О сходстве ремёсел аваров-вархонитов с народами РД

Иллюстрация: музейные экспонаты на двух марках справа, предположительно, имеют отношение к Аварскому каганату.



О сходстве ремёсел аваров-вархонитов с народами Дагhестана


Всеми исследователями, занимавшимися изучением архелогического наследия аваров в Европе удивляло их высокое мастерство в резьбе, изготовлении тканей, производстве различных вещей. Таким образом, народные ремёсла им были не чужды и они достигли, судя по представленным в Венгрии, Австрии экспонатам достигли в их изготовлении высокого мастерства. И это с учётом того, что большинство этих изделий до нас не дошло. Они настолько хороши, что, как-минимум, часть экспонатов приписывается захваченной ими добычи в других странах. Однако установлено как минимум, дагестанское происхождение одного из золотых кувшинов, найденного в погребении.

Это послужило в научной среде порождению сомнений, а насколько верно мнение о том, что они "сяньбийцы-выходцы из Жужани", так как собсвенно сяньбийцы-парамонголы вовсе не славились ремёслами. Есть ещё один момент- вместо письменности у них сущесвовали какие-то насечки, надрезы на палках.

Горный Дагhестан- Таг, "Земля Трона", знаменит своими сёлами, которым чсвойственна узская специализация в какомлибо ремеселе: с. Унцукуль - инкрустация палок, посохов и т.п. (в дагурском языке сохранились язык. следы того, что подобные палки с засечками, надрезами испльзовались шаманами), с. Амузги- кинжалов (т.н. "кизлярские ножи" - на деле амузгинские),с. Балхар - сосуды из глины, с. Чох, Ругуджа и др.- резьба по камню, с. Кубачи- панцири, кольчуги, Кайтаг-знаменитые вышивки, с. Анди-бурки, Гоцатль, Кубачи- также ювелирное дело.

Таким образом, Дагhестан всегда славился свими мастеровыми: ювелиры, резчики, кузнецы, ткачи и пр. И на всём печать высокого мастерства.

Такой уровень кочевникам обычно недоступен, но авары Аварского каганата ИМЕННО ЭТИМ И ОТЛИЧАЛИСЬ- ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РЕМЁСЕЛ. И это с учётом того, что до нас дошла лишь мизерная часть их изделий, образцов их искусства.Они в этом не похожи на других кочевников, оказавшихся в Европе. Такой уровень мастерства до них не показывали ещё ни одни мигранты из Азии. Известно, например, что всех европейцев, воевавших с аварами, обычно просили привести им в качестве трофеев их знаменитые пояса.

Огромное количество предметов искусства Дагhестана было продано в советское время  тайком или открыто в в зарубежные музеи или частные коллекции. Сегодня даже приблизительно невозможно оценить их количество и определить цену ушедшего " на лево". К ним принадлежат,например, женские свадебные украшения из с.Ругуджа (со свастикой на головном уборе), деревянное изображение всадника (явно аваро-вархонитского типа- шляпа, колчан,наличие у всадника бороды, но отсутствие усов и пр. указывает именно на них). Этого всадника выломали прямо из кубачинской мечети. Ныне он хранится в нью-йоркском Метрополитен-музее. Советские музейные работники десятками лет распоряжались всем ценным и уникальным, что оказывалось в музеях Махачкалы, собственно говоря, как хотели.Уникальные вещи уходили из Дагhестана бесконтрольно. Всем этим распоряжалась одна и та же всем известная влиятельная семейка. Шум был поднят только в одном случае- уникальные ругуджинские свадебные украшения.Сегодня в Дагестанском Краеведческом Музее в Махачкале можно видеть лишь жалкие остатки прежнего роскошного изделия. Этот экспонат был "раздербанен" уже по дороге из Ругуджи в Махачкалу, он даже ни разу не выставлялся целиком в махачкалинском музее.

Ещё один момент- смена марки, приписывание другим того, что произведено и выращено этническими дагестанцами. Нам точно известно, что нет никаких "кизлярских ножей", а есть амузгинские клинки, нет никакого кизлярского коньяка- он терекемейский продукт из Мамедкалы и Дербента, нет никакого терекли-мектебского сорта шерсти "меринос", овцы с этой шерстью были выращены в горной Аварии (Гунибский р-он), а затем мериносные овцы были проданы в Албанию и пр. Таких примеров много.


Рецензии