Где и откуда Упра.? Локация и не только
Упра, это в России, среднее течение великой русской реки . Если посмотрите на карту европейской части России, то увидите очень примечательный изгиб её русла в раоне города Самары.
Про Самару есть много сведений , в том числе и в "Анкете " автора.Самара на излучине. Излучина, потому что на пути стремящейся в Каспийское море Волги образовался очень древний массив Жигулёвских гор , который Волге пришлось обходить .
Сначала 150 вёрст налево, а потом 150 вёрст направо к прежнему направлению. Сразу прошу простить автора за "отвлечения" от основной темы. "Отвлечения" не запрещены на "Прозе.Ру".
Не приветствуются "привлечения". Хотя это спорный вопрос. В Китае очень хорошо с "привлечением" коррупционеров. И куда теперь "шагнула" Поднебесная? По "одному " пути прямо до Калининграда!
Возвращаюсь, как Волга, к прежнему направлению.До Упры можно доплыть по течению Волги от места поворота Волги перед Жигулями. Сначала будет Тольятти,это лучше, чем прежний Ставрополь на Волге
Ставрополь остался только один , который краевой центр на Северном Кавказе. Что такое ВАЗ и почему Тольятти ,всем известно. Тольятти Пальмиро был итальянский коммунист, и в 1947 году чуть было не стал премьером в Италии.А первые машины ВАЗа и завод, были от ФИАТА.
Ниже Тольятти - плотина большой ГЭС, открытой в 1958 году.И немного ниже плотины- Мастрюковские озёра,на которых бывают груши на дереве(правда, не каждый год).
Но есть и другая "Груша", на большой поляне, и на лодке в виде гитары.(теперь уже каждый год). А ещё ниже и эта самая Упра. С местом Упры -разобрались .Немного про "Грушу ", ежегодный фестиваль туристких м других песен в честь Валерия Грушина.
Не в честь неведомого и нереального "Гущина", вымышленного писателем Марией Евтягиной.Студент Валерий Грушин погиб на таёжной реке , но смог спасти тонущих детей.
О "Груше" написано много хороших слов. О том, что там видят, что слушают напролёт тёплой июньской ночью . Мне не сравниться с этими авторами. Но думаю, что картина в их описаниях неполная.Как прекрасны ароматы костров( в разрешённых местах). И запахи цветущих лип,смолистых сосен, цветочных полян в Жигулях. Побывайте там в начале июня, не пожалеете!.
Раньше на месте Упры ничего кроме "Горелого хутора " и двух доек(" Дойка нижняя и Дойка верхняя") и лесов, с полянами, грибами и кабанами- не было..( кабаны и грибы в небольших количествах и сейчас есть). В 1915 году здесь были французские граждане. И , капиталисты, и инженеры.
Капиталисты сказали, что в разгар Первой империалистической деньги для строительства в России на этом месте завода по производству пороха найдутся.А инженеры выполнили такой проект и в 1916 году строительство началось. Но потом революция , гражданская война, белочехи, Чапаев и ничего не смогли построить.
Но отдельные следы остались до сих пор. В 1927году в этих местах проплывал Всесоюзный староста М .И. Калинин и другие товарищи. Было принято решение о строительстве санатория и строительстве ГЭС.
Место , где размещалоь Управление строительством ГЭС, назвали Управленческим посёлком, позднее ,городком. Строительство ГЭС начали, но потом заморозили.Приближалась война, нужно было строить военные заводы.И хорошо , что заморозили. Если бы построили до войны, то были бы залиты водохранилищем нефтеносные места в Зольном и других местах. Второе Баку, очень нужное в войну, было бы поменьше .
Санаторий построили , но в годы перестройки сломали. ГЭС построили только после войны и выше, в районе тогдашнего Ставрополя.В войну на месте будущей Упры было военное училище, и несколько производственных зданий от
замороженного строительства .
В частности, один производственый корпус с извилистыми стенами. В корпусе была большая гидротехническая модель русла Волги на месте будущей плотины.
После конца войны , как уже писал в своём " О пользе заимствования ", начали заимствовать и использовать от Германии , что было возможно. Было два пути . Делать что- то нужное на територии самой Германии, или вывозить всё, и специалистов и оборудование в Россию. Автору известно, что в Советской зоне оккупации , позднее ,в ГДР, были разработаны и даже испытывались интересные по конструкции самолёты.Но дальше испытаний дело не пошло.С газотурбинными авиационными двигателями был выбран второй путь . Всё делать в СССР.
Было принято решение- создать на Управленческом городке в пригороде Самары
ОКБ с заводом для проектирования, опытного производства и испытаний авиационных газотурбинных двигателей.
Вот мы наконец добрались , откуда появилась Упра. Так называли Управленческий посёлок немецкие специалисты, которые были перемещены туда
в 1946году. Но о том, как происходило это перемещение и дальнейшая совместная жизнь (работа и отдых ) немцев , русских и представителей других национальностей, в следующем выпуске на "Прозе.Ру"
Свидетельство о публикации №223102300567