Мысли на заметку. 8 октября 2018 года

       Парадоксы существуют в нашем знании, но не в природе. Поэтому парадоксы — это понятийный феномен. Если ты мыслишь смыслами, то парадоксов не возникает, а если формально выстраиваешь логическую цепочку понятий, утыкаешься в парадокс — отсутствие смысла.

       Парадокс — это потеря смысла в процессе рассуждения. Парадокс указывает лишь на то, что процесс рассуждения был неверен.
       _________________

       Сначала возникает смысл, а лишь потом понятие, а на третьем этапе — слово. Смысл «вода» доступен и животным, и людям. И в реке вода, и капли с неба — вода, и влага в земле — вода и т. д. Человек до сих пор может думать смыслами, когда видит сухую или увлажненную почву, чистую или грязную воду, вдыхает влажный или сухой воздух. Там смысл воды, влаги, влажности существует без понятий.

       Я могу потрогать, например, рукой почву и решить, что сегодня огород поливать не надо, не прибегая к понятийному мышлению.

       Потом возникает понятие «вода», которое связано с восприятием воды. В этом понятии множество смыслов: и плотность, и вязкость, и вкус, и ощущение мокрого и т. д. без конца. Понятие «вода» объединяет множество смыслов и обозначает новый смысл, а именно — оно отражает моё представление о воде. У всех людей похожие представления о воде, но не одинаковые. Но во всех случаях это «вода».

       Далее понятие «вода» может быть использовано в общении с себе подобными, а также может использоваться в абстрактном мышлении. Например, вода это субстанция, состоящая из молекул кислорода и водорода.

       И мы всё больше и больше наполняем понятие «вода» абстрактными смыслами, которые вымывают конкретные смыслы восприятия.

       В итоге непосредственное восприятие воды и непосредственные смыслы, с этим связанные, — это одна «вода». А абстрактное понятие «вода» с происхождением, с физикой, с химией, с агрегатными состояниями и т. д. и т. д. — это совсем другая «вода». Таким образом происходит абстрагирование от непосредственного восприятия, развитие абстрактного мышления, развитие человеческого. Смысловая разница между начальной «водой» и конечной «водой» и составляет степень абстрагирования. Меня всегда интересовала предельная степень абстрагирования. По всей вероятности и по логике вещей, она должна быть такова, чтобы не разрушала окончательно первого смыслового комплекса, когда возникало понятие «вода». Иначе дальше происходит разрыв между конкретным и абстрактным мышлением. И человек раздвоился. Возникают умственные состояния, когда ты можешь что-то понять, но не можешь себе этого представить. Исчезает «вода» восприятия, а остается «вода» понимания. А на практике мы имеем дело всё с той же привычной водой. (А представить себе, если слово «вода» заменить словом «жизнь», что будет?)

       Степень абстрагирования каждого понятия определяется степенью абстрагирования всей смысловой системы, то есть границей нашей «смысловой вселенной». И у каждого человека его «смысловая вселенная» имеет совершенно определенный на данный момент времени размер. Всё, что выходит за пределы этого размера, не имеет никакого смысла. Например, для меня квантовая физика бессмысленна. Даже если мне объяснят, и я что-то пойму, какую-нибудь теорию струн, к примеру, — это понимание лишено для меня как практического смысла, так и ценностного, морального смысла.
       _________________

       У подавляющего числа людей проблемы с индуктивным мышлением. Они многое могут понять по отдельности, но сложить всё это вместе не могут. И делают вывод из отдельных посылок, а не из всех посылок в целокупности. Это, я думаю, от прорех в «смысловой системе» человека.
       _________________

       Никогда раньше не встречал определения, что метафизика — это наука о природе реальности. Первая реакция — отрицание, а потом задумался. И действительно, в этом что-то есть. Дело в том, что когда мы реальностью понимаем материальный мир в пространстве и во времени, мы считаем его объективной реальностью. В том смысле, что он для всех людей такой. Но потом мы понимаем, что время и пространство — это формы нашего восприятия мира, а мир, быть может, совсем и не такой, как нам представляется. А какой? Не знаем. Этот мир, который мы воспринимаем, единственный или нет? И если мы отрываемся от нашего восприятия мира и пытаемся понять его сущность, то что такое вообще реальность? Мир не состоит из предметов, мир состоит из молекул, а те в свою очередь — из атомов. Предметный мир — это наше восприятие того, что мы обозвали миром. От того, что мы это обозвали миром, вовсе не следует, что это объективная реальность.

       И уже нет никакого устойчивого основания, которое можно бы было приравнять к реальности.

       И выходит, что единственная не объективная, а лишь доступная нам реальность — это реальность сознания, того сознания, которое едино для всех людей и для всего живого. И оно реально только потому, что мы не в состоянии подвергнуть его реальность сомнению.

       (В принципе, то, что я выше написал, это метафизика. Физически это выразить нельзя.)
       _________________

       Метафизические- способности индивида — это на самом деле способности к индукции, если разобраться.
       _________________

       [...].


Рецензии