Родословная книга Мой архипелаг 4

 Маямсины на Урале.
Дмитрий Степанович Маямсин
(1716 – до 1793 Нытва)
Заводская матрица
Я родился на среднем  Урале. Но до своего появления здесь на Урале в качестве выпускники института над этим не задумывался. А приехав на юг Пермской области,  в первый вечер плакал горькими слезами от мысли – куда я попал! Сидел за столом, писал письмо жене – а слёзы капали на лист бумаги. Столь незавидной  казалась моя доля.
В 1973 году на Урале процветало «крепостное право» - люди не имели паспортов, которыми так гордился поэт Маяковский – «Я достаю из широких штанин…». Парни, отслужив в армии, могли получить свободу в виде паспорта, а девчата обречены были, в лучшем случае, доить коров на колхозной ферме, и только, если председатель колхоза расщедрится – получить паспорт и «быть таковой». Но этого  в первый свой вечер я ещё не знал и плакал от вида убожества уральской деревни, куда я попал для работы в сейсморазведочной партии.
Я ещё не читал произведения Алексея Иванова, да их еще и не было, о «заводской уральской матрице», коей можно восхищаться и гордится, но и прийти в ужас от её существования. Мне – сибиряку её - матрицы - идеология оказалась во многом чуждой. Нет, я кое-что принимаю, например, «культ труда». Но большинство её штампов мне претит.
В чем, собственно, «заводская уральская матрица» выражается по Иванову:
Цитаты из Иванова:
И ничем, кроме язычества, невозможно было объяснить «уральскую матрицу», которая продолжала работать.
Это уральское языческое поклонение железу. И саму возможность поклонения кому-то, кроме бога или золота, русские на Урале переняли от язычников.
Мастер не подчиняется христианскому богу. Он язычник. Даже если на груди у него — православный крест. Мастер творит свои миры из языческих стихий — огня, земли, воды и воздуха.
Труд стал всем: смыслом жизни, доблестью, карой, способом познания и преобразования мира.
Наша страна огромна и на её территории много разного рода «матриц», это ощущается, когда посещаешь разные уголки еще Союза. В Средней Азии своя «матрица», на Кавказе – своя, в Сибири  -  своя и так долее. Что и на уральских заводах   своя - логично.

Меня бы - полевого  геолога эта «заводская  уральская матрица» и не зацепила, если бы не события, которые я опишу в связи с темой нашего очерка.
Я уже в другом очерки упоминал о том, как нас на Урале «встретили» однофамильцы (родственники лет 400 так тому назад). Холодно встретили. Всё бы ничего, холодно и холодно… От них и нужно было только одно – получить информацию о фамилии: откуда родом, что думают о происхождении фамилии и тому подобное. Но прозвучавшее: «нет у нас родственников и не надо..!» - это было что-то! А виновата во всем как оказалась «заводская матрица».
Спустя много лет удалось узнать, что Маямсины, проживающие в Пермской области, являются выходцами из Нытвинского завода, что ещё с 1780 года  и ранее трудились на тамошнем металлургическом заводе ремесленниками. И в полной мере являются представителями «заводской Уральской» матрицы, описанной позже А. Ивановым. Люди суровые, гордые - не чета разным крестьянам и прочему пролетариату и равнодушные к тем, кто не из них – заводских.
Но я искал корни Рода и был готов к компромиссу, да, и сейчас готов, надеясь на то, что кто-нибудь заинтересуется темой поиска корней Рода. В моей родной Сибири тоже не все радушно встречали инициатора  раскопок. Страх перед «скелетами в шкафах» бывает сильнее человеческого любопытства.
Но ближе к делу. Работе над Древом пермских Маямсиных способствовали ряд обстоятельств:
Первое – это доступность материала. Хочется выразить работникам Пермского архива огромный «респект» за их труд – оцифровать, обработать (запустить поисковик по фамилиям) и выложить в интернет в свободный доступ – это дорогого стоит!
Второе – наличие у меня свободного времени, возникли простои в работе по другим архивам.
Третье – я обратил внимание, что в базе пермских фамилий имеются МаямСины и МаямЗины, в нашем сибирском случаи тоже были подобные метаморфозы с буквой «С-З». Захотелось понять  методологию этого явления.
Выбрав с сайта «Поколения Пермского края» все фамилии  «Маямсин»,  и похожие на неё, в специальной программе «Древо Жизни -5» стал строить генеалогические цепочки. Получилось Древо из 125 персон, по населенным пунктам : Нытва, Усть-Игум, Нижняя Яйва, Сараны.
Все подробности можно посмотреть на сайте «Всероссийское Генеалогическое Древо» в фамильной теме «Маямсин».
Работа не претендует на 100% точность и удовлетворение всех вопросов, но может служить началом собственных исследований.
Хочется ещё сказать о том, что у меня совпали взгляды с представителями этого семейства на происхождения фамилии и её Историческую Родину – это место Волжская Булгария, именно из тех краёв ремесленники Маямсины перебрались на Строгановский металлургический завод.

В качестве населенного пункта Нытва была упомянута в писцовой книге М. Кайсарова еще в 1623 году.
Деревня Нытва на реке на Каме усть речки Нытвы, а в ней: дв. Анисимко, Васька Семеновы дети Инвинцы, дв. Ефимко Яковлев да Максимко татарин Чебоксарскаго города, дв. Самойлик Нестеров с. Инвинец; пашни паханы середние земли 13 четьи в поле, а в дву по тому ж; сена по речке по Нытве 35 копен.
Здесь на речке Нытва в 1747 году А.П. Строганов и начал строит медеплавильный завод, который достраивала его жена Мария Артемьевна.
Официальной датой пуска завода  считается 1756 год и принадлежал к тому времени князю М.М. Галицину.
С 1768 по 1788 год  Завод был также чугуноплавильным, с 1788 стал железоделательным, производство меди прекратилось в 1789 году
Ремесленники Маямсины появились в Нытве  до 1780 года  в разгар  чугуноплавильной деятельности на заводе. Откуда прибыли?
К середине 1700 годов  чугунное производство интенсивно было развито   в районе среднего течения реки Волга. Переписи Казани  того времени  свидетельствуют о проживании большого количества ремесленников в тех местах. А мы знаем из предыдущего очерка   о проживании в Нагорной стороне Волги (Тетюши, Ямбухтино, Моркваши) многочисленной диаспоры Маямсиных, которые наверняка осваивали заводские профессии. К тому же известно, что князья Галицины были владельцами различных поместий в Поволжье, к примеру, в селе Моркваши, а значит и могли владеть заводами.  При возникшей потребности в чугунолитейном деле на Урале, могли переправить оных в Нытву.
Откуда сведения у пермских Маямсиных о их происхождении от Волжских Булгар хотелось бы узнать подробнее.
Династия Маямсиных на Урале началась с Дмитрия Степановича 1716 года рождения и его младших братьев Петра и Нестора. Все они,  их дети и внуки были заводскими ремесленниками и трудились на Нытвинском заводе несколько веков подряд. Но были и исключения. Так внук Петра Николай Фёдорович 1795 года рождения был вызван заводчиками в центральную усадьбу – село Ильинское, где получил «новое назначение» и, преодолев реку Каму, отправился в завод Усть-Игум. В то время там была лесопилка, которая обеспечивала стройматериалами строительство судов для перевозки по рекам грузов. Так ремесленники металлургического завода освоили профессию судостроителей.

Метаморфоза фамилии.
Именно здесь произошла метаморфоза фамилии МаямСин в МаямЗин, что и заинтересовало мен – как такое могло произойти?  Дело в том, что нашу фамилию уже в  XX веке в Сибири  тоже переделывали с букой «З».
 Своей церкви с заводе Усть-Игум не было детей крестили в соседнем селе, а когда деревянная церковь там сгорела, пришлось ездить в село Нижне  Яйвинское, тамошний дьячок и стал записывать новых прихожан с буквой «З» вместо  - «С». Много народу окрестил он так. Старики то уж и забыли – как правильно писать фамилию, да, и просто не обращали внимания на то, что там писарь пишет.

«Николай Фёдорович Маямсин (буква «с» выделена специально – читатель поймет, почему это сделано позже) родился в 1795 году – год рождения установлен на основании указанного при смерти возраста 74 года – ГАПК, ф.37, оп.6, д.85, МК Николаевской церкви завода Усть – Игум, 1869 год, об умерших, стр.34. Хотя дата рождения по РС =1800 год, но 1795 кажется более правдоподобным и с точки зрения даты брака их с супругой и её даты рождения. Женился Николай 3 февраля 1816 года на Марии Кузнецовой – ГАПК, ф.192, оп.1, д.10 МК Спасской ц. Нитвинского завода, стр.394,- а через 8-м месяцев у молодых появился первенец – сын Иосиф Николаевич Маямсин (буква «с» выделена специально). Факт рождения зарегистрирован в МК Спасской церкви Нытвинского завода –ГАПК, ф.192, оп.1,д.10, стр.390. 12 августа 1823 года –рождается ещё один сын, интересующий нас, - Пётр – ГАПК, ф.37, оп.2, д.55, МК Спасской ц. Нытвинского завода, 1823 год, о родившихся, стр.____. Пётр был призван на службу в солдаты, после службы вернулся, женился на Пелагее Дмитриевне, родил сына – Георгия, который умер в 14 летнем возрасте – ГАПК, ф.37, оп.6, д.85а, МК Николаевской ц. села Нижне – Яйвинского, 1873 года, об умерших, стр.37. В нашем повествовании впервые появилось упоминание о Селе НижнеЯйвинское. Дело в том, что Николай Фёдорович Маямсин в 1823 году вместе с семьёй был переведён в Соликамского уезда село Усольское – центральная усадьба Графа Строгонова – (РС Нытвинского завода за 1834 год, ГАПК, ф.111, оп.1, д.2108, стр.25). В Усолье Николай долго не задержался и был отправлен для работы на Усть – Игумский лесопильный завод, где и прожил свою жизнь. Переезд в Усть-Игумский завод ознаменовался появлением там новой фамилии Маямзин. Дьячёк местной Николаевской церкви не очень разобрал на слух фамилию и вместо буквы «с» вставил в фамилию букву «з», так и пошли гулять по России носители новой фамилии –МаямЗины (ГАПК, ф.37, оп.6, д.82, МК Николаевской ц. села Нижне-Яйвинского, 1861 год, о браке, стр23). Это, пока, самое ранее употребление фамилии с буквой «з», регистрирующая факт венчания Павла Иосифовича Маямзина с Деревни Зигановой Князей Голициных крестьянина Ивана Фёдоровича Захарова дочерью девицей Ксенией. Умер Николай Фёдорович Маямсин 12 января 1869 года –ГАПК, ф.37, оп.6, д.85, МК Николаевской ц. завода Усть –Игума, 1869 года, об умерших, стр.34. – заполучив при регистрации смерти в свою фамилию букву «з». Супруга Николая прожила вдовой ещё 12 лет, умерев 4 июля 1881 года –ГАПК, ф.37, оп.6, д.91а, МК Николаевской ц. села Нижне-Яйвинского, 1881 год, об умерших, стр.40 – в этой записи узнаём её отчество – Мария Дмитриевна и фамилия Маямзина и возраст на год смерти – 86 лет».
Но тут в завод Усть-Игум приехал их родственник из Нытвы Михаил Васильевич Маямсин – там ещё помнили фамилию коренных заводских ремесленников, вот новый прихожанин и возмутился. Стали усть-игумцы менять свои фамилии  на исконный лад. Но не все. Некоторые оказались, так и стали жить – один брат МаямЗин другой МаямСин.
«Что бы закончить тему завода Усть-Игум и ротацию букв «с» и «з» в носителях исследуемой фамилии в этой части стоит упомянут еще об одной ветви, связанной с таким персонажем как Михаил Васильевич Маямзин (Маямсин) –жителем завода Усть-Игум, у которого 28 апреля 1896 года родилась дочь Клавдия Михайловна Маямзина –ГАПК, ф.37, оп.6, д.106, МК Николаевская ц. завода Усть-Игум, 1896 год, о родивш, стр.6 - , а затем - 4 января 1898 года родился сын Николай Михайлович с фамилией Маямсин - ГАПК, ф.37, оп.6, д.106, МК Николаевская ц. завода УстьИгум, 1898 год, о рождении,стр.99.
Михаил Васильевич Маямсин (с таким написанием фамилии он родился в Нытве в семье Василия Кирилловича Маямсина и своего деда Кирилла Фёдоровича, стал мастеровым Нытвинского завода, затем по какой то причине перебравшийся на жительство а Усть Игум к своим троюродным братьям Иосифу и Андрею и двоюродному дяде Петру Николаевичу. Возможно, с его переездом в Усть-Игум и связано восстановление буквы «с» в фамилии Маямсин, утраченную в семье Николая Фёдоровича».

Миграция заводских ремесленников по Пермской губернии.

Фамилия Маямсин отмечается также ещё в заводе Сараны, что сегодня находится в Свердловской области, а тогда там в 1791 году у крестьянина Стефана Васильевича Маямсина родился сын Афанасий.
А в ревизских сказках за 1834  и 1850 годов числился Прохор Васильев 1761 года рождения.  Затем Маямсины перебрались в город Александровск, где и сейчас проживают, а Маямзины отъехали в Набережные Чалны и тоже живут там и по сию пору.
  В общении с представителем этого семейства в одноклассниках моя супруга и выясняла вопрос о том, откуда Род пошел. Именно один из представителей этой фамилии утверждал, что Род вышел из Волжской Булгарии. Данное утверждение полностью совпало с моими исследованиями и поисками Исторической Родины Маямсиных.
 С большой степенью вероятности можно утверждать, что Василий Маямсин - это родной брат Дмитрия  Стефановича, - ремесленника Нытвинского завода.
История завода Сараны началась в 1758 году когда балахинский купец Петр Осокин получил разрешение на строительство железоделательного завода в долине реки Сараны.
Петр Осокин перевел из Нижнеиргинска 193 человека мастеровых людей. Это были первые строители Сараны. Позднее Осокин ещё переводил и пополнял население поселка. Поэтому так много однофамильцев в Саране и  Нижнеиргинске и в наше время.

Ближе к XX веку ремесленники Маямсины  из завада Нытвинского стали перебираться на Мотовилихинские  заводы Перми.
«Николай: «родители: – Оханского уезда, Нытвинской волости мастеровой Владимир незаконнорожденный Маямсин и законная жена его Лидия Константиновна, оба православные» -
- запись о рождении Николая Владимировича Маямсина сделана в метрической книге Свято-Троицкой церкви Мотовилихинского завода Пермского уезда 1 февраля 1901 года –ГАПК, ф.37, оп.6, д.181, стр.30.


Рецензии