Как я разоблачила культ

Однажды я разоблачила культ личности. Небольшой такой. Мини-культ одной персоны в одном замечательном  коллективе.
Персона, назовем её Е.Г., была зав.лабораторией в институте Академии Наук одной республики СССР. Возглавляла группу молодых, подающих большие надежды учёных. Её пригласили работать в НИИ, и она всех перспективных сотрудников увела за собой. Что уж она им обещала – скорую защиту, работу среди своих, в проверенном кругу, где все друг друга знают и ценят, карьерный рост – не знаю, врать не стану.

Коллектив быстро влил свою свежую научную кровь в НИИ. Люди работали на плотине, в тогда еще братской республике, дежурили там поочерёдно, обрабатывали полученные данные. Ездили в командировки в Крым и на Кольский полуостров, четко выполняли задачи, привозили массу материала. Летом бесплатно с семьями отдыхали на маленькой базе на побережье Иссык-Куля. Вместе отмечали праздники (и Е.Г с ними), командой хоронили престарелых родственников. Чисто по-семейному.

Хорошо было. Но не очень. И не всё. Кандидатскую защитил только В.Г., остальные, бодро взявшись сначала, публиковали научные статьи, вписав фамилию дорогой Е.Г. – ей было надо для докторской. И понемногу стали остывать без поддержки любимой шефини. Пар уходил в свисток, мозги заплывали жирком.
Их научная мадам держала морковку перед носом у каждого, не торопясь скормить и вырастить себе конкурента.

У моего (второго по счету) мужа валялась первая глава кандидатской. Научную публикацию вручил мне с прекрасной дарственной надписью. Больше она ему ни на что не пригодилась, как и предыдущие. Сказал мне, что перегорел, неинтересно.

Некоторые члены этой дружной научной компании поняли сами, что ловить им нечего. Г.К., украв из стола моего мужа кучу оригинальных компьютерных
программ, уехал в Москву и стал ковать там свой научный авторитет за большие зелёные деньги. С ними переехал в Землю обетованную.
Л.Р., которую шефиня не праздновала за красоту и мозги, ушла работать в министерство, и теперь уже она стала требовать отчеты у бывшей начальницы, а не наоборот.
Л.П.  с мужем-немцем  В.Р. уехали в Германию лечить сына.
Прихожу с работы – дома толпа полуголодного народа. Провожают семью Р-й. Что принесли с собой, съели, но не все выпили. Я быстро отвариваю и обжариваю макароны с яйцами на самой большой сковороде, режу салат, опять всем хорошо. Р-к на прощанье поёт своим дивным голосом свои дежурные песни.
В.Р. плачет у меня на плече нетрезвыми горючими слезами: «Рин, куда мы едем? Кому мы там нужны? К кому там можно вот такой оравой ввалиться, и не выгонят, накормят, песни петь будут?!»
Нормально уехали. Сына вылечили, выучили и его, и младшую девочку, все у них было прекрасно. Сейчас не знаю, давно связь прервалась.

Я с их отделом дружила. Ездила с ними дежурить на плотину и
22 апреля приводить в порядок базу. С Л.Р., однажды валяясь там на травке, разговорились - о, родственные души! Дружим до сих пор. Час назад с ней болтали в Инете. Они все охотно ходили на концерты знаменитых бардов
(В.Долина, С.и Т. Никитины, В.Берковский, В.Егоров, В.Ланцберг, Ю.Кукин, А.Суханов), которых приглашал мой друг и шеф, сам талантливый поэт и автор
песен, организатор нашего КСП. Он приглашал, я раздавала им билеты.
Влилась, так сказать, в коллектив.

Итак, о культе.
В моей редакции мы отметили завтрашнее Восьмое марта, и я поехала к Я., оборвавшему телефон. Там народ уже в определённом градусе, все весёлые. Наливают мне что-то, пахнущее земляникой, и предлагают всем выпить за здоровье отсутствующей Е.Г. Честно так, с обожанием, на голубом глазу – как за вождя народов.

И тут меня понесло.
- Алё, вы так любите свою шефиню – прямо до коллективного оргазма? За что, стесняюсь спросить?
Вы всей толпой поперлись за ней в НИИ, вкалываете, бросив семьи, мотаетесь месяцами по командировкам.
Что в сухом остатке?
Одна – ОДНА! – диссертация у В., который по экономической части и вашей Е.Г. не конкурент.
Почему не защитились до сих пор Л.?, М.?, остальные? Сидите, как клуши на гнездах, а цыплята не выводятся. Потому что болтуны. Яйца, я имею в виду. Где ваши профессиональные достижения? Как заняли свои стулья, так и ни с места. Мадам держит вас на безопасном расстоянии от науки. На фига ей столько кандидатов? Она и сама не  доктор наук. Мозги ваши ест половником, а вы и рады стараться.
За вот это и выпейте, болезные!

Народ обалдел. Таких текстов они не слыхали.
Пытались спорить, но аргументы были дохлые.

Е.Г. была женщина неглупая и хитрая. Ей, разумеется, донесли крамолу. Когда поняла, что её рассекретили, быстро сменила коньки на санки. До конца года защитились Л., за ней М., потом пошли косяком. В.М защитился в Москве, едва
выжив после Чернобыля. Сам туда поехал, сам себя потом вытащил из лютой
болезни.

Следом за СССР и этот  НИИ загнулся. От прежних времён осталась одна комната и два специалиста – Р-к и В.Ш., так и неостепенённые. Им уже и не надо. Встречала с ними Новый год перед отъездом.
Е.Г., говорят, на профессорской должности заведует кафедрой в каком-то вузе. Доктором наук так и не сподобилась стать. Не в коня был корм.


Рецензии
Ситуация - уж не знаю, только лишь в советской научной среде? - довольно пошлая, наблюдал такое. Проходил я после института стажировку на ВЦ СО АН СССР в группе школьной информатики. Руководил ею Юрий Абрамович Первин, кандидат и автор широко известного тогда учебника по Фортрану - "для домохозяек", как едко обзывали его специалисты. В группе работали молодые, увлечённые до самозабвения люди, сами недавние мальчики и девочки, но при этом талантливые и программисты и педагоги, умеющие увлечь и многому научить школьников. О! Что это были за школьники! Но здесь не о этом. Так вот, все задумки наработки открыто заявлялись, обсуждались и опробировались. И все они так или иначе были включены в докторскую Первина. "Юрий Абрамович! - говорят, возопили энтузиасты, когда Первин дал им прочитать текст, - "А на чём же мы будем защищаться?" Не знаю, что ответил им хитрый руководитель, но вскоре умер от пневмонии главный энтузиаст (переходил на ногах и заработал отёк лёгкого), а потом группа и вовсе была расформирована, а Первин убыл в столицу. Как-то всё стандартненько.

Александр Тарновский 2   11.04.2024 11:53     Заявить о нарушении
Увы, так и гнобили талантливых. А те молчали - у шефов связи и возможности,
а у них только мозги и энтузиазм.

Рина Приживойт   15.04.2024 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.