Родословная книга Мой архипелаг 5

Маямсины в Башкирии
Маямсин Григорий Дмитриевич
(1772 с. Ямбухтино – 1846 с. Петровское)


Григорий Дмитриевич является основателем Рода Маямсиных в Башкирии. Как бы там не фантазировали представители этого семейства, что они являются выходцами из Финляндии, необходимо признать очевидные факты. А факты эти таковы – в 1831 году Григорий Дмитриевич был переведен из села Ямбухтина Симбирской губернии (ныне Татария) в село Петровское Оренбургской губернии (ныне Башкирия).
К финскому происхождению мы еще вернемся, а пока опишем факты.
Григорий Дмитриевич был женат не единожды. От первой жены Матрёны Афанасьевны у него остался сын Григорий. От второй – четыре  сына:   Иван и Иван же, Степан и Пётр.  А третью он взял с пасынком Елистратом Трофимовичем. Носил ли Елистрат фамилия приемного отца мне  не известно.
Со всеми своими и приемным сыном, но без жен Григорий прибыл в село Петровское в 1831 году. Сыновья уродились у Григория отчаянные, Григорию  и пасынку Елистрату было по 22 года, младшим от 14 до 6 лет. Прибыли они в село принадлежащее дочери Елизавете покойного помещика Киндякова, село было собрано из крестьян, переселённых из разных мест. Маямсины за жизнь свою приходилось бороться  –  и боролись, отчаянно боролись. Наводили они ужас на односельчан, в этих разборках сгинул где-то старший  сын Григорий (1831г.). Помещица была вынуждена расселить дебоширов по разным населенным пунктам, часть семьи отправили в соседнюю деревню. В селе стало спокойнее, но всё равно своенравный и непокорный норов Маямсиных вспоминают до сих пор в селе Петровском. Во время моего посещения села в 2010 году, одним из патриархов фамилии было дана следующая характеристика братьям: «голь перекатная, взять нечего, а страх наводили на всё село».
В Ямбухтино у Григория остались братья Трофим и Елисей. Их отец Дмитрий Михайлович 1745 года рождения умер ещё до переселения семьи Григория в Оренбургскую губернию. Там же в Ямбухтино на кладбище остался их дед Михаил Власович Маямсин  1713 года рождения. А у деда были ещё братья Харитон и Яков. Так что, семья с фамилией Маямсиных ещё в селе Ямбухтино была многочисленна.  Двоюродный дед Харитон служил при дворе еще предшественника помещика Киндякова  - помещика Генерал-майора Нефёда  Никитича Кудрявцева. А между этими крайними помещиками был ещё помещик Татищев Пётр Алексеевич. Я вообще пришел к выводу, что фамилии Маямсиных в селе Ямбухтино с помещиками не связана – помещики приходили и уходили, а Маямсины … оставались.
Чтобы сделать очерк о Григории более интересным для читателей остановлюсь на семейной легенде башкирских Маямсиных о происхождении фамилии. Чем больше я думаю о семейных легендах, о том, что в каждой легенде «только часть вымысла», тем больше мне кажется, что и эта легенда имеет право на существование и на то, что бы оказаться «правдой».
Суть легенды. По мнению башкирских старожилов фамилии её происхождение восходит к петровским (Пётр Первый) временам и гласит, что когда Петру понадобились специалисты по лесоводству – тот выписал такового из Финляндии. Кличка или прозвище, которого и заложила основу фамилии. Что ж,  каждая версия имеет право на существование. Я могу конечно поспорить – фамилия Маямсин появилась в Сибири еще при отце Петра Первого – Алексее Михайловиче в 1676 году. Ну, а как всё это,- что содержится в легенде,  было раньше? Не при Петре, а при его отце или деде? Или ещё до Романовых? И в башкирской гипотезе неточность только во времени и месте. Может всё это - было  ещё в селе Ямбухтино? А по сути - всё остальное верно!
От себя добавлю, что активное заселение Поволжья  происходило  в период правления  Ивана Грозного и после, в том числе пленными поляками и латышами после ливонской войны. Среди «полонян», как их называли, могли быть и финны. Почему нет? «Полоняне» активно принимали православие, получали положенные при этом льготы и становились коренными жителями, носящими чисто русские имена и отчества, и прозвища (фамилии). Таких фактов в документах того времени уйма.

Ещё хочется описать встречи, происходящие во время нашего с супругой Светланой посещения села Петровского. Я уже упоминал в водной части эти встречи. Сейчас опишу подробнее.
Приехали мы в Петровское по рекомендации жительницы города Перми, которая и посвятила нас  в то, что в Башкирии есть село такое, где половина населения – Маямсины. Половину села мы не нашли, но встретили очень приятную семью Александра и Неонелы  Маямсиных, ночевали у них, слушали воспоминания, в том числе старожилов села.
Затем по дороге домой заехали в офис в городе Стерлитамак ещё к одному представителю этого многочисленного семейства (около 200 человек)   Евгению Маямсину. Он  встретил нас очень радушно, напоил  чаем, говорили очень долго, отрывая его от производственных дел. На прощания он сказал, что если мои  поиски установят, что мы - Маямсины будем не «дворянских» кровей  - это буден не интересно». Позиция откровенная и она заслуживает уважения. Но, Евгений, думаю ты не прав! Знать свои корни и интересно, и нужно. Думаю, что Ты когда-нибудь с этим согласишься. А сейчас, прости – не «графья»!
А за тёплый и радушный прием огромное  всем спасибо.


Рецензии