Условия созревания

Предлагаю свои обещанные два слова об «Улиссе» Джойса. Старость единственная возможность проверить свою когда-то сформированную первочтением совесть, которой свойственно ещё острее, чем в молодые годы, ощущать болото жизни и даже в рассуждениях не позволять метафизике небытия возвращать тебя в мир литературных образов. Почему? Потому, что сознание усомнилось. Ему стало чуждо величие художественной веры всё уверенней склоняющейся к концу жизни перед совершенством веры христианской. И если литература меня учила поступать по совести, то именно проза жизни упаковывала мои возмущения и угрызения совести и, если не умертвила совсем душу, то изрядно отравила те далёкие мечты и светлые воспоминания. И всё-таки!

«Улисс» Джойса труден для восприятия. Здесь важно знать, что является главным для понимания такого определения как «поток сознания»? Это зависимость восприятия не только от прошлого опыта, а и от изначального чувствования, которое Природа сделала основным условием, предваряющим человеческое сознание. От заложенных ей первичных неосознанных чувствований человеческой психики, оплодотворённой последующим культурным воздействием.

Помню, что этот роман я прочитал где-то в самом конце восьмидесятых в журнале «Иностранная литература». Прочитал не полностью. Не хватило духу и помешал тот факт, что социальное наше бытие в то время и без того воочию демонстрировало массовые социально-политические неврозы.

В своё время литературе потребовалась новая стилистическая тактика – модерн, в основе которой лежала так называемая буржуазная культура. Но это в Европе. Начало нашего модерна в том числе и литературного, это и экономические проблемы при Александре Третьем, когда в российское сознание, как и сегодня никак не пролазил традиционный капитализм, и протест застою культурного развития, который нам до сих пор не даёт возможность преодолеть этот переход во времени.

Чтобы читать «Улисса» Джойса необходимы условия созревания, которые при всех обстоятельствах должны оставаться человеческими. Читающего должна возмущать премудрая растрёпанность окружающего мира, рождающая непривычную мысль, которую он на первых порах недоуменно пытается отбросить, но, которая тянется за ним как голодная тень, скалясь и навязываясь мистически третирующей улыбкой.

Многие, читающие «Улисса» не выдерживают, не понимая психологическое состояние героев и этот пресловутый новаторский метод автора – модерниста. Не понимают, что самое главное в подобном литературном стиле, это возможность достучаться до читательского сознания не никчемностью привычной повествовательной ясности, а непривычной стилизацией показать в полной мере проблемы жизни человека противоречащие тем первоначальным чувствованиям. Напрасно в современных условиях напрямую спорить с моралью и чувством долга.

Понимая всё это, необходимо попытаться не прямым внушением выстраивать причинно-следственные задачи, направленные на исправление несправедливого социального устройства, на восприятие хитросплетений бытия и идеологических утопий, а, чтобы литературное произведение рождало и формировало осознанно-критическое отношение к жизни. Но самое главное не надо сознание погружать в атмосферу фрейдистских ощущений, не надо на здоровый рассудок воздействовать полумистическими методами, выдавая подобные выкрутасы за новаторство.

 Духовное невежество роднит между собой прогресс и суеверие, а благодаря Джойсу мне стало понятным и ещё кое-что, например, как могут быть новыми вещи, купленные у старьёвщика. Человеку не свойственно напрягать своё сознание, заглядывая в литературное зеркало, которое художественно гиперболизирует человеческую глупость. Если при этом Европа задумывается, то Россия легкомысленно смеётся. Вспомните наши анекдоты, эстрадный юмор и то, что главным героем русских сказок является Иван – дурак.

А соотнесение «Улисса» Джойса с «Одиссеей» Гомера говорит о том, что жизнь – это вечный повтор человеческой глупости. Уже древние греки понимали, что в результате человеческих действий, влекущих за собой отступничество от правил бытия, нарушается порядок вещей и жизнь теряет свой смысл.

 В этом плане сегодня волнуют отношения России и Запада. Россия от своей непонятной жизни почему-то пытается бунтовать против грязи и пошлости буржуазного мира, но «Улисс» - это урок всему человечеству. Россия со своей самостью уже пыталась, не замечая своей исторической оплошности, с грохотом и молниями 1917-го доказать свою правоту процессом вдохновенного разрушения и созидательного труда, пытаясь победить мрачный хаос капитализма. Сейчас перед второй попыткой пусть даже с «грязного листа» ей просто необходимо внести изменение в своё самосознание?

Если Джойс, как считают многие вскрывает бытие, то Россия, как ей кажется, своим примером пыталась и пытается определить мировоззренческую основу смысла. Россия и Запад, это лишь временное в глобальном смысле «разъединение личностей». Исторически их пути неоднократно пересекались и когда-нибудь навсегда сольются воедино. Во всяком случае в это хочется верить. Ну, а пока.

Политик стучит словно дятел по древу,
народ вразумляя как старую деву.
А бедный солдатик, напуганный тризной
спешит защитить, что назвали Отчизной.


Рецензии