Великий Октябрь. Урок литературы
Любимым предметом у ребят была литература.
- Дети! Вы просто не представляете себе в какое прекрасное время живёте! Слава КПСС!
- Героям - слава!
Дружно подхватил класс.
- В старые времена...
Пожилая учительница пустила слезу.
- В старые времена нас заставляли учить наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Пагына, Бальмонта... А что это, Маркс меня помилуй и прости, за стихи? О чём писали эти люди, которых старая власть называла поэтами?
Класс безмолвствовал. Выдержав театральную паузу Октябрина Ильинична продолжила.
- Я вам их сейчас почитаю. Немного.
Октябрина Ильинична наморщила лоб, закрыла глаза и принялась цитировать по памяти:
Мы с тобой проживём и зимой,
ведь всё наше по-прежнему с нами.
Замороженный воздух резной –
как старинный комод с тайниками.
В этих мреющих нишах ночных,
в этих ящичках хитрых зеркальных
столько разных чудес золотых,
столько всяких вещиц музыкальных.*
- Мещанство. Выгораживание недостатков, хвастовство и позёрство!
Зимой они проживут! Всем холодно, а они, "герои", Маркс меня помилуй, любуются мишурой!
Класс осуждающие загалдел, зашушукал.
- Ребята! Вы поймите одно! Настоящая, коммунистическая литература - она другая. Честный человек, человек партийный, не будет писать о мелочах, о всяких хрусталях и прочей чепухе. Моя задача - научить вас отличать хорошее от плохого, привить вам вкус и к литературе и к жизни. А для этого... Для этого я снова вынуждена...
В голосе учительницы снова появились слёзные интонации.
- Вынуждена прочесть вам старые, отжившие стихи. Чтоб вы могли... Могли их сравнить со стихами новыми!
Октябрина Ильинична снова прикрыла глаза и, ёрничая, подвывая и притопывая правой ногой, обутой в калошу, принялась петь:
- В час, когда душа моя как птица
Бьётся в клетке ноющих костей,
Не в больницу я иду лечиться,
Не в театр иду и не в музей!
А я пааайду в кабак,
Где гитариииист,
Мой приятель улыбнётся мне!
И гитара вновь заговориииит,
Запоёт-заплачет в тишине!**
Лицо Октябрины Ильиничны раскраснелось, калоши послетали с ног и она продолжила топать босыми ногами.
-
Нет со мной друзей моих хороших
И тебя со мною рядом нет,
Разбросало нас, как горсть горошин,
Брошенных зачем-то в белый свет!
Я пойду в кабаааак!**
Напевшись и наплясавшись, учительница села на табурет у стола. Потом встала, с трудом нагнувшись подобрала калоши и обулась.
Маняша подняла руку.
- Да, Маняша... Что тебе?
- А чьи это стихи?
- Это песня, Маняша. Песня на стихи Пушкина.
- И Вас в школе заставляли их учить?
- Да,Маняша. Ты молодец. Ты знаешь чаво... Ты это. На следующий урок выучи стихотворение пролетарской переводчицы Моны Кончалко. Или Тараса Удалого.
Тут руку потянул уже Надя.
- Маняша, садись. Надя?
- Октябрина Ильинична! А можно я расскажу стих Удалого?
- А ты знаешь наизусть его стихи?
- Да, Октябрина Ильинична!
Учительница посмотрела на стоящий на столе будильник и махнула рукой.
- Читай, Надя!
- Слава героям совецкой страны!
Нас не спужать ценами на газ вонючий!
Пусть эти проклятые ватники
Засунут этот газ себе в сраки!
Пусть засунут! Пусть засунут!
Слава! Слава! Геть! Геть!
Надя замахал руками как шаолиньский монах или ветряной генератор, затопал ногами, выпучил глаза, зазиговал и заорал ещё громче:
- Слава! Слава! Геть! Геть!
Вате нас не одолеть!
- Садись, Надюша! Ты - молоток! Кобзарь! Ставлю тебе "шесть".
Вот - это - поэзия! Нашенская, народная, а не та ...ня, которую преподавли в старые времена.
Урок окончен. Слава КПСС!
- Героям слава!
Откликнулся класс.
Конец.
* Стихотворение Сергея Пагына.
** Песня Владимира Асмолова.
Свидетельство о публикации №223102300186