. Поиски информации неизбежно ведут к расширению кругозора. Так получилось, что описывая тот злополучный «дежурный взвод», я неожиданно для самого себя пришел к умозаключению, что созданное на базе Рижского ВАТУ высшее училище по большому счету является детищем холодной войны. Была бы в мире другая обстановка, никогда бы наше высшее училище не появилось.
23 октября 2023 года
Свидетельство о публикации №223102301393