Почему в Европе лучше

Данная тема вызревала давно и сегодня пришло время поговорить об этом. После прочтения вы поймете, почему образ Пизанской башни подходит для оформления этой статьи как нельзя лучше.

Результаты Международных Математических Олимпиад показывают, что на них первые места занимают Китай, Россия и США. Но для полного понимания картины сначала посмотрите на фамилии команд из США. Там, как бы, все очевидно и вы поймете, о чем речь. Это совсем не американские фамилии, скажем так. В общем, оставляем здесь две страны: Китай и Россия.

Справедливости ради стоит отметить, что также традиционно высокие места занимают корейцы (Республика Корея или Южная Корея).

Да, так мы же о Европе. Так вот. Многие жители из стран постсоветского пространства замечают, живя в Европе, что европейцы очень неохотно говорят о подобных вещах (про то, кто побеждает в международных математических олимпиадах, про успехи в науке и т.д.).

В их научно-популярных книгах вы не найдете ничего о достижениях китайской или русской (российской) науки. Вы не услышите от европейцев какого-то признания или уважения по отношению к России.

Сейчас вы даже не услышите о том, кто на самом деле победил фашистов во Второй Мировой Войне.

И если смотреть совсем тонко. Когда и если вы начинаете пытаться объяснить европейцам, что в России не совсем так, как показывают их медиа, или, например, вы осторожно скажите или намекнете, что вам нравится Россия или вы ее поддерживаете, то вы, как минимум, между строк заметите охлаждение в отношении к себе.

Одновременно с этим на территориях постсоветских стран распространяется, как правило, в завуалированной форме информация о том, что в Европе лучше. При чем лучше абсолютно все: качество машин, уровень жизни, размер зарплат, качество кинематографа, качество ремонта, одежда, инструменты и все остальное, и даже трава в Европе зеленее.

Вспомните, в девяностые кругом пестрели названия "евроцемент", "европлитка", "евроремонт" и т.д. Это было, типа, символом качества.

Посмотрите названия жилых комплексов Москвы: там много англицизмов и названий, отсылающих к Европе (английский квартал, итальянский квартал, Royal House и т.д.).

Это говорит о том, что люди живут иллюзиями и мечтами о Европе. И если они будут покупать что-то или жить в чем-то, что хоть как-то (хотя бы названием) связано с Европой, то им будет как-то более удовлетворительно. По сути - это признак вторичности и подобострастия.

И такое отношение к реальности, смещение внимания и замалчивание человеку незаинтересованному и смотрящему на все со стороны может показаться странным. И оно, действительно, странное.

Почему так получается?

Ответ будет многослойным.

Первый слой. Углы зрения
Разделим людей на несколько условных категорий: А) люди, которые живут на постсоветском пространстве и не были в Европе или были там в качестве туристов; Б) люди из постсоветского пространства и которые долгое время жили в Европе и понимают, как там устроена жизнь; В) люди, которые живут в Европе, и знают о России только из собственных медиа. Остальными категориями мы пренебрежем, для нашей темы они не столь важны.

Давайте еще здесь добавим, что мы понимаем под Европой. Под Европой мы понимаем наиболее эталонные европейские страны: в первую очередь, Англия, а также Германия и Франция.

Возвращаемся к проблеме. Углы зрения делят и людей. Наиболее полная картина, конечно же, у людей из категории Б: у тех, кто жил и там, и здесь. Они то как раз имеют возможность сравнить. И самое забавное, что их оценки сильно отличаются от того, что есть у людей из категорий А и В. И заметьте, что количественно категория Б - это самая малочисленная категория.

И здесь мы просто зафиксируем, что обработка людей из категорий А и В загоняет их в псевдореальность, разделяя этих людей и мешая им взаимодействовать.

Одновременно с этим ложная картина мира создает приливную силу в сторону Европы из стран постсоветского пространства, вытягивая в Европу наиболее энергичных, фанатичных и решительных (может быть, и не совсем мудрых в плане жизненного опыта, но откуда он у молодых); и ставит заслон в обратную сторону - европейцы не сильно стремятся ехать в Россию из-за псевдообраза России, который у них сформирован местными медиа.

Стоит признать, мудрая политика для Европы!

Забавно тут еще и то, что представители категорий А и В ни в какую не будут слушать людей из категории Б. Эти вот из Б будут казаться им подозрительными, может быть, подкупленными или врунами. У них то, у представителей категорий А и В знаний куда больше, просто этим вот из Б не хватило опыта, или этот опыт у них был какой-то неправильный. Вот они то сами из категории А, если поедут в Европу, у них все будет совсем иначе. А если они из категории В, то они же читают европейские СМИ, а они врать не будут. А вот эти странные люди из категории Б может быть агенты КГБ (и не важно, что КГБ давно нет, оно все равно есть). Какая-то вот такая патовая ситуация.

Второй слой. Причины
Если в первом слое мы касались акторов всей этой конфигурации, то второй слой касается причин, стоящих над обществом. И именно здесь мы дадим основной ответ на вопрос.

Создание приливных сил для одних и барьеров для других, о которых мы говорили выше, это, безусловно, важная цель, которая достигается за счет такой политики, но основной ответ по существу кроется, как кажется, в другом.

Люди из категории Б говорят о таких вещах, вещах объективных, которые при придании им широкой огласки, вскроют такую реальность, которая полностью изменит мировоззрение людей. И давайте оговоримся, мы имеем в виду ситуацию до СВО.

Сейчас в дело вмешались глобальные силы и изменили отношение в Европе к России, но мы говорим о системных и не связанных с военными действиями процессах.

Европа представляла (и, в определенной степени, представляет) собой красивую упаковку при отсутствии красивого содержания. Люди, которые пожили там, столкнулись с реальностью: с другим качеством культуры, с другими нормами поведения, с другой экономикой, с судебной системой, с другим здравоохранением, с реальным миром, который сильно и принципиально отличается от того образа, который был у них в головах.

Образ - это то, что продается в мире и привлекает внимание. Будто обманщики на рынке, силы, которые контролируют процессы, создают этот образ, чтобы наивные простаки (которыми могут быть даже люди с хорошим образованием и серьезными профессиональными знаниями - по жизни они могут быть очень наивными) слетались на этот образ.

Именно этот образ позволяет продавать в Лондоне фанерные дома за миллион евро. Именно этот образ позволяет перетаскивать светлые умы, привлекать иностранные капиталы, обеспечивать местным достойный уровень жизни.

А когда человек прозревает, он, как правило, уже на крючке.

Все это немного устарело, потому что такое положение вещей изменилось с наступлением 2022 года и началом переформатирования мира. Но эти процессы не могут изменить все быстро и одномоментно. Человеческое сознание, в большой степени, инерционно. Людям сложно и некомфортно менять свои убеждения. Но знание реального положения вещей, хочется надеяться, позволит уберечь многих людей от ошибок.

P.S. Также вы можете почитать статью "Есть ли ты, Европа?" на близкую тему.


Рецензии