Домовой 5
Кацман проводил уроки блистательно. Он был непревзойденным рассказчиком и мог держать внимание студентов часами. Это были не уроки, а спектакли одного актера. Я не помню, чтобы на его занятиях было скучно. А.И. умел сложные вещи объяснять простым языком, используя интересные примеры и сравнения. Он, как мудрый пастор, всегда знал какой пример нужен его прихожанам сегодня. На уроках он был мобилен и собран. Кругозор его был необычайно широк - от искусствоведения и психологии до физики и астрономии, казалось, что не существовало области человеческой деятельности, которой бы он не интересовался. Кацман был эрудитом и часто не мог сдерживать себя, когда сталкивался с невежеством и бездарностью. В такие моменты он был необычайно горяч и резок. Яростные споры и стычки, которые он провоцировал сам, случались на наших занятиях частенько. В такие минуты мы были терпеливыми и с уважением выслушивали его резкие высказывания в наш адрес. Свою позицию на ту или иную проблему он выражал ясно и убедительно. Не любил, когда кто-то пытался опровергнуть его высказывания. Спорить с ним было сложно. Перед тем как с кем–либо вступить в «драку», он расплывался в улыбке, облизывал губы и произносил свою знаменитую фразу: «Простите, извините! Какая пошлость!!!» При этом он отводил свою миниатюрную головку чуть в сторону, как бы отмахиваясь от недостойной мысли пришедшей в голову студента и уж, потом, яростно кидался в спор.
После таких эмоциональных извержений мы понимали, что характер нашего любимого преподавателя – не сахар. А.И. часто говорил нелицеприятные вещи своему собеседнику, но мы не обижались на него и понимали, что это был один из его приемов в педагогической работе. Он старался спровоцировать спор. Несмотря на его петушиный характер в душе он был очень нежным человеком, любил студентов, знал о них буквально все и мастерски манипулировал этим даром. А.И. безошибочно распределял студентов на роли в спектаклях, опираясь в своем решении не на внешние данные, а на внутренний мир. Кацман был тонким психологом и умел в каждом ученике пробудить интерес к учебе, незаметно заставить их трудиться до седьмого пота и от этой изнурительной работы еще и получать огромное удовольствие. На его уроки шли как на праздник, думая: «Чем же сегодня удивит нас учитель?»
Но мало кто знал, что талантливый и обеспеченный на первый взгляд человек, в бытовой жизни был незащищенным и одиноким. Институт был для него домом, в котором жили его друзья, ближе которых у него никого не было. Я не помню ни одного дня, когда А.И. болел. Он всего себя отдавал работе. Ему некогда было думать о здоровье. Лучшим лекарством от всех болезней для него была работа со студентами. Ради них он сжигал себя, требовал от них огромной затраты сил и души, верил, что каждый его ученик найдет достойное место в театральном мире.
Свидетельство о публикации №223102401621