В числе тех, кто идёт впереди

          Чем старше мы становимся, тем сильнее чувствуем и понимаем, как летит время и уже ничто и никогда не вернёт нам его назад. Вот и у меня незаметно подошёл срок пребывания в комсомоле. Это не было неожиданностью, но всё же, когда на судовом комсомольском собрании – последнем моём собрании, секретарь комсомольской организации сообщил, что я выбываю из комсомола и пожелал в дальнейшем жизненном пути всяческих благ, стало грустно. Ничего не изменилось, но в то же время многое – я уже не комсомолец.

          Вспомнился тот день, когда мы – несколько человек учащихся в профессионально-техническом училище – поехали в райком комсомола. Сколько было волнений! Перед этим в общежитии, собравшись в комнате, мы проверяли друг друга на знание Устава героического прошлого Ленинского Союза Молодежи. Каждый в душе спрашивал сам себя: может ли он быть комсомольцем. Старшие товарищи подбадривали – не робейте! Преподаватели, вызывая отвечать урок, понимали, нам нужны хорошие оценки – мы вступали в комсомол! Сколько же радости было после того, как нам вручили комсомольские билеты, а на груди – там, где бьётся сердце, заалел значок с силуэтом великого вождя, значок комсомольца. В тот день, казалось, что люда смотрят на нас, на наши значки, и мы гордо шли пешком до самого училища.

          В классе мы сидели героями, смущаясь от обилия внимания и поздравлений. Тогда я ещё раз прочёл свою книгу, подаренную мне, когда вступал в пионеры, и с которой никогда не расставался, книгу Николая Островского «Как закалялась сталь». Сколько мыслей было у меня, шестнадцатилетнего паренька! Какие подвиги мнились в тот вечер! Тогда с огромной силой осознал, что я комсомолец своей страны! Что передо мной столько дел! Столько хороших и верных друзей! И я не ошибся. Когда летом понадобилась помощь на комсомольско-молодёжной стройке на строительстве птицефабрики, все комсомольцы нашей группы поехали туда. Несмотря на то, что мы работали не более семи часов, жили в тёплом помещении и были хорошо одеты и обуты, нам казалось, что мы на самом передовом участке страны, а рядом с нами юный Павел Корчагин! И хотелось дождя и ветра! Доказать, что мы сильны и не уйдём с рабочего места. И было здорово! Радостен был наш труд от осознания того, что мы участвуем в одном большом деле всего комсомола.

          С начала учебного года, сев за столы училища, мы порой грустили. Хотелось участвовать в больших делах, связанных с риском и с трудностями. Преподаватели-коммунисты, понимая нас, объясняли, что дело комсомольца сейчас учиться. И мы учились рабочим специальностям. Когда подошла пора государственных экзаменов, мне удалось сдать их успешно и получить аттестат с завышенным третьим разрядом.

          Звание комсомольца обязывало многому. В армии первым на гимнастёрке был прикреплён комсомольский значок. Затем, как итог солдатской зрелости, нагрудный значок «Отличник Советской Армии». Как повзрослели мы за два года службы. Сколько всему научились. Здесь мы, комсомольцы, на учениях, в труде и учёбе были первыми. Товарищи избрали меня комсоргом роты, и я был рад за оказанное доверие. Чуть позже командование части направило несколько комсомольцев, среди которых был я, для учёбы в вечернюю одногодичную партшколу по программе комсомольского актива. Это были интересные занятия. На них мы узнавали много нового, решали всевозможные вопросы, вели дискуссии, спорили. Когда я был избран секретарём комсомольской организации воинской части, то сам мог ответить на многие вопросы, связанные с комсомольской жизнью. В торжественной обстановке нам вручали удостоверения об окончании партшколы. Преподаватели напутствовали нас с честью нести в дальнейшем почётное звание комсомольца.

          В те дни тревогой в сердце и болью отозвался в сердцах советского народа остров Даманский. В боях за него геройски погибли войны-дальневосточники. Множество рапортов с просьбой о переводе в то подразделение, где погибли наши товарищи, поступило на имя командира воинской части. Комсомольцам не терпелось встать в строй на место погибших. Перед нами выступил замполит. Он убедительно говорил о нашем месте в эти тревожные дни. О том, что добросовестный труд, упорная учёба, безукоризненная дисциплина – всё это как цемент крепит мощь нашей армии. И мы понимали! Незримо выше стал каждый из нас. В подразделении повысилась дисциплина, улучшилась учёба. Моё отделение вышло по многим показателям в число передовых. И неудивительно – все в нём были комсомольцами.

          После армии – работа на море. Первые рейсы на теплоходе «Аральск» запомнились надолго. Это судно стало для меня первым классом в школе моря. На помощь вновь пришли товарищи-комсомольцы. Среди них были имеющие большой опыт работы в пароходстве и впервые ступившие на палубу морского судна. Здесь, как и везде и даже больше, комсомольцы были впереди.

          Особенно дружным и задорным был комсомольско-молодёжный экипаж теплохода «Камчатский комсомолец». Наша палубная команда была вся из комсомольцев. Швартовки, покраски, крепёжки, самовыгрузки, авралы проходили весело, с настроением, с шутками. Может, этот комсомольский задор и помогал судну быть в числе передовых. Эстафету комсомольского задора подхватил другой комсомольско-молодёжный экипаж теплохода «Виталий Кручина». По коллективному решению с каждого теплохода на новое судно, носящее имя славного комсомольца нашего города, направлялось по одному моряку, и мне выпала честь быть в их числе.

          Бывая в разных странах, я убедился, как непросто жить молодёжи капиталистического мира и насколько мы выше их своим нынешним и будущим, нашими идеалами и нашими интересами. В отличие от них мы спокойны за завтрашний день…
Подытоживая своё комсомольское время, я спокоен и горд. Звание комсомольца пронёс с честью. Пусть по возрасту я и выбыл из комсомола, но по помыслам, делам своим до конца дней буду вместе с комсомолом. Быть комсомольцем – это здорово! Это значит быть в числе лучших! В числе тех, кто идёт впереди!


Рецензии