Не мораль, но около

Почему люди, в большинстве своём, ненавидят тех, кому должны, или тех, кто умнее и талантливее их, а ещё хуже, удачливее? Ведь они никогда и ни за что не согласятся на те трудности и трагедии, которые выпали на долю «счастливчиков», которых они ненавидят, сами-то они все такие непогрешимые, аж челюсти сводит, и глаза слепит от их божественного света!

За что матери ненавидят своих детей, сёстры – братьев и наоборот, свекрови невесток, начальники – умных подчинённых и так далее? Неужели всё это свойственно человеческой природе? А то как же! Иначе Авель и Каин дожили бы до старости, восхваляя Создателя за счастье, дарованное родственными узами, за радость совместного воспитания детей, продливших человеческий род.

Я никогда не любила, если меня начинали жалеть. Хотя, разумеется, живо откликалась на любое проявление доброты и понимания. Сделай мне на копейку, отдам сто рублей. Не потому, что я такая правильная, а потому, что так и должно быть. А жалость – это сомнительное чувство. Пожалеть можно пьяного у метро, у которого колосники горят, и дать ему на пиво. Мы с мужем так и поступали, но сочувствие – это совсем другое. Это приложение ситуации к себе самому. Если не хочешь, чтобы с тобой случилось то же самое, помоги выйти из положения, не наливай, не плачь, твои слёзы фальшивы, просто думай и помогай.

Вот, к примеру, иду я с рынка, тащу полные сумки того-сего, кругом весенние ручьи, а на сердце тяжесть. Дети не хотят понимать, как сложно мне одной разбираться в хитросплетениях бытия, маленькие они, умишка им не хватает, взрослая жизнь – это другое и для них не главное, даже не обязательное. Вот они вырастут, и у них будет всё по-другому, как в сказке «Золушка». Только они у меня не «золушки», это я на сегодняшний день Золушка-засранка.

Выгребаю мимо храма Николая угодника, сыро, шуба прижимает к земле, в горле ком. Уверена, что у многих бывало подобное состояние обиды и безнадёги, когда кажется, что жизнь бесцельна и растрачена неизвестно на что. Я-то стараюсь из последних сил, но почему-то это воспринимается, как должное, да и не надо мне признания, лишь бы не мешали лямку тянуть!

Глаза скользят по ограде храма, возле которой стоит несколько нищих. Вот цыганка. У цыган женщина побирается, а муж сидит в тепле и сосёт свою трубочку, - счастливое миросозерцание, - меня всегда удивляло, почему среди цыган так мало поэтов, ведь все предпосылки для этого имеются.

Рядом с цыганкой стоит нищенка в чёрном платке, у неё бледное лицо и слезящиеся глаза. Она протягивает в мою сторону пластмассовый одноразовый стаканчик, на дне которого лежат пожертвованные монетки. Но мне нечего положить в этот стаканчик, я потратила на продукты всё до последней копейки. Вертлявый нищий явно собирает на бутылку, его физиономия сморщена ненормированными возлияниями, он тянет вибрирующим фальцетом: «Подайте Христа ради», я отвечаю: «Бог подаст!» и вдруг…

Последним в строю к ограде примостился мужчина приличного вида, похожий на ИТРовца из почтового ящика. Чисто выбритый, в ратиновом пальто, которое служит ему немало лет, с непокрытой седеющей головой, в руках – норковая шапка-ушанка кверху дном, в ней картонка с надписью: «Помогите, у внука рак крови». Мужчина не унижает себя бросками к каждому идущему мимо, он скорбно стоит у ограды храма, и, видимо, потерял надежду, что кто-либо войдёт в его положение.

Время такое, - перестройка. Все заняты добыванием хлеба насущного, кто-то богатеет, кто-то выбрасывается из окон, кому-то вообщё всё похер, люди – они всего лишь люди. И вот я со своей обидой на моих девок, которых я холю и лелею вопреки всем своим скромным возможностям, а мне:
- Мама, почему у нас все вещи вязаные, разве ты не можешь купить нам в магазине, как у всех?
 
Это старшая, младшая не возражает даже против сестриных обносков, она не зацикливается, постоянно напевает, рисует, не жалуется, ест, что дают, а эта…
Но тут Женя поддержала сестру, видите ли, я папеньку их обидела напрасно.
Приехал жлобина с сардельками, а я ему всё и высказала. Не хлебом, мол, единым, девочки фруктов хотят и в театр сходить, и за изостудию платить надо, и за музыкальную школу… Дети слышат только интонацию, им бедного папу жалко, он же не сам ушёл, я же его подарила, но он совершил благородный поступок, оставил трёхкомнатную квартиру…

И вот я с этим комом в горле стою столбом против чужого горя, которое с моим даже сравнить нельзя. Стою. Мужчина поднял на меня глаза, и я вижу, что он ничего не просит, просто ждёт. Нет, даже не сочувствия, а осознания, он мне помогает в тот момент, когда я ему помочь не в состоянии. Мне что, подумаешь, муж кобелировал и, наконец, свалил, это же счастье. Главное, дети здоровы, всё остальное приложится.

Я ставлю сумки на подтаявший снег, снимаю перчатки и расстёгиваю золотую цепочку на шее. Помню, как потратила на неё зарплату, хоть чего-то она да стоит, всё же не советское дерьмо, испанская, проба семисотая, сечение интересное, таких нет, оставляю себе крестик с распятием, кладу цепочку в шапку. Мужчина смотрит на меня с удивлением, спрашивает: «Как имя Ваше?» «Наталья», говорю, машу рукой, хватаю сумки и ухожу. В глазах слёзы. На девок своих уже не обижаюсь. Слава Богу за всё.

Потом, через несколько лет, вспомнила я этого дядьку, лёжа в палате для умирающих, не его ли молитва спасла меня, кто знает. Редко кто выздоравливает от рака крови в стране, где детям собирают по копейке через интернет, а взрослым… Я одна вышла из этой палаты в 1999 году.
«Спешите делать добро» - выгравировано на могильном памятнике доктора Гааза.  И правда, спешите, главное, чтобы Ваше добро хоть кому-то помогло, остальное неважно!

Нет, не собираюсь я никому читать мораль, - никто вроде в подгузники не писается, - и лучше, чем есть, казаться не собираюсь, я тётка злая и спуску не даю никому, но, с чего вы решили, что у вас есть право лезть ко мне под кожу, выискивая во мне недостатки? Вы мне кто? Ах, читатели…

«Lori Bell
Наталья Владимировна Тимофеева обо мне говорить не интересно, я не печатаю никакой ерунды в виде рассказов, ни на что не претендую, в чем смысл разговора? Возникает вопрос: зачем ВЫ это делаете, не имея никаких способностей? Просто чтобы переругиваться в комментариях? Вам просто скучно и нечем заняться?» - вот это кто? Не та ли нищенка с одноразовым стаканчиком, которая идёт за мной по пятам, меняя ники? Может быть, я кому-то в этой жизни осталась должна? Не думаю.
А потом, с чего вы решили, что ваши оскорбления достигли цели? За свою долгую дорогу кем только мне ни пришлось поработать, с кем только ни познакомиться. На самом деле типов людей не так уж много. Это национальность у всех одна – люди. А типов только два: человек и барахло.


Рецензии