Рассказ На ничейной земле

  В этой истории будет повествоваться о старых добрых четверых друзьях  – Джека Дейвиса, Райли Тейлора, Этана Маеса и Ларса Мартенса, которые были втянуты в кровопролитную Мировую войну. Тогда они ещё не знали, как этот международный конфликт повлияет на их жизнь и судьбу…
  Поздняя весна 1914 года. Джек и Райли (британцы), пригласили в провинциальный городок Шотландии своих приятелей бельгийцев – Этана и Ларса. Они ходили по барам, пили местный виски и гуляли по ночной улице.
  Теперь в двух словах о гостей. Этан был курсантом последнего курса офицерского училища. Он носил чин бригадира, который, с одной стороны являлся высшим унтер – офицерским званием, а с другой кандидатом в офицеры. 
  Ларс постигал знания в гуманитарном университете. Всегда, когда заводился разговор на военную тему, он либо сразу переводил его на другую тему, либо старался не слушать своих друзей. Попросту говоря, был пацифистом.
  Наступил май. Бельгийцы убыли на Родину, где они в скором времени должны были отучиться в своих высших учебных заведениях.
У Райли тоже было высшее образование. Но подходящей денежной работы в Лондоне не нашлось. И тут ему предложили работу в Германии на стратегическое оборонное предприятие инженером. Пообещали платить большое жалованье. Но при этом ему нужно было принять немецкое подданство.
  А вот Джек был единственным не слишком грамотным из этой компании. С трудом закончил школу, ведь в точных науках он ориентировался плохо. Так что грызть гранит науки у него не получалось, но в классе всегда пользовался авторитетом. Он являлся профессиональным футболистом и историком – любителем.
  И вот настала пора прощаться. Джек и Райли тогда ещё не подозревали, что совсем скоро грядёт война…
  Летом 1914 года Германия вступила в войну с Бельгией. Великобритания встала на её защиту. Начался призыв в Британскую армию. Джек пошёл на фронт добровольцем, так как там находились его бельгийские друзья, и ему на время пришлось позабыть о футбольной карьере. Да и простые мирные люди вдохновились народным патриотизмом, что сыграло огромную роль в подавлении агрессорского противника. Все говорили, что война будет быстрой и победоносной, но это всё было лишь на словах.
  Первым из той братской четвёрки, кто испытал ужасы войны, был бельгиец Этан. Маес был артиллеристом. Больше недели он участвовал в обороне крепости Льеж, которую штурмовали немцы. От дыма бомбардировок, собственных орудий и человеческих отходов воздух был абсолютно непригодным для дыхания. Всё это являлось причиной сдачи большинства позиций.
  После непрерывных артиллерийских атак и отхода основных бельгийских сил германцы захватили крепость. Но, тем не менее, задержка противника позволила мобилизовать вооружённые силы Франции, которая, как и всё страны Антанты стала участвовать в этом нечеловеческом конфликте.
  Если бы Германия так быстро захватила крепость, то её армия вскоре оказалась бы под Парижем, прежде чем французы подготовились бы к его защите. Получается, что простые солдаты спасли Францию от полного провала.
  Адъютант Маес Этан прошёл настоящее боевое крещение. Такого ужаса он нигде и никогда не видел. Всё то, что они проходили на практических занятиях и учениях были детскими играми. И вот он начал проходить настоящую школу жизни, которую никто ему не преподаст. Когда человек оказывается в самом пекле войны, то он начинает ценить все приятные и добрые моменты, что были в мирное время.   
  Остановимся поподробнее на судьбе Джека. Как уже говорилось, он ушёл в армию добровольцем. Ему было лишь семнадцать лет. Дейвис специально, как и многие другие парни приписали себе несколько лет, чтобы его взяли на фронт. Он прибыл в пригород Британии, где он проходил полный курс обучения.
  Что можно сказать о новой и непривычной обстановке. Здесь поблажек не давали никому. Всё началось с того, что многим призывникам не хватало подходящих размеров военной формы. Да и обуви как таковой не было. Их заменяли ботинками с перевязочной тканью, которая была не очень удобной.
  Сержанты были очень требовательными к своим подчинённым. Они гоняли на марш – бросках, на плацу. Учили переносить все тяготы и лишения армейской жизни. Часто проводилась огневая подготовка, на которой бойцы обучались скорострельной стрельбе по мишеням. Также их обучали рукопашному бою и штыковой атакой.
  Прошло время. Их командир сказал своим подопечным, что сержантов из них не получилось сделать. А вот чины капралов присвоили многим. И будучи подготовленными солдатами их, в составе Британского Экспедиционного Корпуса, в скором времени должны перебросить на континент. Никто не знал, куда их везут. Сначала до позиций их везли на поезде. Был такой случай, что из окна поезда один солдат бросил открытку с письмом родным, в надежде на то, что им его доставят, чтобы они убедились всё ли с ним в порядке.
  Дальше они добирались на корабле. В учебке у них ходили слухи о том, что капралов на войне убивают массами, так как они должны бежать в атаку первыми. И вот Дейвис, будучи в этом звании, хотел повоевать подольше. Он зашел в уборную и оторвал у себя на предплечьях лычки и выбросил их из иллюминатора и вышел уже рядовым.
  Вскоре солдаты добрались до Фландрии, где и высадились. Они последовали до своих позиций. Идя по разрушенным городам, им по пути встретились бывалые вояки, следовавшие в свои казармы в тыл. Бойцы были грязными и уставшими в отличие от своих новых товарищей, которые шли во всём чистом.
  В ноябре германское командование отдало приказ о наступлении своих войск в район бельгийского городка Ипр. Поначалу германцам сопутствовал успех. Они отбросили англичан. Но потом наступление на время захлебнулось, так как напор немцев ослабевал. В дальнейшем германцы сформировали три армейских корпуса для того чтобы прорвать оборону противника. Но и тут немцам не повезло, так как к англичанам на передовую прибыло подкрепление. Противники поняли, что дальнейшая битва не имеет смысла.
  Битва во Фландрии никому успеха не принесла, несмотря на большие потери с обеих сторон. Она являлась самой крупнейшей и последней операцией в 1914 году на западноевропейском театре военных действий. После её окончания здесь повсюду установилась позиционная, то есть окопная война.
  Что можно сказать об окопной жизни. Она была несладкой. Гигиены не было никакой. Солдаты заражались дизентерией, так как условия проживания оставляли желать лучшего. Ведь элементарные нормы санитарии часто не соблюдались. Да и как им следовать, что ведь бойцы черпали воду из взрывной воронки, а там могли быть и трупы. Да, её, конечно, кипятили в котелках деревянными щепками в своеобразном маленьком камине - в нише окопа, а не просто на земле, так как из - за дыма мог прилететь артиллерийский снаряд. Ели в основном суп, тушёнку, маленький кусочек хлеба и сливовый джем, но солдатам иногда хотелось клубничный. Иногда для храбрости наливали ром. Воины всегда оставляли чай в кружках, чтобы побриться. Вши не давали покоя. Они были повсюду. Бороться с ними было очень сложно. Элементарные условия для туалета отсутствовали. Было очень грязно и холодно в те ноябрьские дни. Особенно это сказывалось на здоровье солдат. Из – за таких условий жизни солдаты подхватывали болезнь ног, попросту говоря, «траншейную стопу» или даже гангрену. Их отправляли с передовой на лечение. Всё это зависело от степени заражения. Вот, например, при тяжёлой форме отнимали стопы. Таких военнослужащих увольняли по состоянию здоровья.
  Частенько у военных наблюдался посттравматический синдром. Они подолгу сидели в окопах и ждали своего часа. Их психика находилась в постоянном напряжении. Они могли просто начать верещать, впадать в панику из – за всего этого. Кто – то мог спокойно спать в таких условиях, да и еще постоянно их мучили крысы. Каждый из них по - разному воспринимал войну. Но паникёров, которых считали трусами, лишённых мужественности, придавали военному трибуналу или расстреливали на месте, не понимая, что эти солдаты нуждаются в лечении.
  Вскоре рота, где служил Джэк, последовали на отдых, сменяя солдат, шагавших в сторону линии фронта. Прибыв в казарму, бойцы расположились. Наконец – то они могли по – человечески помыться, постирать свою форму и почистить обувь от ноябрьской грязи. Им было непривычно, что вокруг них не свистели пули и не взрывались снаряды. Теперь солдаты пили чистую воду, не пахнувшую трупами.
  В тылу существовало такое понятие как мобильные публичные дома. Проституция тогда была легализована почти во всех государствах, участвовавших в этой войне. Эта профессия существовала, существует и будет существовать во все времена.
  Так как солдаты, постоянно находясь в мужском коллективе, при любом случае думали о том, как выпустить свой пар. Их, конечно можно было понять, ведь они были далеко от своих жён и девушек. Но, естественно, дам – искусительниц не допускали к воинам пока они не пройдут медицинское обследование на предмет наличия у них венерических болезней.
  Не успев получить своё жалованье, бойцы последовали в паб, где обитали эти женщины лёгкого поведения. Но Джек не последовал вслед за ними. Он считал, что всё это грязно и рискованно. Но однополчане не поняли его, и пошли туда пить вино и подаваться веселью с этими девицами.
  Для солдат британской и германской армии Рождество 1914 года было впервые особенным, так как в это время был прекращён огонь с обеих сторон. В окопах немцы поставили свечи и чем могли украшали ёлки. Было совместное пение рождественских гимнов. Почти что каждому бойцу прислали в сочельник вкусные посылки.
  Англичане и германцы вышли на нейтральную полосу для того, чтобы поговорить с «временными товарищами». Они беседовали на разные темы, а именно когда кончится война и жизнь станет мирной и спокойной. В это время не было врагов, так все в этот светлый праздник обменивались продуктами питания, сигаретами, сувенирами, пуговицами и шляпами.
  Джеку на душе стало как – то спокойнее, ведь поле битвы превратилось в своеобразный символ человечности в такой тяжёлой для стран – участниц период времени. Он, будучи на отдыхе в казарме, ещё не подозревал, что заведёт знакомства с германцами – такими же простыми парнями, как и он. Один немец показывал Дейвису свои фотографии с семьёй. Джек понимал, как он сильно соскучился по дому, по своим родным местам. Германец подарил ему на память свои серебряные часы с цепочкой, а Джек преподнёс ему в подарок фирменную зажигалку.
  Солдаты так же могли спокойно выйти на ничейную землю, чтобы поиграть в футбол. Эта идея пришла именно Дейвису, ведь он на гражданке, как уже говорилось, был профессиональным игроком. В основном матчи заканчивались в ничью. Это ещё раз доказывало, что дружба может быть не только между своими товарищами, но и между врагами.
  Благодаря этому затишью санитары спокойно могли забрать раненных бойцов с линии фронта. Также проводились совместные службы по отпеванию усопших и их захоронение. Именно с тех пор Джек всё чаще и чаще обращался за помощью к Богу, так как это Рождественское событие оставило на его душе неизгладимое впечатление.
  Впоследствии такая Рождественская традиция существовала до конца войны, но офицеры всегда отдавали приказ, запрещавший братание на войне, а виновные должны нести серьёзную ответственность.
  Апрель 1915 года выдался Джеку и его товарищам неудачным. Дело в том, что в сражении при Ипре в течение нескольких ночей германские химические войска установили больше сотен газобаллонных батарей.
  В сторону британских войск было выпущено более полутора сотен тонн хлора. И вот запахло яблоками, когда над позициями англичан началось надвигаться желтовато – зелёное облако. Это запах смерти от которого нужно было спасаться, но у британцев не было марлевых повязок, пропитанных водой, в отличие от немцев. Германец двинулся в атаку. Англичане в панике бежали, кто - куда и немцы занимали их позиции. Многие кашляли с кровью, а некоторые даже выплёвывали кусочки лёгких, а в окопах лежали те, кто смертельно отравился от химического оружия.
  Из тех, кому от газов досталось немало, был Джек. Он, задыхаясь, мучился от боли и от кровохаркания. И тут его спас Райли Тейлор, которому, пришлось воевать на стороне кайзера, так как был германским подданным. Вот так встреча. Где – где, а на войне, да ещё и по разные стороны Райли не ожидал его увидеть.
  Дейвис, лёжа в окопе в полубессознательном сознании, не понимал, что с ним произошло. Его британский друг Тейлор снял с себя защитную маску и надел ему на лицо. Джек из - за своего состояния не мог разглядеть своего спасителя. Через пять минут Райли погиб от удушливого газа. Он пожертвовал собой, чтобы Дейвис остался живым, так и не узнав о том, что это была последняя встреча. На гражданке его родители сказали, что Райли теперь на том свете. Об этом он узнал уже под конец войны. И никто никогда не узнал, что Тейлор подарил ему «свою жизнь».
  В этой битве немцам удалось продвинуться на незначительное расстояние, но прорвать фронт и захватить Ипр им не удалось. Очень много солдат погибло в этом сражении. Как с одной, так и с другой стороны.
  Надышавшись газом, Джек попал в госпиталь. Там ему сказали, если бы еще считанные минуты он пролежал без защитной повязки, то он мог и  погибнуть.
  Лечение проходило очень долго. По настоянию врачебной комиссии Джека пришлось демобилизовать по состоянию здоровья, но он не желал этого. И, несмотря на это, врачам пришлось пойти на компромисс и его отправили в эвакуационной госпиталь для дальнейшего выздоровления.
  Что можно рассказать о жизни бельгийца Ларса Мартенса. Как уже известно, он был пацифистом. Ему была противна эта война, поэтому он вступил в Международный Комитет Красного Креста, чтобы помогать как военнослужащим, так и мирным людям. Так как он был отказником по соображениям совести, то не держал в руках оружия.
  В 1916 году его отправили участвовать в Дарданелльской операции, для того чтобы оказывать гуманитарную помощь странам - участницам. Её суть заключалась в том, что австралийский и новозеландский армейский корпус должен был высадиться в Галлиполии и наступить на столицу Османской империи. В результате они планировали разблокировать Российскую империю в проливах, то есть восстановить с ней сообщение по южному направлению. К концу этой операции погибло более двухсот тысяч британцев.
  Январь этого же года. Самого Ларса смертельно ранили в сердце, несмотря на то, что он выступал на фронте с мирной задачей. Мартенс в этот самый час оказывал помощь раненным туркам. Его могли бы и просто взять в плен, но противник поступил с ним не по - человечески.
  Тот же год. Джек всё ещё лежал в госпитале, но вскоре он прошёл медицинскую комиссию и его зачислили в запасной полк. Дейвису это не понравилось, и он настаивал на отправке на фронт. Командование решило, чтобы Джек прошёл за год полный курс обучения новобранцев. Кто – то даже узнал его, ведь именно в этой учебке его гоняли сержанты. Но они заметили, что у него нет капральской нашивки, и догадались том, что он, как и некоторые бойцы избавлялись от них при отправлении на фронт. Ему, конечно, влетело от командиров, но сдавать его они не сдали.
  Лето 1917 года. Джека, который полностью закончил учебку, направили на войну, но при этом ему присвоили сержантское звание. И на этот раз он не стал срывать нашивки, так как теперь, под его командованием было цело отделение.
  Бельгия. Тот же год. Здесь в это время разгорелось одно из крупнейших сражений в этой войне, которое вошло в мировую историю как битва при Пашендейле.
  В это время английское  командование ставило важную цель, а именно – захват германских позиций вдоль реки Изер. Британцы подтянули артиллерию с последующей бомбардировкой немцев. Германцы стали отводить свои войска на другие участки обороны.
  Германцы снова применили химическое оружие, но, заранее позаботившись о своём отделении, Джек выбил у командования ограниченное количество противогазов, но всем хватило. В учебке говорили, иприт поражает лёгкие и глаза.
  В конце июля союзные войска преодолели реку Изер. Немцы переместили позиции своей артиллерии вглубь своей обороны. Однажды, в одной из атак британцы потеряли много убитыми. Дейвис был ранен в голову осколком немецкого снаряда, при этом, его очень сильно контузило. Его подняли те же солдаты, что были в его отделении. В этой битве, несмотря на большие потери, германцы всё – таки сумели сдержать натиск настойчивых англичан.
  Очнулся Джек в госпитале. Пролежал он там достаточно продолжительное время. Несмотря на его уговоры, врачебная комиссия решило его комиссовать. Один из докторов также сказал ему, что с профессиональным футболом ему придется попрощаться. Как же так? Размышлял над этим вопросом Дейвис, ведь именно этот вид спорта доставлял ему огромное удовольствие и как он дальше жить без него. Этот врач подкинул ему идею, о том, что можно играть в футбол в студенческой лиги. Но для этого ему нужно обязательно поступить ВУЗ. Он сказал Джеку, что голова у него светлая и на гражданке он обязательно найдёт себя даже в это сложное для государства время.
  Доктор связался с некоторыми своими знакомыми товарищами из факультета истории Оксфордского с целью замолвить за него словечко, тем более он знал, что Джек увлекается изучением истории. Так что у Дейвиса начинается новая гражданская жизнь.
  Осень 1918 года. Война уже близилась к концу, а Дейвис тем временем готовился к вступительным экзаменам. Наконец, пройдя все испытания, его взяли на учёбу. Большим жирным плюсом для поступления сыграло его умение и большое стремление играть в футбол. Британца определи в новую команду, где не было ни одного ветерана.
  Однажды после окончания войны проходил международный чемпионат среди университетов. Один из матчей проходил в столице Бельгии – Брюсселе. На трибуне сидел его старый добрый товарищ Этан Маес, который был футбольным фанатом.
  После игры бельгиец подождал его у стадиона. Они были рады видеть друг друга. Джек был рад, что его друг теперь служит в капитанском чине. Так как оправка спортсменов была запланирована на следующий день, то они решили посидеть в местной кафешке, чтобы обсудить, что с ними произошло за то время. Парни встречались очень редко, но они часто писали друг другу письма. 
  Война сильно повлияла на характер этих героев. Они стали намного взрослее и мудрее. Ребята не хотели, чтобы она повторилась, потому что война – это боль и страдание, как физическое, так и моральное. Это самый настоящий ад, в котором кипятятся живые люди. А какого это быть родным и близким людям этих несчастных солдат и офицеров? Это очень сложная и больная тема для обсуждения. Вечная память тем воинам, кто погиб в Первой мировой войне!


Рецензии