Ненависть к России - модная идея. Вчера и сегодня

Анализ романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
 

                Если русская тройка так быстро мчится*,
                с Россией что-то должно приключиться.               
                А покорили бы французы нас иль немцы -
                открыли бы мы им тихонько двери в сенцы.

«Гляжу на запад, восторгаюсь. Хорошо, если б нас покорили французы: умная нация покорила бы весьма глупую и присоединила к себе. Я желаю уничтожения всех солдат. Совсем даже были бы другие порядки» (Смердяков).

1.  ЖИВОТНАЯ НЕНАВИСТЬ К РОССИИ

«На вечерах говорили «об уничтожении цензуры, буквы «ъ». О полезности раздробления России по народностям с вольною федеративной связью, об уничтожении армии и флота, о восстановлении Польши по Днепр… о прокламациях, об уничтожении наследства, о замене русских букв латынью».

«Мы поспешили, введя моду на мужиков и носились с ними в литературе как с новооткрытой драгоценностью. Мы надевали лавровые венки на вшивые головы… Идут мужики и несут топоры. Что-то страшное будет».

«…Если бы Россия как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива… и тогда некого было бы им ненавидеть, не на кого плевать, не над кем издеваться… Тут и остается в твердом остатке животная ненависть к России как в организм въевшаяся».

«Европейский либерализм, даже наш русский либеральный дилетантизм, часто и давно уже смешивает конечные результаты с христианским (социал-демократы и христиан-демократы)».

«Наиболее опасными оказываются в бога верующие социалисты».

2.  УВЕРОВАНИЕ В ИДЕИ ЗАПАДА

1. «Все аксиомы русских мальчиков сплошь выверены из европейских гипотез; что у них гипотеза, то у нас аксиома».

 И что у них гипотезы - у нас все аксиомы*,
 хотя они давно уже для праведных не новы. 
 И Западу мы любим подражать,
 хулить Россию, бег ее сдержать.

Он никого не любит, себя ж при этом уважает высоко,
а просвещение видит в модном платье и блеске чищенных сапог.
Мечтал во Францию отбыть и переделаться в французы.

2. «Великую идею (свободы, братства)
вываляют в грязи», исказят до неузнаваемости
(поставленную нелепо углом, без пропорции)
и превратят «в игрушку для глупых ребят». 

Великую идею по кочкам волочат*
и так ее безжалостно, и дико исказят,
что превратят в игрушку для ребят.

3. Отказавшись от своей вечной идеи
поиска единого бога,
в России распространялись идеи,
пришедшие с цивилизованного Запада
(социализм, коммунизм, рынок, демократия).

3. РЕВОЛЮЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТОВ 

«Самая главная сила – связующий цемент» для социалистов – «это стыд собственного мнения, что ни одной собственной идеи нет в голове».
«Социалисты «в прокламациях открыто обличают обман и доказывают, что у нас не за что ухватиться и не на что опереться. Они говорят громко и смотрят истине прямо в лицо…».
«Суть революционной идеи заключается в отрицании чести».

Глядят в глаза как окулисты*,
выросшие из штанов социалисты.

А в чем же идеи революционной суть? –
Честь опорочить и всех обмануть.

ИТАК

Ф.М Достоевский пишет: «Социализм у нас распространяется больше из сентиментальности... Первые в ряду социалистов – это кусающиеся подпоручики… Затем следуют чистые мошенники, за которыми нужен глаз…».

Разрушьте веру в Бога и нравственность падет,
и будет все дозволенным, и наглость возрастет.
И человеко-боги вылезут из мрака пестрых теней,
и выпустят из клеток желтый мистицизм,
а душу светлую народов, сожрет зловещий шовинизм.

И побеждая чистую природу,
беря от жизни все дары сполна,
зальют мир кровью жалкие народы
И радость унесет бездушная волна*

* авторская интерпретация текста в стихах, близкая к содержанию.
  А сегодня до недавнего времени разве это было не так.Клеветники затаились!


Рецензии