Безответственное искусство...

    Лучше создавать художественные произведения безответственные, чем ответственные. Ответственные живописные полотна, кинофильмы, проза, скульптуры, стихи создаются о событиях, которые ещё не произошли. О явлениях, которые ещё не возникли.

     Ответственными произведениями можно "накаркать", накликать, напророчить, привлечь, притянуть  беду. Прежде всего, к себе самому, как к автору.

      Нельзя, чтобы все или увидели, или услышали, или прочитали ответственное произведение. Потому что "все" - этот такая масса народа, которая обязательно притянет к себе то, например, неблагоприятное будущее, которое представлено в ответственном художественном произведении.

      Вполне возможно, что управляющих всегда меньше, чем  управляемых, потому что знакомство с ответственными, в том числе художественными произведениями, небольшого количества людей не притягивает неблагоприятное будущее, а просто позволяет его учесть. Как один из вариантов будущего. Учесть и даже забыть. Не остерегаясь. И вспомнить, чтобы действовать определённым образом, если вдруг неблагоприятное учтённое будущее начнёт осуществляться

      Коротко говоря, ответственные, то есть пророческие художественные произведения предназначены для того, чтобы их слушали, смотрели, читали немногие. Так называемые избранные.

      Так называемая демократизация искусства, за которую несёт ответственность и американский Голливуд, привела к тому, что все могут посмотреть и услышать то, что когда-то предназначалось глазам и ушам немногих. Избранных.

      Те деятели искусства, например, художественного сочинительства,  которые хотят, чтобы их прочитали, если не все, то многие,  должны создавать безответственные тексты, если не хотят "накаркать", накликать, напророчить, привлечь беду.

      Чтобы не привлекать беду слушанием, созерцанием, чтением своих произведений, нужно создавать безответственные художественные произведения, которые должны быть:

     Первое. О том, что уже случилось или возникло. Многие исторические повести и романы являются именно безответственными литературно-художественными произведениями.

     Второе. Лёгкими в слушании, созерцании, чтении, чтобы не создавать тяжесть в головах, потому что такая тяжесть не развлекает, а привлекает, притягивает к себе именно неблагоприятное и, вполне возможно, - разрушительное будущее.

     Третье. Предназначенными для созерцания, слушания, чтения теми, кто могут сделать гораздо меньше того, чего хотят в своей жизни достичь.

      Четвёртое. Используемыми или осваиваемыми зрителями, слушателями, читателями в свободное время, во время отдыха, а не труда.

       Пятое. Не инструкциями, не методическими и наглядными пособиями, а приятными в освоении безделицами, безделушками.

      Главным отличием безответственных произведений от произведений ответственных, пророческих, является то, что они предназначены тем, кто могут сделать гораздо меньше того, чего хотят в своей жизни достичь.

      Те авторы, которые хотят, чтобы в их произведения всмотрелись, или вслушались, или вчитались те, которые имеют силы и возможности достичь всего или почти всего, чего хотят, должны помнить, что они вторгаются в сферу ответственного, то есть пророческого искусства.

      Те люди, которые имеют возможности и силы достичь почти всего, чего они хотят, являются особенными зрителями, слушателями и читателями.

      Иногда те люди, которые имеют возможности и силы достичь почти всего, чего они хотят, высматривают, выслушивают, вычитывают пророчества даже из безответственных художественных произведений.

     Но чаще всего люди с достаточными возможностями и силами высматривают, выслушивают и вычитывают пророчества из ответственных художественных и нехудожественных произведений. Примером нехудожественного и, одновременно, ответственного произведения, некоторые учёные называют "Закат Европы" О. Шпенглера.

      Но есть и те учёные, которые утверждают, что "Закат Европы" ответственным произведением называть нельзя, потому что данное произведение написано о том, что уже произошло и что уже возникло.

      А вот многие произведения Жюля Верна гораздо более ответственные, чем "Закат Европы" О. Шпенглера, потому что произведения Жуляи Верна "притянули" рассматриваемое в них будущее хотя бы к сообществу изобретателей-конструкторов.

      Сочинители-фантасты  не все такие, как Жюль Верн, много среди них тех, которые создают полностью безответственные фантастические художественные тексты.

      Но даже авторы безответственных фантастических произведений часто  не могут, дожив сами, или своими произведениями, до осуществления каких-то пророчеств из прошлого, избежать одного соблазна.

      Соблазн для авторов безответственных фантастических произведений заключается в том, чтобы настойчиво приводить широкой общественности аргументы в пользу того, что какие-то сбывшиеся пророчества впервые появились в каких-то их, когда-то казавшихся полностью безответственными,  фантастических произведениях, или для глаз, или для ушей, или для чтения.

      Так что те сочинители, которые решают посвятить себя созданию полностью безответственных литературно-художественных произведений, имеют какой-то шанс извлечь  двойную выгоду из своего литературно-художественно творчества: и не затрачиваться на получение образования, необходимого для обращения к людям с возможностями и силами, и иметь возможность доказать, что в каких-то пророчествах первыми были они, безтветственные сочинители, а не какие-то чрезмерно обрадованные умники!

     Некоторым безответственным живописцам, кинематографистам, поэтам, прозаикам, скульпторам не придётся даже тратить время и силы на то, чтобы доказать: какие-то притянутые, сбывшиеся пророчества были в их произведениях, а не в произведениях чересчур образованных умников. За них это сделают биографы, историки, искусствоведы, литературоведы, расследователи... 


Рецензии