Исходы

В.В. Маяковский писал: «мне говаривал тихий еврей Павел Ильич Лавут: только вышел я из дверей, вижу они бегут» Речь шла об исходе белогвардейцев под ударами Красной армии. Мир повидал множество исходов.  Отличающихся друг от друга причинами. Иногда население выгоняли силой. Иногда люди искали спасения перед угрозой уничтожения или лишений. Бывало, что люди вынуждены были уезжать в поисках лучшей доли. Мы даже изучали некоторые классические исходы в школьном курсе истории. Можно вспомнить некоторые примеры.

Упомянем для начала знаменитый библейский исхода евреев из Египта. Они уходили тогда от рабства.
Что с русскими исходами? Знаменит исход белой армии и затем интеллигенции после революции. От репрессий. Потом СССР запечатали. Выехать невозможно. Но начался внутренний исход большой массы населения СССР. Принудительный, люди перемещались из центральных областей на Соловки, в Воркуту, на Колыму. Во время войны произошел массовый исход на восток – бежали от немцев. И часть населения там, куда приехала, и оставалась жить после освобождения их родных мест.  Потом начались массовые переселения «провинившихся» народов: крымских татар, чеченцев, ингушей и других. Тоже не по своей воле.  Был исход евреев из СССР. Последние годы из России, открывшей границы, снова бежали от репрессий.  И наконец, от мобилизации.  Не соскучишься. И не напрасно президент России называет русских одним из самых перемещенных народов.  Но нужно заметить, что за исключением Отечественной войны, перемещения было плодом политики собственного же руководства.

  Поэт сказал: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Блажен ли народ, познавший исходы? Это как сказать. Но определенно, исход происходит не от хорошей доли.  Народ, в истории которого не было исходов, - по-своему счастливый народ.

Но не только русские богаты на исходы. Армяне претерпевали немало исходов на своем веку. Недавние: бегство армян из Баку, бегство армян из Карабаха. В азиатских странах, где вражда между народами вызывает особенно пылкие эмоции, бывали массовые исходы от преследований. Вот цитата из Интернета

«4 сентября 2017;г. — Из-за вооруженных действий в штате Ракхайн, Мньямна, 90 тысяч беженцев рохинджа оказались в Бангладеш. Тысячи все еще находятся у границы».


Известны массовые эмиграции в Северную Америку ирландцев, армян, евреев. За хорошей жизнью в двадцатом веке массово потянулись в богатые страны китайцы, филиппинцы.
 

Не так давно происходил массовый исход населения Северной Африки и Ближнего Востока в Европу. От бедности и войны.

На наших глазах шел трагический массовый исход населения Украины от войны.
 

История евреев обвешана исходами как новогодняя елка.  В древние времена евреи массово переместились в Египет, а спустя сотни лет, спасаясь от рабства, совершили исход из Египта.  На основании чего сложилась библейская легенда о драматических событиях, сопутствовавших исходу. Их переместили завоеватели в Вавилон. Римляне после Иудейской войны рассеяли их по всем провинциям Империи. Их изгоняли из христианских королевств. В школе упоминают знаменитое изгнание евреев из Испании. Их изгоняли аз городов и центральных областей царской России. Наконец, они сами уезжали из Европы в Палестину. Их изгоняли при Гитлере (начиналась его антисемитская политика с изгнаний). Наконец из практически выгнали из послевоенной Польши в Израиль.  В 60-80 годы 20 века они массово пытались уехать из СССР. Русскоязычный читатель знает, как евреи уезжали из СССР. Моя тетя, жившая в Одессе, как-то жаловалась мне, что стало тяжело работать. Производственных заданий не уменьшают, а в отделах стало меньше квалифицированных работников. Евреи уехали. Но русскоязычный читатель мало знает о массовом исходе евреев из мусульманских стран в сороковые годы 20 века. А именно исходы прежних лет являются увертюрой к тем драматическим событиям, которые творятся сейчас на Ближнем Востоке. На них и задержимся.
 
Цитата из Интернета.

«Исход евреев из мусульманских (в основном арабских) стран — массовая эмиграция евреев из арабских и других мусульманских стран в ходе XX века. Репатриация евреев Ближнего Востока и Северной Африки в Страну Израиля началась ещё в конце XIX века и стала массовой после образования Государства Израиль и Войны Израиля за независимость (1948). Катализаторами миграции стали массовые еврейские погромы 1940-х годов в крупных арабских городах (в Багдаде, Каире, Адене, Триполи, Манаме, Алеппо и ряде других городов), а также политика урезания прав еврейского населения, которую проводили националистически настроенные правительства новообразованных арабских и мусульманских стран, по сравнению с относительно более мягкой политикой периода до получения этими странами независимости.


В период с 1948 по начало 1970-х годов из арабских стран эмигрировали добровольно, бежали или были изгнаны от 800 тыс. до 1 млн евреев.»


Воодушевление вызвало в арабских странах  арабское восстание в подмандатной Палестине (1936—1939) — инспирированное пронацистским иерусалимским муфтием Хадж-Амином аль-Хусейни. Арабские мигранты исповедовали идеологию панарабизма и рассматривали евреев как своих основных врагов.


На принятие ООН 29 ноября 1947 года резолюции о создании в бывшей подмандатной Палестине двух государств, еврейского и арабского, в арабских странах ответили погромами. Вначале это был Аденский погром 1947 года в южном Йемене и Алеппский погром 1947 года в Сирии с десятками убитых. В 1948 году волна насилия захлестнула Египет, Марокко и Ирак, и в той или иной степени затронула все арабские страны. В это же время новые независимые арабские государства стали принимать меры по «маргинализации и преследованию евреев» с тем, чтобы вынудить их эмигрировать в Израиль


Проект закона, разработанного Политическим комитетом Лиги арабских государств ещё до принятия «Плана ООН о разделе Палестины»— в июне 1946 - сентябре 1947 года, направлен на реквизицию еврейского имущества и вынужденную эмиграцию евреев из этих стран , чтобы «затопить молодое еврейское государство  сотнями тысяч обнищавших еврейских беженцев», Закон похож на нацистские  Нюрнбергские законы.  Решения ЛАГ стали известны израильской разведке, но в свете военной угрозы проблема этнических чисток в арабских странах отошла на второй план. Документ опубликован только в наше время»
 

Закончив цитату, могу добавить, что нынешние устремления некоторых мусульманских государств изменились. Прежде преследовалась цель, чтобы вынудить евреев скучиться на обрубленных землях Израиля, создав там нищее ограбленное население и нищую страну. Арабам этого не удалось. Израиль стал богатой страной. И теперь цели его врагов изменились. Опрокинуть евреев в море. Вынудить евреев бежать. Как писал один мусульманский политический аналитик: террористы понимали, что последним актом террора они Израиль не победят, что он больно ответит. Но задача была в другом. Задача в том, чтобы создать атмосферу, когда население не захочет там, в тревожной атмосфере, в торговой блокаде, жить, чтобы не поступали инвестиции под израильские проекты, чтобы возникла блокада израильских товаров. И евреи уедут сами.


  В информации по Ближнему Востоку, циркулировавшей в СССР, а потом и РФ, мы не найдем упоминания ни о еврейских погромах в Палестине, ни об антисемитском арабском законе. Скажут, что вражда была взаимной. Нас ознакомят, что в 1948 году масса палестинцев бежала от евреев. То есть, совершила исход.

Такой исход был. Исход палестинцы совершили в Египет и Иорданию. Большая часть палестинцев попала на территории Египта и Иордании просто автоматически. Потому что сектор Газы оккупировал Египет, а Западный Берег оккупировала Иордания.  Но немало палестинцев просто бежали от евреев, совершили исход. Покинули территорию Израиля. Их не били в спину прикладами, не выволакивали из своих домов, не угрожали репрессиями. И тем не менее, они ушли. Ушли, потому что опасались ответных репрессий. Почему они опасались?

 Арабское население помнило, как зверски оно вело себя с евреями и ожидало от евреев зеркальных действий. Конечно, только что закончилась война 1948 года, при которой часть арабского населения запятнала себя погромами, а часть способствовала или просто сочувствовала. Понимали, что на них кровь. Потому и ушли. Ушли в Иорданию, где они оказались никому не нужны. И обрели ореол изгнанников и мучеников. И так родилась легенда об изгнанниках и мучениках. Они и на самом деле мучениками являются. Но они сами загнали себя в такую ловушку.


Для сравнения, арабы - граждане Израиля, обладатели израильских паспортов, а их около 20 процентов населения Израиля, изгнанниками или мучениками себя вряд ли чувствуют.  Права те же, что и у стальных граждан. Среди арабов есть и профессора, и врачи, и учителя, и депутаты Кнессета.


 Мне могут возразить, что среди евреев СССР тоже были и профессора, и врачи, и учителя. Евреям даже выделили для массового проживания прекрасную автономную область. Кругом   тайга. Живи – и радуйся.  А они рвались в Израиль. Но в том то и фокус, что евреи СССР, реализовывали свое недовольство посредством исхода, а не терактами.

Итак, повторюсь в 1948 году масса арабов покинула свои дома и ушла с территории Израиля. Ушла потому что предчувствовала недоброе. Предчувствовала, потому, что знала, как недавно они поступали с евреями. Каждый мыслит на уровне своего понимания правил поведения.


И скоро сложилась легенда о захватчиках-сионистах, об изгнании коренного населения, и его страданиях. Все вроде бы так и было. Но нужно добавить, что население уходя, несло груз своих грехов. И грехи эти только множились новыми терактами.


 А легенда жила. Особенно она прижилась и стала официальной, исходящей от руководства страны, в СССР. Она обрастала новыми легендочками. Во –первых, о страданиях. Во-вторых, о страшных врагах всего прогрессивного –сионистах. И в СССР создали Еврейский Антисионистский комитет, члены которого публично били себя в грудь и клялись в ненависти к сионистам и верности партии коммунистов-интернационалистов. Легенде уже больше полувека. И ее постоянно достают и отряхивают от нафталина с расчетом, что правду спустя столько лет будет сложно отделить ото лжи. Но это не так сложно, достаточно покликать в Интернете. 
 

 Но что это я все о евреях да о евреях? Других народов что ли нет?


Объясню почему. 1.Сейчас там идет война. 2.Конфликт, в котором имеет свои интересы много стран. 3 Конфликт затяжной не имеющий простого решения. 3 Россия заинтересована.  Сам российский президент, сказал, что Ближний Восток находится непосредственно у границ России.


Но все же не одни евреи и арабы живут на земле. Другие народы тоже имеют драматические истории исхода. Живущие в европейской части России, например, мало знают об истории Китая. А у китайцев тоже бывали исходы, перемещения народов. И Китай такая страна, что если сгонят со своих мест сотню тысяч уйгуров, например, или начнут зажимать Гонконг, то никто в мире не чихнет.

 
Но я себе поставил задачей написать не об исходе как таковом, и не о евреях и арабах. Наисать о том, как, какими красками, может на глазах всего мира писаться история нового исхода. Почему в нее пишутся именно эти строки, а не другие, создавая новую легенду о страданиях палестинцев.  И эта легенда правдива тем, что арабское население вновь страдает под бомбежками, снова вынуждено покинуть свои дома. Об этом много и охотно пишут.


Все правильно. Но ведь это не первая глава эпоса.  Пишущие историю очередного исхода, опускают первые главы о том, что к страданиям палестинцев, к их исходу привело.  Что бомбежки Газы возникли не просто по злой воле евреев. (Почему-то Западный Берег не бомбят и мирных арабов Израиля не репрессируют) Уже забыли, и просто отказываются принимать во внимание, какие ужасы испытало еврейское население от последнего всплеска террора из Газы. Я не говорю о привычных обстрелах ракетами. Были бы просто обстрелы, привычные нападения с ножом, наезды, я бы не потрудился писать. Но случившееся уже совершенно другого качества. Заставляет задуматься в утверждении Горького, что человек - это звучит гордо.  Возможно где-то в Руанде или Сомали такие зверства дело банальное. Но думаю, даже там такие сцены не крутят на экранах для ликования народного. Там делают, но не хвастаются. А тут зверства прямо на глазах всего мира и ликование на глазах всего мира. Дикари головы врагов насаживали на пики. И то, сомневаюсь, что дикари насаживали ради того, чтобы доставить племени удовольствие, и что так они поступали с детьми своих врагов.


 Я думаю, что в том, как пишется легенда, сказывается то, что история промыла русло. Развитие событий уже заложено традицией погромов.  Зрители в лице мировой общественности уже знают, чего ожидать. Евреев громят традиционно. Арабам нужно сочувствовать, а евреев принято за превышение предела обороны порицать. А пределы пишет мировое сообщество. Для евреев. Но не для палестинцев. Евреев с возмущением осуждают и упоминают в скобках, что они имеют право на самозащиту.  Для мирового общественного мнения естественно, что доля евреев - страдать. Они страдали во времена средневековых гетто, при погромах черносотенцев, во времена концлагерей Гитлера.  И хотя цивилизованный мир признал, что тогда были перегибы, не было в то время гуманизма, но с тех пор сюжет написан и роли распределены: кому страдать, кому громить, кому осуждать, кому каяться. С этим сюжетом мир свыкся. И привык, к ролям: арабы – благородные борцы за свободу, а евреям – оправдываться, что слишком сильно защищаются. И когда евреи, против устоявшегося уклада, защищаются, чтобы впредь не страдать, это ломает веками написанный сценарий. И мир просто удивлен поведением евреев, которые начали нести отсебятину.


  Почеркну, что новая легенда о палестинском исходе пишется на наших глазах, и первые главы новой легенды уже написаны палестинцами. Глава первая написана террористами, устроившими резню еврейского населения. Теракт был разработан и подготовлен и не был промахом. Никто не надеялся рывком уничтожить Израиль. Понимали, что сил не хватит. А, следовательно, ответ Израиля был закономерен и входил в расчет террористов. Террористы вполне могли предсказать, что обрушится на их мирное население.  Но как видно при планировании теракта страдания своего же мирного населения в расчет не принимались. Страдания рассматривались как инструмент давления на общественное мнение. И со стороны мирного населения Газы, надругательства над израильтянами не явились внезапным неконтролируемым всплеском эмоций. Присутствовал прямой расчет. Наиболее инициативные следовали за своими передовыми частями на территорию Израиля пограбить и поиздеваться. Знали, чем обернется. За долгую историю противостояния они знали, какой будет ответ. Но сиюминутное наслаждение от издевательств выше предстоящих страданий от расплаты. Глава вторая – легенда о страданиях мирного населения Палестины, о разбомбленной израильтянами больнице. Уже все проверили. Уже многократные снимки показывают, что больница стоит целехонькая, что, взрыв произошел на стоянке. Уже понятно, что количество жертв многократно завышено. Но глава уже написана. Вошла в анналы. И переписывать нет охоты. И будет написано еще много глав. И составится эпос под названием очередной виток надругательств сионистского режима над палестинцами. Смотришь что ни день в   интернет и видишь, как это пишется.


Рецензии