Псалом Нанахуатлю

Фарс

  Исторический контекст:
 
Пьеса разворачивается во время колонизации Южной Америки (1519-1521). Ацтеки и другие индейцы защищались примитивным оружием. Военная сноровка и технологическое преимущество испанцев решили исход дела. За два года Эрнандо Кортес, предводитель конкистадоров, полностью захватил территорию Мезоамерики.
  Первым захваченным регионом стал город-государство Тласкала. Большинство его жителей мирно подчинились и приняло христианство. Союз с испанцами оказался выгоднее ига прошлых тиранов. Основным условием договора - получить независимость от ацтеков. Набрав провианта в Тласкале, Кортес включил в свою армию всех воинов города и двинулся на Теночтитлан, столицу ацтеков.
Действующие лица:

Б р у н о, испанский священник. Остаётся в городе для поддержки своей новой паствы.

И ц т л и, верховный жрец Тласкалы.

Я о т л, племянник Ицтли.

Эпизод 1
Сцена 1

В Тласкале, захваченном индейском городе, начинается эпидемия оспы. Никто не знает, как бороться против этой новой болезни, занес;нной испанцами с европейского материка.

Дом Яотла. Он, Ицтли и Бруно играют в Патолли, традиционную игру-гадание.

Я о т л (обращаясь к Бруно). Вы действительно верите, что пять сотен испанцев и три тысячи тласкальцев способны разбить великих ацтеков?
И ц т л и. Да полно, племянник! Боги предсказали появление людей в железных одеждах! И смерть наших воинов - лишь дар богам!
Б р у н о. Ваш дядя прав. Кортес - славный воин и отличный полководец. С божьей помощью мы победим.
И ц т л и. И с нашими жертвами тем более! Прикажу сегодня принести десять человек во славу наших армий.
Б р у н о. Вы меня обяжете, если мы хотя бы на время прекратим кровопролитие. И без него все идет хорошо.
Я о т л. Будет видно после победы: хорошо или нет.
И ц т л и. Патолли даст нам ответ! Яотл, ходи! (Яотл делает ход) Не может быть! Гибель!
Я о т л. Не кричите, это просто игра. Пару недель назад моему соседу предсказали смерть, и что-то никакая змея его не кусала. Ходит себе здоровый и всё так же пьёт…
И ц т л и. Осторожнее с этим!
Б р у н о. Яотл, будьте добры, переставьте мою фишку, мне не дотянуться.
И ц т л и. О боги, Яотл! Как такое может быть?! Ты предсказал себе вторую гибель! И на своей кости, и на кости священника!
Б р у н о. Вы умрете за двоих или сами умрёте дважды?
И ц т л и. Не смейте так пренебрежительно относиться к пророчествам Патолли!
Б р у н о. Простите, не сдержался (в сторону). Ну да, ну да, она ж, наверное, и Кортеса им предсказала…
И ц т л и. На сегодня хватит, такой игры я ещё не видел!
Б р у н о. Не переживай Яотл, наша вера говорит, что игра - это грех, а, значит, она лжет!

Ицтли и Бруно покидают дом. Яотл наливает себе похлёбку и садится за стол.

Я о т л. Я, конечно, не верю в предсказания, однако… Ну, ладно, неважно. А касательно Бруно… Священник лукавит. Интересно, что он ещё считает грехом? Странно, что грех - это то, чего мы хотим каждый день, например, знать будущее или жену соседа. И что? Живу себе и продолжаю ее хотеть. И в чем грех? Как сказал наш гость, это означает пукнуть на литургии. Ведь служится же служба, а в душе творится пакость. Ну и ерунда.
Хорошо, что испанское войско покинуло город. Они воняют так, как будто пукают на литургии. Что тут суеверия, что там. Испанцы просто испанцы, ничем не лучше ацтеков. Очередные захватчики, только странно относятся к золоту. Пихают в карманы, делают из металла зубы и чуть ли не жрут его горстями. Хотя, думаю, до этого недалеко. Уж лучше так, чем отдавать ацтекам своих людей на убой. Испанцы любят золото и не любят жертвоприношения. Хоть что-то новенькое.
Кстати, о пакости. Её прибавилось в Тласкале. Каждый день находят нового больного. Оспа… Оспа всё меняет. Вот почему сегодняшняя похлёбка плоха?
Капуста трёхдневная. Ага, посыльный не приходил. На зубах скрипит песок, значит, вылили последнюю воду из кувшина. Следовательно, не приходил и водовоз. Мало кукурузы в бульоне. Недопечённый хлеб. Получается, его готовил сын булочника, а он ещё неопытен и разгильдяй, к тому же.
Вчера ужинал у сестры. Еда ещё хуже, ведь она живет за городом. Съела хлеб, который я принес себе, говорит, неделю торговец не заходил. Одни ягоды на столе. Лучше бы дядя думал об этом, а не о жертвоприношениях. Кушать нечего.
А этот их новый бог - наши храмы пустуют! Не он ли испортил мою похлебку! С чего бы ещё половине города ежедневно ходить в эти «церкви»? Уж не потому ли, что там бульон вкуснее!
Ну и ну… Бьюсь об заклад, что если прямо сейчас я пойду на площадь, то увижу то же самое, что и неделю назад: Ицтли и Бруно гавкают и призывают верить в своих божков.

Сцена 2

Площадь Тласкалы. Справа стоят ларьки, в центре стоит трибуна. Вдали виднеется ступенчатая пирамида. Бруно и Ицтли стоят спиной друг к другу во время своей речи. Жрец держит в руках ритуальный нож и окровавленное сердце. В ладонях священника дрожат чётки. Каждый обращается к толпе.

И ц т л и.

вы забыли, тласкальцы! Забыли!?
  тьма пришла на землю и
боги собрались вокруг угасающего солнца
миг, когда самый сильный
и самый красивый бог
трижды не смог прыгнуть в пламя

 я! напомню вам
Н а н а х у а т л ь!

самый слабый и больной бог
тот, чьё тело покрыто язвами!
не думая прыгнул в пламя
и солнце
разгорелось с новой силой!

Н а н а х у а т л ь

не мешкал ни секунды,
жертвуя собой ради света нового мира!

разве язвы тласкальцев (оспа) не его знамение?

разве не он поцеловал избранных жертв!
 
так откуда в тебе сомнения, о народ Тласкалы!
если уже сам Нанахуатль выбирает вас, чтобы вы вознеслись к солнцу!

Б р у н о. Тласкала! Благоденствие сменяется раздором, ибо нет ничего нового под солнцем. Многие из вас приняли крёстное знамение. Некоторые из вас преданы другим богам. Но не будете ли вы преданы ими? Настают времена, когда нельзя больше медлить. Одно горе прошло; ацтеки ушли, но вот идут за ними еще два горя: неверие и оспа.

Заблудшие души, присоединяйтесь к нам. Разве блаженная улыбка друга - не повод сложить с ним руки в молитве? Пока у вас есть такая возможность. Спросите себя: «Зачем я отдаю жизнь за других, если уже отдали жизнь за меня?» Иисус уже искупил ваши грехи!

Испанцы показали свою мощь. И теперь имейте в виду, что время языческой веры истекло. Скоро свет вашего солнца погаснет навсегда. Во что именно вы верите? Господь не позволит, чтобы вера была слабой! Нет, но он позволит случиться тому, к чему вы стремитесь. Я знаю, какие вас ждут мучения. Если вы хотите жить, думайте быстрее.
И ц т л и. Думайте о богах!
Б р у н о. Думайте о Святом Петре!
И ц т л и. Взойдите на алтарь!
Б р у н о. Несите свои кресты!
И ц т л и  и  Б р у н о (вместе): Верьте мне! Верьте мне! Верьте!

Эпизод 2
Сцена 1

Площадь Тласкалы.

И ц т л и. Как посветлело солнце без Теночтитлана! Теперь только наши жертвы достигают богов.
Я о т л. Я думал, что он уже никогда не падет. Хоть и прошло три недели, а до сих пор не могу в это поверить. Всё ещё жду появления Ягуаров на пороге дома. Как тогда, в детстве.
И ц т л и. Не будем ворошить прошлое. Не обесценивай жертву своей матери. Она же ушла вместо тебя с отцом.
Я о т л. Моя мать мечтала, что я обзаведусь семьей. Теперь у нас есть свобода от ацтеков, но оспа… Дядя, люди умирают десятками. Когда умирал один человек, его хоронили родственники. А теперь... родственников хоронят соседи.
И ц т л и. Пустяки, Яотл. Всё это поцелуи Нанахуатля. Он говорит нам, что время изменилось и всё больше наших людей идут к солнцу.

Бруно подходит к Ицтли и Яотлу.

Б р у н о. Яотл, там ваши пришли. Пойди, пожалуйста, ни слова не понимаю.
Я о т л. А что там?
Б р у н о. Без понятия. Машут свертком.

Яотл уходит.
 
И ц т л и: Бруно! Как и было обещано богами, Теночтитлан пал! Нанахуатль исполнил пророчество! Не устаю вам об этом напоминать.
Б р у н о. Да, как замечательно, что Кортес взял Теночтитлан. Говорят, он даже больше и прекраснее самого Ватикана.
И ц т л и. Мы в целом больше и прекраснее самого Ватикана.
Б р у н о. Ещё чуть-чуть, и мы построим там самый прекрасный собор в мире. Да что там? Град Божий! Ах, прости Господь мою духовную прелесть, да я их всех к Христу приведу! По щелчку пальцев. А вы всё ещё верите в свои предрассудки, Ицтли. Как ваши кровавые жертвы помогли? Любовь Иисуса, а не вырванные сердца, привела нас в Тласкалу.
И ц т л и. Боги обещали нам спасение от ацтеков за жертвы. Жертвы были! И вы, их посланники, пришли на запах крови!
Б р у н о. Нет… Мы просто пришли спасти ваши души. Вы сами сказали, что жаждали спасения! Пришло время Иисуса любить вас жёстко.
И ц т л и. Но я делал всё, что хотел Нанахуатль, и делал это правильно.
Б р у н о. Вы делали правильно, а надо было праведно.
И ц т л и. Самое главное, что посланники бога вернули нам законное место.
Б р у н о. Вам? Ну, поздравляю вас. Испанская корона позаботится о ваших территориях, а я позабочусь о ваших суевериях. Скажите, что испанцы носят на шеях? Кресты. (Поднимает палец вверх) Это наш символ веры. Ваш народ проявил духовную доблесть. Милосердие Христа освободило вас от ига, когда он услышал биение согласных сердец.
И ц т л и. Все согласные сердца сожжены на алтарях.
Б р у н о. Вот зачем вы дерзите мне, Ицтли? Разве я вам не друг? Подумайте лучше на досуге о том, что в Испании вы не сможете ходить (тыкая в обнажённый торс Ицтли) вот так. Есть свободная ряса вашего размера.
 
Сцена 2

Там же. Яотл приходит на площадь и несет послание для Ицтли.

Я о т л (про себя). Опять спорят, чей бог сильнее. (Обращаясь к Ицтли) Дядя, пришло письмо из Теночтитлана. Чую, что там хорошие новости.
И ц т л и. Надеюсь, там не счёт на новые рясы.
Я о т л. Да тут к гадалке не ходи…
И ц т л и. Кстати, о гадалках. Я размышлял над предсказанием, Яотл… Понимаешь… Такое предсказание ещё никому не выпадало. Патолли никогда не лжёт, а всё-таки…
Б р у н о. А всё-таки солжёт.
Я о т л. Я всё равно в это не верю, дядя. Гори оно синим пламенем…
Б р у н о. Именно.
Я о т л. Умирать мне незачем. Конечно, ухаживать за больными и сжигать трупы - занятие чуть менее весёлое, чем пить вино и кутить с девками…
И ц т л и (раскрывая письмо). А ты всё-таки подумай (читает послание)...
Б р у н о. Ваш племянник мудрее вас, Ицтли… Мы в прогрессивной Испании уже давно сожгли всех гадалок и предсказателей.
Я о т л. Вы сжигаете женщин на кострах!? Какое варварство! Мы их просто не слушаем… И любим.
Б р у н о. Яотл, у меня и к вам есть предложение. Наша церковь всегда рада…
И ц т л и (прерывая священника): Племяш, неси вино! (Швыряет письмо к ногам Бруно) На, читай!
Б р у н о. “Нас выбили из стен Теночтитлана. Кортес”.
И ц т л и. Приплыли, Бруно? К чему привело ваше сострадание и любовь к ближнему? Вот почему, вы думаете, Теночтитлан дал отпор? Жертв недостаточно.
Б р у н о. Но здесь же ни слова о том, что мы проиграли! Не рубите с плеча…
И ц т л и. Ещ; как порублю. Слышите? Ещ; как! Каждый третий отмечен знаком Нанахуатля! Каждый второй уже принесён в жертву! Каждый…
Б р у н о (перебивая): Вы опять за своё? Знаки Нанахуатля - это просто болезнь. Давайте подожд;м новых вестей от Кортеса…
И ц т л и. Нет, Бруно! На этот раз мы ждать не будем. Как вы там говорили?! Милосердие Христа освободило вас… когда вы услышали биение согласных сердец? Так вот! Чтобы звук сердца был более четким, я лично вознесу его к небу.
Б р у н о. Одумайтесь, Ицтли! Это живые люди.
И ц т л и. А мертвых в жертву и не принести.
Б р у н о. Ицтли, а ведь мы делили хлеб и вино!
И ц т л и (пожимая плечами). Было очень вкусно. Вы даже предложили свою рясу! Встречное предложение: вы оставляете себе своё свадебное платье, а завтра встретимся у алтаря. Я украду ваше сердечко, священник. Стража! Сопроводите нашего друга в комнату невесты.
Б р у н о. Ваши заблуждения погубят вас! Немедленно отпустите меня.
И ц т л и. Вас “отпустят” на рассвете. А пока - Нанахуатль зовет меня… он голоден!
 
Эпизод 3

Сцена 1

Темница. Яотл стоит снаружи и наблюдает за Бруно. Священник молится внутри своей камеры.

Б р у н о. И ты пришёл поглумиться надо мной, язычник?
Я о т л. Шуток дяди вам не хватило?
Б р у н о. Резонно.

Яотл даёт Бруно краюшку хлеба.

Б р у н о. Даже моя паства на такое не решилась. Как я могу тебя отблагодарить?
Я о т л. Я бы попросил вас убраться вместе с Кортесом, но, к сожалению, вы в темнице.
Б р у н о. Что случилось ?
Я о т л. Оспа! Вы думаете, я не понимаю, кто причина её появления?
Б р у н о. Если я в темнице Тласкала, то вы - в темнице невежества! Ваш дядя рад этому. Он считает, что это благословение, “поцелуй Нанахуатля”, как он говорит.
Я о т л. Пришли вы, привели в наш город своего бога вместе с оспой! Вы говорите, что это просто болезнь, но я не вижу выздоровевших! Реки крови продолжают течь с вершин пирамиды.
Б р у н о. Судорога сводит ваш разум, а?
Я о т л. Тысячи судорог!
Б р у н о. Поймите, что это испытание, а не просто кара.
Я о т л. Эту кару вы и накаркали. Испанцы!
Б р у н о. Сохраняйте спокойствие. Что вы видите за окном?
Я о т л. Огни.
Б р у н о. Какие?
Я о т л. Их столбы поднимаются так высоко в небо, что не видно звёзд. Это я их зажёг.
Б р у н о. Как же так вышло?
Я о т л. Сначала родственники хоронили своих родственников. Потом родственников хоронили соседи. А теперь… А теперь я сжигаю их всех.
Б р у н о. И это - ваш крест, Яотл.
Я о т л. Город в опасности! Как спасти людей?
Б р у н о. Жил-был человек, которой тоже хотел всех спасти! Он был из города Вифлеема, а ты из Тласкалы. Он знал, что его ждет, и мог избежать своей участи, но! Он взял на себя смелость и пожертвовал собой, чтобы спасти свой народ! Чтобы что-то изменить, не обязательно быть Богом, можно быть просто человеком и поступить благородно.
Я о т л. Как и Нанахуатль!
Б р у н о. Почти так…
Я о т л. Слабейший бог Нанахуатль первым прыгнул в солнце, чтобы спасти мир… и обычный человек по своей воле взошёл на крест, чтобы спасти вас?
Б р у н о. Жертва Иисуса спасла всех нас!
Я о т л. А как проходит крещение?
Б р у н о. Ты умрешь, как язычник, и воскреснешь, как христианин. И получишь новое имя.
Я о т л. Вот как… я хочу принять крещение.
Б р у н о. Яотл, я так счастлив. (Крестит его) Что ж, будь счастлив и ты… Яков.
Я о т л. Теперь я знаю, как всех спасти!
Б р у н о. О чем ты? Ты уже спасен! Ты только что родился безгрешным.
Я о т л. Да, моя душа как никогда чиста. Я готов!
Б р у н о. К чему?
Я о т л. Если самый больной из богов смог спасти мир и сын какого-то плотника справился, то, думаю, и у меня есть шанс спасти всех снова.
Б р у н о. Что ты задумал?
Я о т л. Время прыгнуть в солнце… Это мой крест.

Яотл уходит.

Б р у н о (пауза). Будем считать, что этого разговора не было.
 
Сцена 2

Рассвет. Площадь. Яотл идёт к алтарю. Его губы беззвучно шевелятся. Ицтли наносит на Яотла ритуальные символы. Бруно смотрит на него из темницы, крестит его и шепчет молитвы. Ицтли убирает краску и достает кинжал. Яотл простирает руки, дядя пронзает его.

И ц т л и. Солнце гасло.
Б р у н о. Человечество утонуло в грехах.
И ц т л и. Мир нуждался в том, чтобы разгореться снова.
Б р у н о. Люди нуждались в Мессии.
И ц т л и. И поэтому…
Б р у н о. Иисус…
И ц т л и. Нанахуатль…
Б р у н о. Погиб за всех за нас…
И ц т л и. В пламени затухающего солнца.
Б р у н о. Его жертва…
И ц т л и. Стала примером для всех для нас.
И ц т л и. Яотл был лучшим из нас.
Б р у н о. Яков был лучшим из нас.
И ц т л и  и  Б р у н о (вместе). В его смерти - наша жизнь.
 
Конец.


Приложение

Краткое описание событий, произошедших с прибытием Кортеса.

В 1519 году Эрнандо Кортес высадился на побережье Южной Америки. Под его предводительством шло 553 конкистадора. Всего через несколько дней они вышли к Тласкале. Войско Тласкала потерпело поражение. Тласкальцы предложили Кортесу союз с условием избавить их от ацтеков. В знак своей преданности аборигены подарили Кортесу золотые луну и солнце. Кортес немедленно отправил дары вместе с договором в Испанию, а свои остальные корабли приказал сжечь.

Жрецы Тласкалы праздновали заключение союза. После подписания договора Тласкала выделила Кортесу 3000 воинов, и он отправился в Теночтитлан. Ему сопутствовала удача. Слава о его победах пришла в ацтекскую столицу раньше него. Ацтеки приняли испанцев, как почетных гостей, только отказались признавать их победу и принимать христианского бога. Испанцы вмешивались в ход местных ритуалов, отчего жители города взбунтовались и началась резня. В тот день погибло около 5000 ацтеков. Испанцам пришлось отступать.

Кортес решил отступить от Теночтитлана, чтобы взять передышку и вылечить раненых. Он рассчитывал на подкрепление из Испании. Этот ход был ошибочно воспринят ацтеками, как капитуляция. Войско Теночтитлана решило настигнуть Кортеса в джунглях и добить. Кортес разгромил преследователей и потерял всего 18 человек, в то время как ацтеки потеряли около 8000. Это была решающая битва. Кортес вернулся победителем в Тласкалу, и судьба Южной Америки была решена.


Рецензии