Чиню, лужу, паяю

                При чем тут Шокуров? Русаев?!
                Медные рудники...
                Лужу, паяю, ЭВМ починяю.
                ШИКИН Е.П. "ИНАКОМЫСЛИЕ"

   Это было ещё в те времена тогда, когда деревья были большими, а экраны телевизоров маленькими. Передачи по телевизору шли только чёрно-белые, зато по содержанию патриотические и интеллектуальные. Взрослым некогда было заниматься воспитанием подрастающего поколения. Пацаны росли, предоставленные самим себе как сорняки. Сами пробивались на улице среди старших и сверстников. Большинство огольцов днями напролёт бегали, кувыркались в грязи, играли в салочки, шалили. Редкие исключения сидели по домам и читали книжки, и делали уроки или потели над нотами, и мучили аккорды. Ещё реже мы сидели перед телевизорами. Потому что они были не у всех, да и передачи транслировались только по вечерам. К тому же кто помнит, сколько было тогда каналов?

    Мои друзья из детства Шокуров, Русаев, Рысый…
- Стоп. При чем тут Шокуров? Русаев?! Рысый - это тоже фамилия такая?
- Нет, прозвище или кличка. Мой друг, Рысый, был исключением из исключений. Не то, чтобы он сидел дома и читал в захлёб книжки, как очкарик-Шокуров или пиликал на скрипке, как Паганини-Русаев. Вовка-Рысый мастерил! Не ломал, а мастерил! Сначала чинил игрушки, потом мебель, потом лудил кастрюли, потом паял бытовую технику.
- А откуда взялось такое прозвище?

    Откуда берутся прозвища? Вот у меня с первого класса была кличка «чекист»! Знатоки, вопрос вам: «Версии есть?» Отвечу, не дожидаясь пока пройдёт минута: «Мой одноклассник, Коля Вихров, посмеялся над тем, что я надел фуражку, как Ленин на субботнике, и прозвал меня чекистом». Представляете, в первом классе такая политическая подкованность? У моего друга детства была кличка «Рысый». Есть версии? Может он внешним видом чем-то рысь напоминал или громко рычал, когда злился? Ну здесь я точно сказать не могу, но помню, что сначала его все звали белобрысый. Наверное, постепенно сокращали «брысый», «рысый». На чём и оставались.

    У Рысого с детства была тяга к электричеству. Ещё до школы он мне показывал, как можно сделать короткое замыкание и отключить свет на весь подъезд. Потом он стал в хорошем смысле с позиции ребёнка использовать свои знания на пользу семьи, друзей, соседей. Он научился ставить жучки на перегоревшие пробки, ремонтировать розетки и менять лампочки.   Однажды в первом классе я пришёл к нему в гости, когда он перебирал электрический утюг.
- Смотри, Чекист, вот спираль перегорела. Мы её сейчас закоротим, изоляторы сдвинем и можно собирать. Всё, утюг работает.
В следующей раз, когда потухла лампочка в его комнате, он решил показать мне как поправить контакт в патроне от лампочки. Для чего мы пододвинули под лампочку кухонный стол. На стол поставили стул. Вовка залез на стул и выкрутил лампочку.
- Смотри, Чекист, вот контакт в патроне окислился. Берём отвёртку, зачищаем, можно ещё и пальцем подогнуть...
В это время дверь в детскую открылась и на пороге застыла в оцепенении Вовкина мама. Почему-то она побледнела.
- Вова, не двигайся.
- Мама, ты что? - Рысый спокойно повернулся к маме.
- Вова, пожалуйста, ничего не трогай. Тебя может током ударить.
- Да ты что мама? Я что дурной что ли? Я сначала пробки выкрутил!

    Однажды, когда мы учились во втором классе, Рысый сообщил мне, что теперь в его комнату поставили телевизор.
- Чекист, приходи ко мне телевизор смотреть.
- Здорово, и что тебе всегда его смотреть можно?
- Нет, мы договорились, что я смотрю его только с разрешением и после того, как домашнюю работу сделаю.
- А как мы тогда кино смотреть будем?
- Приходи, увидишь. Я дистанционное управление сделал.
- Хм... Дистанционное управление?! Что это такое?
- Это когда тебе не надо подходить к телевизору, а ты можешь его включать издалека, – по-взрослому объяснил «профессионал-электронщик».

    Техническую конструкцию дистанционного управления он объяснил мне у себе дома.
- Смотри, Чекист, вот от розетки у телевизора до стула у рабочего стола вдоль плинтуса я проложил кабель. В плинтусе я вырезал отверстие и встроил тумблер, так что могу ногой включать и выключать телевизор.
- Рысый, чётко ты придумал. Дистанционное управление — это будущее бытовой техники!
Для маскировки мы разложили учебники на столе. Заняли позу «решения сложных задач и мировых проблем» и включили тихонько телевизор. Вдруг, по сюжету фильма, герой закричал. Уникальное дистанционное управление тогда ещё не имело управления звуком. На шум телевизора отреагировала Вовкина мама. Мы услышали быстро приближающиеся шаги и дверь в комнату резко распахнулась. За секунду до этого Рысый спокойно ногой нажал на тумблер.
- Вова, вы что телевизор смотрите?
- Нет, мама, мы просто громко обсуждали решение этой задачи: «Из пункта А в пункт Б...» может ты нам поможешь?
- Громко разговаривали? Странно, я была уверена, что вы кино смотрите. Ну, ладно решайте свои задачи сами. Только телевизор не включайте. Помните, вы у меня под контролем.
    Ничего себе, двойная польза дистанционного управления: удобно и выгодно!
- Рысый, ты гений! Твоя мама, уже три раза нас пыталась подловить, а дистанционное управление работает на сто двадцать процентов.

    Примерно полгода после изобретения дистанционного управления Рысый стоя слушал урок. Наша учительница обратила на это внимание.
- Вова, ты почему не садишься?
- Элла Робертовна, мне чирей сидеть мешает. Можно я постою?
После уроков я посочувствовал Вовке.
- Сильно чиряк болит?
- Смотри, Чекист, никакого чиряка у меня нет, но болит сильно. Меня мать поленом за дистанционное управление воспитывала.
- Что, застукала?
- Нет, догадалась. Она у меня умная и красивая, крутая и справедливая.
- Но как?
- Меня дома не было. Она зашла в комнату увидела, что грязно, я уже месяц в своей комнате полы не мыл. Мать подумала: «Бедный мальчик, всё время старательно делает уроки. Дайка я в его комнате сама уберусь, полы помою». Когда она плинтус протирала, то увидела кабель, ну и догадалась. Теперь нужно придумать какое-нибудь другое, например, беспроводное управляющее устройство.

    После окончания школы наши пути разошлись. Вовка пошёл в училище учиться на радиомеханика, я на сварщика. Следующий раз я его встретил только через год. Оказывается, в училище он начал свободно разбираться во всевозможных схемах: ламповых и транзисторных радиоустройств. Через полгода обучения его направили на практику в сельскую радиомастерскую. Руководил мастерской Ушаков Георгий Алексеевич, радиомеханик пятого разряда. Георгий Алексеевич, хитрый и ушлый мужик, хорошо разбирался в технике. По вызовам ходил Вилли Лель радиомеханик третьего разряда. Этого ленивого Леля и назначили в наставники Рысому. Чему мог он научить своим примером талантливого мальчишку? Вилли обычно начинал ремонт телевизора с протирания экрана.
- С техникой надо обходиться, как с женщиной, – говорил он, вожделенно гладя экран, как бампер деревенской красавицы.
Потом вскрывал технику и пылесосил изнутри. Потом менял по очереди лампы. Если телевизор всё ещё не работал, то он объяснял хозяину, что ремонт очень сложный и требует проверки в мастерской. За успешный ремонт для мастерской он оприходывал деньги, а для себя сто грамм, так как за удачный ремонт ему часто давали на посошок. Рысый быстро понял, что научиться у Вилли можно только как телевизоры протирать да водку пить. В конце второй недели он сказал Вилли, что в следующий понедельник он не пойдёт с ним по вызовам, что пусть он сам носит свой чемодан с запасными лампами по посёлку.
- Я попрошу Ушакова оставить меня в мастерской для ремонта сложных неисправностей!

    На следующий понедельник Георгий Алексеевич торжественно вручил практиканту железное ведро.
- Поедешь в город в центральное управление и привезёшь полное ведро электричества.
Через открытую дверь в бюро Рысый видел, что Вилли сидел у шефа за столом, на котором уже стояла открытая бутылка спирта. «Сговорились уже, а мне говорили, что используют спирт только для протирания контактов»- подумал Рысый и взял ведро.
- Чекист, думаешь, я поехал в центральное управление? Нет, я только сделал вид, что не понял, что они надо мной издеваются. В самом деле я поехал домой, перемотал трансформатор для понижения напряжения, припаял самодельный предохранитель, подсоединил кабель с вилкой на вход и один кабель с неизолированными концами на выход, упаковал трансформатор аккуратно в коробочку. На следующий день я ещё до разнарядки протёр мокрой водой пол в мастерской и поставил ведро на изоляционный коврик, один неизолированный контакт подложил под ведро, второй рядом под мокрую тряпку. Ну и незаметно включил домашнюю заготовку.
- Вовка, ты ведро с электричеством привёз? — это Вилли наехал на Рысого и хотел посмеяться над глупым практикантом.
- Да, вон полное электричества стоит перед дверью. В центральном управлении сказали, чтобы мы были поосторожнее, ведро под напряжением! - ответил практикант.
Самодовольный Вилли схватил ведро и «опупел», глаза выпучил, закричал матом. Дошло до истерики. После чего практика для Рысого закончилась с «положительной» характеристикой досрочно.

    Выслушав эту историю, я сделал другу предложение отомстить Лелю.
- Рысый, у моей соседки как раз поломался телевизор. Завтра должен прийти «твой ленивый Лель» так я ему, после того как он телевизор починит, морду накую, наклепаю, напаяю, а потом ещё тряпочкой протру.
- Стоп, Чекист, морды бить не хорошо у меня идея есть получше, а телевизор бабе Мане я сам бесплатно подчиню.
На следующий день, до прихода Вилли, Рысый поменял в телевизоре несколько лампочек местами, да так, чтобы по пыли нельзя было догадаться, где они раньше стояли. В то же время я объяснил бабе Мане, что Вилли не может по-настоящему ремонтировать, а Рысый ей после Вилли всё сделает как надо.
Вилли пришёл к бабе Мане под вечер, протёр экран, пропылесосил внутренности, безуспешно поменял по очереди все лампы, но телевизор всё равно не работал. Он уже начал объяснять бабе Мане, чтобы она принесла телевизор в мастерскую. В это время, как бы невзначай, пришли мы.
- Баба Маня, да не надо вам нести телевизор в мастерскую, я его вам бесплатно отремонтирую. – сказал Рысый.
    Лель налился краской и набычился. Вовка тут же на глазах у Вилли для виду перепаял ножки у одного гнезда и незаметно расставил лампы по своим местам – телевизор заработал. Баба Маня на радости достала бутылку самогонки. У Вилли при виде «лекарственного» напитка слюнки потекли, а от злости руки затряслись.
- Баба Маня, налейте же и Вилли стопку, что он зря телевизор пылесосил. Без него бы я, конечно же не смог ваш телевизор починить. – отреагировал Рысый.
Да вот такой был, Вовка скромный и добрый малый.

    Помните, как было у Александра Дюма в трилогии «Три мушкетёра»? Десять или двадцать лет спустя? Как их всех мушкетёров звали? Шокуров? Русаев? Я не помню, но на всякий случай напишу, что стало с Рысым тридцать лет спустя. Потому что примерно тридцать лет спустя или больше я его встретив в Германии, куда он тоже переехал на постоянное место жительство. Оказывается, он ещё в Союзе получил высшее образование по специальность электронщика. В Германии его взяли с руками и ногами на работу в ведущую фирму по производству электронных блоков управления для сельскохозяйственных машин.
- Володя, ты чем сейчас занимаешься? – спросил я его.
- Да так… Чиню, лужу, паяю. – скромно ответил он.
Только после разговора с ним я решил почитать про его фирму. Зашёл в интернет и… Оказывается, наш Вольдемар ведущий инженер этой фирмы. Это его идеи реализованы в самых современных управляющих устройствах для сельскохозяйственных машин. Примерно девяносто процентов тракторов и комбайнов в Германии оснащены устройствами его производства. Не удивлюсь, если через пару лет услышу, что луноходы и марсоходы оснащены устройствами, о которых визионер-Рысый ещё в детстве фантазировал, а сегодня штампует, клепает и собирает на фирме.

    Друзья детства снова встретились и выпили за дружбу, за пропавших «с радара» мушкетёров.
- Чекист, а ты что? Вот я лужу, паяю, примеряю, точу, кую, гну, керню.
- Рысый, а я пишу муру, в очко играю, мяч гоняю и сочиняю всё херню.
Потом они вспомнили Ушакова и выпили за его здоровье, а потом и за здоровье Леля и продолжили задушевные разговоры.
- Вова, я про тебя в интернете прочитал. Ты скажи честно, чем ты занимаешься?
- А я, схемы клепаю, ЭВМ починяю, а ты?
- А я мозги вправляю и по клавишам долбаю!
- Так выходит ты кто?
- Я всё ещё Чекист, «народный» пи пи пи'сатель. Ты мои произведения на заборах и в общественных туалетах читал?
- Некогда мне, я деревообрабатывающий станок купил. Теперь я ещё и стружку снимаю.


Рецензии